Бартоломео Коклес и Андреас Корвус

Алексей Шлыков / Май.23.2018. / Нет комментариев

Вниманию читателей блога предлагается перевод статьи Кристофера Джонса, размещенной на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В ней речь идет об истории европейской хиромантии в XV и XVI веках, а именно — об именах и работах таких известных представителей того времени, как  Бартоломео делла Рокка (Коклес) и Андреас Корвус. На русском языке публикуется впервые.

Бартоломео делла Рокка

Начало в Италии эпохи Возрождения совпало по времени, что нас отнюдь не удивляет, со становлением страны важным центром исследований в сфере хиромантии (речь идет о второй половине XV-начале XVI столетиях). Одним из наиболее известных хиромантов этого периода являлся Бартоломео делла Рокка, также известный, как Коклес (Cocles) (1467-1504).

Коклес жил в Болонье и был не только изысканным знатоком астрологии, физиогномики, хиромантии и геомантии, но также изучал математику, хирургию и медицину. Он написал, по крайней мере, два трактата по хиромантии, еще минимум две работы под его именем были выпущены Патрицио Трикассо. Главной работой Коклеса является «Chiromantiae Principiis… Anastasis», впервые опубликованная в 1503 году, произведение на латинском языке в шести томах, которое включает в себя разделы по хиромантии и физиогномике. Слово «анастасис» означает пробуждение, что наводит нас на мысль, что Коклес считал себя кем-то вроде воскресителя этих искусств. Столь претенциозное звание пришло на ум Коклесу, по той причине, что он в целом, вероятно, был довольно горделивым и хвастливым человеком. В особенности он гордился своими способностями в хиромантии, хвастаясь тем, что все его предсказания сбылись, и дошел даже до того, что полагал, будто его книга намного превосходит любую ранее написанную работу по хиромантии.

«Chiromantiae Principiis»

«Анастасис» начинается с трех глав о физиогномике, рассмотрения общих принципов, планет, их управления той или иной частью тела, а также смысла и значения различных частей тела самих по себе. Четвертая часть сочинения представляет собой краткое эссе, критикующее всех предыдущих авторов по хиромантии за их промахи и недостатки, хотя далее Коклес вопроизводит на страницах книги текст трактата по хиромантии, который, по его утверждениям, является копией оригинальной работы Пьетро из Абано1 — решение, входящее в противоречие с ранее высказанными в книге тезисами.

Заключительный раздел его трактата по хиромантии включает в себя 178 страниц и касается практических аспектов чтения по руке, что для Коклеса означало умение совершать предсказания. Как и все средневековые хироманты до него, Коклес все еще был озабочен выяснением продолжительности жизни человека и характером, особенностями его ухода из жизни. Он получил огромную репутацию, как хиромант, особенно благодаря своим предсказаниям о способе и сроках ухода в мир иной своих клиентов, что наводит нас на мысль, что он скорее был провидцем, нежели простым чтецом по ладони, который использовал руку только в качестве трамплина для проявления своих интуитивных способностей2. Существует масса легендарных историй о его пророческих способностях, в том числе история о том, что ему даже удалось в точности предсказать дату и способ своей собственной смерти! Тем не менее, похоже, что убийца Коклеса застал его врасплох, ведь хироманту не удалось избежать своей судьбы, (несмотря на пророческий дар)!3

Коклес был хорошо знаком с астрологией (и даже приводит для нас некоторые детали своего рождения!), но, как кажется, был менее благосклонным в отношении алхимии. Он рассматривал хиромантию как часть физиогномики, хотя и полагал, что хиромантия является более достоверным искусством, пребывая в уверенности, что линии на руке остаются неизменными с рождения и на протяжении всей жизни. Он также сообщает, что изучил руки людей, страдающих сифилисом, и констатирует читателю, что обнаружил закономерности: руки всех тех, кто имел это заболевание, демонстрировали определенное сходство в линейных формациях. Интерес Коклеса к медицинскому значению различных характеристик ладони, похоже, оказало некоторое влияние на практикующих врачей того времени, поскольку введение к «Анастасису» было написано Акиллини4, одним из ведущих врачей своего времени, с целью дать одобрение сочинению.

Популярность этой работы Коклеса была такова, что она выдержала многочисленные переиздания и продолжала публиковаться на различных европейских языках вплоть до второй половины XVII столетия. Коклес, несомненно, оказал глубокое влияние на развитие хиромантии той эпохи, и может быть признан одной из важнейших фигур в истории хиромантии XV и XVI веков.

Андреас Корвус

В умах некоторых ученых, похоже, возникла некоторая путаница в связи с предположением, что Коклес также издавался под именем Андреаса Корвуса, даже несмотря на тот факт, что Коклес неоднократно цитирует Корвуса в своем «Анастасисе», благодаря чему становится очевидным, что эти две фигуры были фактически двумя разными людьми. Андреас Корвус (род. 1470 г.) был современником Коклеса и искусным хиромантом, личностью, значимой сама по себе. Отметив это, мы, однако, вынуждены признать, что нам более ничего не известно о Коклесе, помимо одного написанного им трактата. Эта работа публиковалась под разными заглавиями, оригинальная же версия именовалась «Chiromantia Exercitatissimi Andrea Corvi» и была издана в Венеции в 1500 году.

Путаница, похоже, возникла благодаря публикации «Компендиума по физиогномике и хиромантии», обычно приписываемого Коклесу, но на самом деле содержащего физиогномику Коклеса и хиромантию Корвуса. Те несколько экземпляров работы Корвуса, что мне удалось найти, идентичны трактату по хиромантии, который мы можем обнаружить в «Компендиуме», включая итальянскую и французскую версии текста, перепечатанные под заглавиями «Opera Nova» или «La Trattata de la Chiromantia». Судя по всему, из этого следует, что Корвус фактически написал лишь одну работу по хиромантии, несмотря на целый ряд различных наименований книг, приписываемых ему, будто бы свидетельствующих, что он являлся плодовитым автором.

Основное внимание в его работе уделяется линиям руки, хотя имеет место также рассмотрение внешнего вида пальцев, гуморальных5 значений размера и формы ладони, сопоставляемых с длиной пальцев. Например, длинная ладонь с длинными пальцами (водный тип) Корвуса соответствует флегматическому гумору и темпераменту (свойства Венеры и Луны/Воды). Детально рассматриваются узловатые, гладкие и изогнутые пальцы, как и холмы, которым даются их астрологические управители в стандартной манере. Корвус читал по обеим рукам и полагал, что левая рука является продуктом зачатия, в то время как правая отражает показатели на момент рождения человека6. В отличие от средневековых авторов, Корвус признавал четвертой основной линией линию Сатурна, а не линию Здоровья, при этом автор отмечал, что Менсальная линия (линия Сердца) «течет» от локтевой части ладони по направлению к указательному пальцу.

Различные знаки и формации, встречающиеся на ладони, рассматриваются в книге довольно обстоятельно, чему способствуют 153 гравюры. К примеру, островное образование в начале Менсальной линии оценивается как показатель венерического заболевания, в то время как круги на линии Жизни показывают потерю глаза (или двух). Как обычно, в сочинении присутствует много озабоченности в отношении знаков, показывающих, как человек уйдет из жизни, хотя Корвус обрисовывает также и те знаки (такие, как крест или звезда на холме Юпитера), что указывают на религиозную (монашескую) жизнь, славу и высокое звание. Он также уделяет особое внимание расцеттам, которые, как считалось, свидетельствуют о благополучии, здоровье и счастье человека на каждом этапе жизни: сила каждой линии расцетт показывала, в какой именно четверти жизни благополучие будет сопутствовать человеку. Прежде же всего, расцетты использовались для установления продолжительности жизни человека. Четыре отчетливо сформированные линии расцетт указывали на продолжительность жизни в 80 лет; учитывая же, что ожидаемая продолжительность жизни в XVI веке соответствовала примерно 40 годам, должно быть, обнаружить расцетты хорошо сформированными было большой проблемой!


1 Пьетро д’Абано (1250-1316) — итальянский врач, философ и астролог. Родился в местечке Абано близ Падуи. Преподавал медицину, был профессором Падуанского университета. Считается основателем Падуанской школы в философии. Из-за обвинения в колдовстве попал в руки инквизиции и умер в тюрьме до вынесения приговора.

2 Свидетельство о существовании в реальности подобного подхода к чтению руки оставила, среди прочих, сподвижница К. Юнга Мария-Луиза фон Франц в отношении умений психоаналитика и хиролога Юлиуса Шпира.

3 Возможно, здесь К. Джонс иронизирует по следующему поводу: если Коклес видел свою смерть от руки клиента, то зачем же он ему предсказывал смерть? Бартоломео делла Рокка был убит итальянским кондотьером (руководителем военного отряда наемников) Эрмесом Бентивольо в 1504 году в возрасте 37 лет из-за сделанного предсказания, что тот умрет в бою. Сам Эрмес умер в 1513 году в возрасте 38 лет. Он в самом деле был убит в сражении: по одним данным — пал от руки другого кондотьера Просперо Колонны, по другой версии — утонул в реке во время битвы.

4 Алессандро Акиллини (1463-1512) — итальянский анатом и философ, прозванный «вторым Аристотелем».

5 Гуморы в античной и средневековой теории — это элементарные жидкости живого тела и соответствующий им темперамент человека. Согласно гуморальной концепции, здоровье человека зависело от равновесия в организме четырех жидкостей-телесных соков, или «гуморов»: крови (лат. sanguis), флегмы (лат. phlegma), черной (лат. melas chole) и желтой желчи (лат. chole). Им соответствовали четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь. Учение о четырех стихиях окончательно сформировалось в греческой натурфилософии к IV—III вв. до н.э. Его классическое изложение содержится в трудах Аристотеля, великого древнегреческого философа, который был врачом и сыном врача.

6 Здесь мы имеем непосредственную отсылку к астрологии и давним спорам о том, на какую дату следует строить гороскоп — на момент рождения человека или момент его зачатия? Судя по всему, Корвус предпринял попытку придать «легитимность» обеим моментам с помощью хиромантии.

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/cocles.htm

Оставить комментарий