Буллы Римских Пап и хиромантия

Продолжаем наш цикл переводов работ Кристофера Джонса по истории хирологии. В сегодняшней статье мы поговорим о непростых и противоречивых взаимоотношениях Римско-католических иерархов и хиромантов. На русском языке публикуется впервые.

Широкое распространение практики и признания астрологии и хиромантии в Италии эпохи Возрождения подтверждается тем интересом, что проявляло Папство к оккультным исследованиям. По крайней мере, четыре Папы Римских в шестнадцатом веке проявляли активный интерес к астрологии: речь идет, прежде всего, о Павле III (1534-1549), а также о трех его предшественниках в лице Климента VII, Адриана VI и Льва X. Папа Лев X имел личного астролога; он также известен тем, что однажды хиромант из монастыря Святого Франциска по имени отец Серафино из Мантуи сделал ему предсказание, что он станет Папой Римским.

Известно, что тесные взаимоотношения поддерживали Папа Павел III и хиромант Антонио Пиччиоли (Antonio Piccioli), бывший около 1530 года преподавателем Болонского университета, автор «De Manus Inspectione», сочинения в трех частях, опубликованного в Бергамо в 1587 году. Столь тесные связи между Церковью, хиромантами и астрологами свидетельствуют о маловероятности какого-либо существенного противостояния или гонений практиков данных искусств со стороны Церкви в пятнадцатом и начале шестнадцатого веках.

Индекс запрещенных книг

Однако все быстро изменилось с пришествием на папское место Павла IV и Сикста V, каждый из которых издал эдикты против изучения предсказательных искусств. Павел IV выпустил в 1559 году «Index Expurgatorius», ставший черным списком запрещенных книг и исследований. И хотя многие малые формы дивинации были уже к этому времени запрещены (например, некромантия, гидромантия и пиромантия), теперь запрет дошел до хиромантии и практики юдициарной астрологии. «Запрещено» было не только изучение этих предметов: «запрещались» также отдельные авторы и конкретные книги, написанные об этих оккультных искусствах. Среди тех авторов, чьи книги были занесены в черные списки данным эдиктом, мы находим Коклеса, Корвуса и Трикассо, а также произведения немецкого хироманта Иоанна Индагине и герметиста Генриха Корнелиуса Агриппы.

Именно Индекс запрещенных книг стал основой папской буллы*, выпущенной Сикстом V в 1586 году и осудившей дивинационные искусства, хиромантию и практику юдициарной астрологии. С выходом папской буллы судебные предписания из Рима приобрели столь большой авторитет, что запрещалось даже владение неугодными книгами! Конечно, имелось много причин, по которым Римско-католическая Церковь сочла необходимым ввести такую цензуру: некоторые их них, без сомнения, являлись политическими и социальными, а не сугубо теологическими. Новую цензуру можно рассматривать как следствие некоторых других сомнительных действий Римской Церкви в этом период в целом: таких, например, как Инквизиция и преследование «колдовства», которые имели место на протяжении XVI века после публикации «Malleus Maleficarum» в 1486 году**. Поскольку их легко рассматривать, как проявления светской власти и контроля, нетрудно увидеть и литературную цензуру в том же свете. В конце концов, эти указы внимательно следят за Реформацией*** и подъемом протестантизма и, таким образом, являются следствием ослабления власти Римско-католической Церкви. Именно по этой причине наиболее сильное влияний данных эдиктов можно было ощутить только в Италии и вряд ли вообще в странах Северной Европы.

Хиромантия в Италии

Учитывая сказанное ранее, нас не удивляет, что наибольший интерес к хиромантии в Италии эпохи Возрождения приходится на начало шестнадцатого века, а не позже. После Пиччиоли, вероятно, появилось еще несколько работ итальянских авторов на тему хиромантии. Однако куда более активные исследования руки проводились в это время в Северной Европе, в частности, в такой стране, как Германия, где папская булла имела минимальный эффект, учитывая все те свободы, что были завоеваны в результате Реформации.

К этому времени папские буллы стали ограничены в своем влиянии лишь итальянским полуостровом. Однако это вовсе не означает, что хиромантия и физиогномика в Италии полностью лишились сторонников. Публикации и многочисленные последующие переиздания работ таких физиогномистов, как Порта, Балди, Гираделли и Спонтоне сообщают о противоположном положении дел, особенно учитывая связь между физиогномикой и хиромантией. Впрочем, существовала тенденция пренебрегать «астрологической хиромантией», что было связано, вероятно, с желанием защитить свой интерес к изучению руки и увеличить одобрение того, что стало известно, как «натуральная хиромантия». Новый подход выделял хиромантию не как средство прогнозирования, а как инструмент для описания природы человека и его склонностей. Избегая связи практики хиромантии с астрологией и, следовательно, недозволенными формами дивинации, а также подчеркивая ее связь с физиогномикой, было куда легче продвигать ее как естественную науку и тем самым продолжать ее изучение в Италии, даже несмотря на позицию Римско-католической Церкви.

Одним их самых деятельных специалистов по физиогномике, писавших также о хиромантии, был Филиппо Финелла. Хотя большую часть жизни он прожил в Неаполе, все же он был французом; и позднее мы вернемся к нему. Имеются также один-два итальянских автора этого периода, заслуживающих того, чтобы упомянуть о них: первый их них, Мольденариус, написал труд о физиогномике и хиромантии, изданный в 1616 году и содержащий также разделы по метопоскопии (гадание по линиям, найденным на лбу) и толкованию снов. Августин Маскардус, профессор Римского университета, включил физиогномику и хиромантию в свою работу 1639 года. Трактат VII на 76-й странице его работы «Romanae Dissertationes» является эссе о хиромантии, в котором цитируются Аристотель, Гален, Гомер и Библия (Иов 37:7) и обсуждаются яростные споры по поводу надлежащего распределения планет, управляющих той или иной частью ладони; особенно это касается местоположений Марса, Венеры и Меркурия, предложенных Антиохом Тибертусом, и противостоящей позиции, которой придерживались Коклес, Трикассо, Индагине и Рагузиус (Raguseius).

Несколько позже в Венеции (1662) была опубликована работа по хиромантии Николы Спадони под заглавием «Studio di Curiosita». Эта книга, в основном, была посвящена астрологии, но также включала в себя главы по физиогномике, хиромантии и метопоскопии, а также разделы по интерпретации бородавок и родинок (неомантия). Тот факт, что в Италии того времени могли быть напечатаны подобные основанные на астрологии тексты по хиромантии показывает, что основное влияние запретов папских булл XVI века в действительности продолжалось чуть более ста лет — не дольше.


* Булла (от лат. bulla — «печать», букв. «пузырь») — распространенное название папского документа. Изначально этим словом называли печать, которой скреплялись документы, а позже так стали именовать важные указы или послания римских пап.

** Точнее, «Молот ведьм» был написан в 1486, а опубликован годом позже — в 1487 году. Основными задачами «Молота» было систематическое опровержение доводов об отсутствии колдовства, дискредитация тех, кто сомневался в его существовании, доказательство того, что женщины колдуют чаще мужчин, а также обучение магистратов способам обнаружения ведьм и процедурам доказательства их виновности.

*** Реформация — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности, против продажи индульгенций. Реформация тесно связана с возникновением протестантизма — нового направления христианства.

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/italy.htm