Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел VI

Продолжение цикла переводов биографических статей Майкла Мейера об одной из культовых фигур в истории астрологии XX века Дэйне Радьяре. Ознакомиться с содержанием первого, второго, третьего, четвертого и пятого разделов можно по соответствующим ссылкам.

«Я приветствую новую книгу Дэйна Радьяра «Планетаризация сознания», поскольку высоко ценю его как оригинального мыслителя и эффективного писателя, который, обладая широким культурным бэкграундом в философской, психологической и музыкальной областях, ориентирован на будущее и вносит очень ценный вклад в появление новой глобальной цивилизации и культуры. В особенности я рад, что само направление мыслей Радьяра соответствует духу психосинтеза1. Исходя из иных отправных точек и используя иную терминологию, он приходит к тем же основным выводам по таким важным вопросам, как гармонизация противоположностей в личном и в общественном, ведущее значение цели, необходимость новой гуманистической психологии».
(Роберто Ассаджиоли, основатель психосинтеза, 1972)

Часть десятая: расширяющееся влияние (1971-1974)

5 мая 1971 года «Всплеск огня» был исполнен в третий раз в Калифорнийском институте искусств под руководством Джеймса Тенни2. Знакомство с молодым пианистом Майклом Селлерсом привела к решению последнего исполнить многие произведения Радьяра для фортепиано, что вызвало всплеск интереса к его музыке, не исполнявшейся долгое время. Новый интерес к музыкальной работе Радьяра, пробудившийся в этот период и продолжавший расти десятилетия спустя, может быть также связан с возрождением музыки тех композиторов, кто был очень активен в первые годы Международной гильдии композиторов — от Вареза, Айвза и Рагглза до Генри Коуэлла, — каждый из которых был близким другом и коллегой Радьяра. Кроме того, многие люди, жадно слушавшие позабытую музыку Скрябина, вполне естественно откликались на музыку Радьяра, которая, в отличие от музыки русского мистика, во многом является внутренне-направленным и глубоко психодуховным типом музыкального выражения.

(Музыка беседы Радьяра. Музыка Радьяра — это «музыка беседы, в отличие от типичной классической музыки Европы, которая родилась из танцевального ритма и популярных песен или же развивалась по формалистическим линиям, подчеркивая скорее «структуру», нежели «тона». Радьяр часто подчеркивал «базовое различие между нотами и тонами, между музыкой, которую нужно смотреть (партитура), и музыкой, состоящей из тонов, наполненных интенсивностью личного опыта». Его музыка — это музыка «беседы», разговора «вне рационализма современного языка, потому что в нем живой человек высказывается прямо и спонтанно в резонансных тонах; свободу и длительность его тонального потока невозможно втиснуть в жесткость обычных форм и стандартизированных формальных разработок».)

Популярность Дэйна Радьяра, особенно среди молодежи, продолжала расти. Несколько издательств, крупных и небольших, запросили его работы, и в 1973-1974 годах были опубликованы некоторые из них. В 1973 году были изданы «Рания», «Астрологическая мандала» и «Возвращение без возврата», а в течение следующего года были выпущены «Мы можем начать снова — вместе» и «Астрология американской судьбы». В этот же период Майкл Р. Мейер поспособствовал подготовке «Оккультных приготовлений к Новой Эре» к изданию в «Quest Books», связанному с «Теософским издательским домом», положив таким образом начало долгому и плодотворному сотрудничеству Радьяра с «Quest Books», которое опубликовало в общей сложности шесть его книг в последующее десятилетие. 1975 год стал также временем, когда Радьяр вновь поднял тему «трансперсональной активности», сначала в буклете «От гуманистической к трансперсональной астрологии», а позже в том же году в работе «Солнце тоже звезда: галактическое измерение астрологии».

Дэйн Радьяр с четвертой женой Лейлой Раэль и Джеймс Тенни.

Что касается использования термина «трансперсональный», то Радьяр утверждает, что «начал использовать термин трансперсональное в 1930 году, задолго до возникновения движения трансперсональной психологии3, и в значении, совершенно отличающемся от того, что данное слово недавно приобрело в области психологии. Я определил трансперсональное как процесс «обретения» трансцендентальной духовной силы и просветления с помощью нормального сознания и, в конечном счете, благодаря всей личности человека. Источник этой силы и света существует в сфере «за пределами» личного сознания и эго, однако в трансперсональной активности я видел скорее нисхождение силы, чем восхождение человеческого сознания и чувств».

«Две особенности Дэйна Радьяра, выделяющие его из многих.., заключаются в следующем: 1) хотя он симпатизирует сообществам небольшого размера, все же критикует те малые социальные группы, что возвеличивают персону лидера; 2) он не обольщает своих читателей, предсказывая скорое наступление утопического Золотого века. Он знает о трудностях и возможных катастрофах. Поэтому подчеркивает необходимость «семенных групп», открытых для перемен и отказывающихся от стяжательства на службе интересов «взаимозависимости и синтеза» новой эры».
(Чарльз Моррис, профессор философии Флоридского университета4)

Часть одиннадцатая: последнее десятилетие (1975-1985)

Летом 1974 года Дэйн Радьяр познакомился с Лейлой Раэль, с которой переписывался в течение нескольких месяцев. Позже в том же году она стала жить и работать вместе с Радьяром и Таной в Южной Калифорнии. В 1976 году Радьяр и Тана развелись, а Радьяр и Лейла поселились в Пало-Альто (Калифорния). Они поженились 31 марта 1977 года. Так в возрасте восьмидесяти лет начался, возможно, самый творческий и продуктивный период долгой жизни Радьра.

Вскоре у Радьяра началась длительная и плодотворная фаза композиторства, благодаря которой появились такие фортепианные произведения, как «Трансмутация», «Теургия», «Осень», «Три кантоды», «Эпическая поэма», «Ритуал трансцендентности», а также переработки и оркестровки старых сочинений. В начале 1980-х годов поддержка Лейлы и секретарская помощь Джозефа Джейкобса позволили Радьяру справиться с напряженным графиком лекций, письменной и музыкальной работы. За эти годы он создал свои лучшие и наиболее значительные книги — «Ритм целостности», «Астрологию трансформации», «За пределами индивидуализма», «Магию тона и искусство музыки» и «Полноту человеческого опыта».

В честь восемьдесят первого дня рождения Радьяра в Университете штата Калифорния в Лонг-Бич был проведен симпозиум. В 1976-1977 годах Радьяр получил гранты от Национального фонда искусств, а в 1978 году — Премию Пибоди5. К восемьдесят пятому дню рождения Радьяра был приурочен концерт в Нью-Йорке Лиги композиторов Международного общества общества современной музыки. 10 марта 1982 года в рамках серии «Американские композиторы» в Центре исполнительских искусств имени Джона Ф. Кеннеди в Вашингтоне (округ Колумбия), были исполнены избранные произведения Радьяра.

Обложки книг Д. Радьяра «Астрологические дома» (1972), «Оккультные приготовления к Новой Эре» (1975), «Солнце тоже звезда: галактическое измерение астрологии» (1975) и «Астрологические аспекты» (совместно с Л. Раэль, 1980).

В 1981 г. Лейла Раэль учредила Институт трансперсональной активности (Institute for Transpersonal Activity — RITA). Первая из двух конференций института состоялась в Менло-Парке (Калифорния) в сентябре 1983 г. В этом же месте прошла и вторая конференция, посвященная празднованию 90-летия астролога и композитора. Радьяр обозначил целью нового института создание «постоянного центра, где у студентов будет возможность познакомиться с материалами из более чем 1500 статей, рукописями не увидевших свет томов, картинами и музыкальными партитурами и где будут организовываться курсы и семинары. За этим может последовать полное издание моих работ, помогающее их распространению, поскольку коммерческие издательства не будут держать в печати книги, если они не будут продавать столь же экземпляров, сколько выпускается каждый год… Другие направления деятельности будут развиваться по мере необходимости и появления для них возможности».

Дэйн Радьяр мирно покинул мир живых 13 сентября 1985 года. Обстоятельства жизни сделали почти невозможным для него сосредоточиться только на своей музыкальной деятельности, как он того хотел. Радьяр — противоположность тому идеалу «специалиста», которому так поклоняются в нашем продолжающем дробиться обществе. Он является характерным «универсалом», что видно по широте его интересов и понимания, продемонстрированных в его главных книгах, в частности, в «Планетаризации сознания» и «Ритме целостности».

Радьяр говорит: «Я должен был стать универсалом из-за моего всеобъемлющего понимания исторических и космических процессов, а также чувства личной ответственности за глобальное будущее человечества. Я ощущал, что такое глобальное будущее не может быть достигнуто способом, связанным с общими возможностями индивидуального и коллективного развития человека, если не произойдет фундаментального изменения в сознании и качестве социальных и межличностных отношений; и чем скорее, тем лучше. Таким образом, крайне необходима сущностная и почти полная трансформация нашей цивилизации, «переоценка всех ценностей». Это не вопрос технических изобретений или изменений в социальной или художественной моде, не в музыке как таковой или какой-либо профессии; здесь смешано все. Поэтому самое важное — сформулировать в общих, всеобъемлющих терминах основные принципы, лежащие в основе этой тотальной трансформации». И это то, что Радьяр более всего пытался сделать с помощью своих последних книг.

По причине создания огромного количества статей и книг, имеющих отношение к астрологии, Радьяр, естественно, стал известен многим именно как «астролог»; однако сам он говорил, что «всегда видел в астрологии, главным образом, инструмент, технику для развития «универсального», гуманистического типа понимания и мудрости, а также практического повседневного применения целостного и объективного понимания самих основ всего существования». Один из его ранних и нереализованных проектов имел следующий девиз: «Солидарность, служение, синтез». Он выражает наиболее существенную черту жизни и работы Радьяра.

Пало-Альто, калифорнийский город, где жили Дэйн Радьяр и Лейла Раэль.

Радьяру предстояло дожить до возраста семидесяти лет, прежде чем увидеть, как хотя бы некоторые из его идей и идеалов, отстаиваемых в течение пятидесяти лет, смогли укорениться в умах и сердцах тех, кто годился ему во внуки. В возрасте же восьмидесяти он пережил один из своих самых активных и творческих периодов. Он обладал терпением человека, знающего, что его работа настроена на ритм эволюционных сил, которым в конечном счете предстоит преуспеть, как бы долго этого не пришлось ждать. Но также он испытывал и нетерпение тех, кто слишком хорошо осознает срочность и критический характер каждого момента жизни на пороге того, что могло бы стать глубоким и повсеместным переворотом самых базовых ценностей, пронизывающих как нашу западную цивилизацию, так и иные культуры, чей расцвет давно прошел и от которых остались только духовные семена и воспоминания.

В свои повседневные дни, зачастую наполненные для людей путаными мыслями и ощущением бесцельности жизни, Радьяр сохранял редкую способность знать, где находится, и имел мало иллюзий относительно предстоящей дороги. Речь идет о подсказках внутреннего знания, которое говорит нам: все, что касается внешней жизни, по сути, является лишь внешним проявлением той силы, что стоит за личностью. А что же остается в финале? Тот, кто исполнял ритуал творческой и новаторской жизни, отказывается от своей «маски», чтобы ее могли использовать иные лица, когда того потребует необходимость, и уходит в тишину.

Условия, сложившиеся после смерти Радьяра в 1985 году, затруднили продолжение плодотворной и устойчивой работы Института трансперсональной активности. Однако во второй половине 2000 г. Лейла Радьяр Хилл, Майкл Р. Мейер и др. возобновили деятельность Института Радьяра. Вместе они работают над тем, чтобы сделать наследие Дэйна Радьяра доступным по всему миру с помощью веб-публикаций архивов астролога.

Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел I (1895-1919 годы)
Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел II (1920-1924 годы)
Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел III (1925-1936 годы)
Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел IV (1937-1954 годы)
Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел V (1955-1971 годы)

Приложение: библиография работ Дэйна Радьяра:

  • Шенневьер Д. Клод Дебюсси и его труды (1913).
  • Радьяр Д. Рапсодии (1918).
  • Радьяр Д. Навстречу человеку: поэмы (1928).
  • Радьяр Д. Диссонансная гармония: новый принцип музыкальной и социальной организации (1928).
  • Радьяр Д. Возрождение индийской музыки (1928).
  • Радьяр Д. Новое чувство пространства: переориентация творческих способностей в человеке (1929).
  • Радьяр Д. Цикл культуры и жертвования (1929).
  • Радьяр Д. Искусство жестов и искусство узоров (1929).
  • Радьяр Д. Искусство как высвобождение энергии (1929).
  • Радьяр Д. Синтетическая драма как зерно цивилизации (1929).
  • Радьяр Д. Образование, обучение, посвящение (1929).
  • Радьяр Д. Новая личность и дело цивилизации (1930).
  • Радьяр Д. Искусство как высвобождение энергии: серия из семи эссе о философии искусства (1930).
  • Радьяр Д. Воля к судьбе (1930).
  • Радьяр Д. Пути к пламени (1930).
  • Радьяр Д. Астрология личности: новый взгляд на астрологические концепции и идеалы в терминах современной психологии и философии (1936) (изд. на рус. и под своим исходным названием, и как «Астрологическая психология»).
  • Радьяр Д. Новые обители для нового человечества (1938).
  • Радьяр Д. Белый гром (1938).
  • Радьяр Д. Вера, которая дает смысл победе (1942).
  • Радьяр Д. Семена изобилия (1942).
  • Радьяр Д. Пульс жизни (1943).
  • Радьяр Д. Луна (1945).
  • Радьяр Д. Конфликты современного человека: творческий вызов глобального общества (1948).
  • Радьяр Д. Дары духа (1956).
  • Радьяр Д. Пульс Жизни. Новые динамики в астрологии (1963).
  • Радьяр Д. Огонь из камня (1963).
  • Радьяр Д. Ритм человеческого существования (1966).
  • Радьяр Д. Астрологическое изучение психологических комплексов (1966) (изд. на рус. под названием «Планеты и личности»).
  • Радьяр Д. Лунный цикл. Ключ к пониманию личности (1967) (изд. на рус.).
  • Радьяр Д. Практика астрологии (1967).
  • Радьяр Д. О вибрации и мире (1967).
  • Радьяр Д. Астрология для нового мышления: недуальный гармонический подход к астрологическим картам и отношениям между человеком и вселенной (1969).
  • Радьяр Д. Рисунок судьбы для нового человечества (1969).
  • Радьяр Д. Практика астрологии как техника человеческого понимания (1969).
  • Радьяр Д. Практическая астрология (1970).
  • Радьяр Д. Планетаризация сознания (1970) (издана на рус.).
  • Радьяр Д. Семя (1970).
  • Радьяр Д. Директивы новой жизни (1971).
  • Радьяр Д. Астрологические дома: спектр индивидуального опыта (1972) (изд. в России в сокр. виде под заглавием «Двенадцать домов гороскопа»).
  • Радьяр Д. Личностно-ориентированная астрология (1972) (изд. на рус.).
  • Радьяр Д. Планетаризация сознания (1972) (изд. на рус.).
  • Радьяр Д. Астрологический тайминг. Переход в новую эру (1972) (переведена на рус.).
  • Радьяр Д. Астрологические основы медитации (1972).
  • Радьяр Д. Мой взгляд на астрологию (1972).
  • Радьяр Д. Астрологическая мандала: цикл трансформаций и его 360 символических фаз (1973) (изд. на рус.).
  • Радьяр Д. Ритм человеческого становления: в гармонии с космическими циклами (1973).
  • Радьяр Д. Рания: эпическое повествование (1973).
  • Радьяр Д. Возвращение без возврата: парафизический роман (1973).
  • Радьяр Д. Астрология американской судьбы: карта рождения Соединенных Штатов Америки (1974).
  • Радьяр Д. Мы можем начать снова — вместе (1974).
  • Радьяр Д. Солнце тоже звезда: галактическое измерение астрологии (1975).
  • Радьяр Д. От гуманистической к трансперсональной астрологии (1975).
  • Радьяр Д. Оккультная подготовка к Новой Эре (1975).
  • Радьяр Д. Астрология современной души (1976).
  • Радьяр Д. Культура, кризис и креативность (1977).
  • Радьяр Д. Пути к Огню (1978).
  • Радьяр Д. За пределами индивидуализма: психология трансформации (1979).
  • Радьяр Д. Астрологический взгляд на духовную жизнь (1979).
  • Радьяр Д. Астрология трансформации: многоуровневый подход (1980) (изд. на рус.).
  • Радьяр Д. (совместно с Л. Раэль) Астрологические аспекты (1980).
  • Радьяр Д. Магия тона и искусство музыки (1982) (переведена на рус.).
  • Радьяр Д. За пределами личности (1983).
  • Радьяр Д. Ритм целостности: полное утверждение бытия (1983) (переведена на рус.).
  • Радьяр Д. Индивидуальная самость (1983).
  • Радьяр Д. Полнота человеческого опыта (1986).

1 Психосинтез — метод психотерапии, саморазвития и интегрального обучения, основанный на теории, разработанной итальянским психологом и психиатром Роберто Ассаджиоли. Для достижения гармоничной внутренней интеграции, постижения истинного «Я» и формирования правильных взаимоотношений с другими людьми Ассаджиоли предложил следующий подход: 1. Глубокое познание своей личности. 2. Контроль над составными частями своей личности. 3. Постижение своего «Высшего Я» — выявление или создание объединяющего центра. 4. Формирование или перестройка личности вокруг нового центра (психосинтез).

2 Джеймс Тенни (1934-2006) — американский композитор и музыкальный теоретик. Внес вклад в синтез звука, спектральную и многотональную музыку.

3 Трансперсональная психология — течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада. Главные идеи, на которых базируется трансперсональная психология — недвойственность, расширение сознания за пределы обычных границ Эго, саморазвитие личности и психическое здоровье. Данное направление было создано в 1960-х годах, преимущественно на основе гуманистической психологии, его основоположниками были А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер и другие. Термин «трансперсональное» применяется ныне в трансперсональном движении для описания опыта изменённого состояния сознания и гипотетических явлений, по мнению сторонников этой ориентации, «выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной души».

4 Чарлз Уильям Моррис (1901—1979) — американский философ, один из основателей семиотики. Ввёл термин «прагматика».

5 Премия Джорджа Фостера Пибоди — ежегодная международная премия за выдающийся вклад в развитие радио и телевидения. Отмечает достижения в области вещательной журналистики, создания документальных фильмов, образовательных, развлекательных и детских программ. Впервые была вручена в 1941 году и является одной из старейших премий в массмедиа. Названа в честь бизнесмена и филантропа Джорджа Фостера Пибоди, который пожертвовал средства на реализацию премии.

Источники:

http://khaldea.com/rudhyar/bio10.shtml
http://khaldea.com/rudhyar/bio11.shtml

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.