Джон Метам из Норфолка

Алексей Шлыков / Авг.13.2018. / Нет комментариев

Продолжаем нашу серию переводов статей Кристофера Джонса по истории европейской хиромантии. Сегодня мы поговорим о развитии хиромантии в Англии пятнадцатого столетия, а именно  — о личности и работе Джона Метама. На русском языке публикуется впервые.

Еще один трактат по типу «Суммы хиромантии», созданный в середине пятнадцатого века, можно найти в так называемых «Рукописях Метама». Джон Метам (John Metham) являлся ученым, работавшим под патронажем лорда Стэмплтона, владевшего поместьем Ингем в Норфолке; в тексте сочинения он сообщает, что представляемый им трактат является переводом более раннего сочинения на латинском, написанного неким доктором Аурелианом. Данный текст, как полагают, был написан около 1449 года, при этом до нас дошли две копии рукописи — одна из них хранится в библиотеке Принстонского университета в США, а вторая — в Колледже Всех Душ в Оксфорде.

Трактат Метама в целом более обширен, чем «Digby 88» или «Digby Roll IV», поскольку он попросту длиннее и более подробно рассматривает линии ладони и тематику астрологических управителей пальцев. Автор, как и многие до него, делает упор на анализе Треугольника, Четырехугольника (образованного линией Головы и Столовой линией), а также различных знаков на руке, указывающих на брак, детей, удачу и смерть. Однако здесь больше внимания уделяется Столовой линии (table line)*, включая утверждение о том, что она имеет своим источником указательный палец. Кроме того, в тексте ведется обсуждение ногтей и пальцев, холмов и Расцетт, высказываются размышления о линии Сатурна и сестринских линиях.

Руки, пальцы и линии

Как и в случае «Ms Digby 88», Метам предлагает читать у мужчин по правой руке, а у женщин по левой, и так же, как в случае «Ms Digby Roll IV», пальцы именуются, как указующий, самый длинный, целительский, малый и большой. Однако хотя тексты рукописей «Ms Digby 88» и «Ms Digby Roll IV» не ссылаются ни на какой астрологический символизм, все же в рукописях Метама мы обнаруживаем, что пальцам приданы астрологические управители. И возможно, здесь мы имеем дело с самой ранней из сохранившихся рукописей, которая очевидно демонстрирует попытку установить связь между астрологией и хиромантией, поместив на ладонь астрологический символизм. Большой палец был отдан под управление Венеры, указательный — под управление Юпитера, а средний — Сатурна, что до сих пор соответствует взглядам современных хиромантов. Но в то же время Метам считал безымянный палец находящимся под управлением Меркурия, а мизинец — под управлением Марса!

В рукописи подробно описаны линейные образования. По мысли автора, линия Жизни отражает работу сердца, «Срединная линия» (Middle line) относится к работе мозга, а Столовая линия (Table line) — «к личной жизни мужчин и женщин в целом». Как и автор труда «Ms Digby Roll IV», Метам также связывает длину Срединной линии (линии Головы) с продолжительностью жизни и долголетием (хотя он также утверждает, что ежели она заканчивается под мизинцем, то это указывает на скоротечность жизни!).

Столовая линия считается особенно важной, как показатель предрасположенности «к тем вещам, что относятся к рождению детей». Автор текста вводит в оборот интересную вариацию значений этой линии в случае, если она начинается между указательным и средним пальцами: хотя он и согласен с автором «Digby 88», что мужчины, имеющие такой признак, должны умереть от ранения или дизентерии (flux), он также пишет, что женщина с подобным знаком «умрет от чрезмерно продолжительного менструального цикла» либо погибнет при родах.

Линии и знаки

Метама особенно сильно интересуют линейные знаки на руке, рассказывающие, склонен ли человек к распутству и похоти или же к целомудрию. В добавок, он рассматривает обычные проблемы, связанные с различными досадами, невзгодами и печалями, которые могли случиться в жизни в то время: это, например, потеря глаз, смерть в битве, повешение, смерть от огня или воды, непредвиденная смерть от обезглавливания или утопления. Однако он также стремится дать какое-то личностное описание человека по линиям на его руках, например, является ли он честным и стойким, ищет знаки, дающие богатство и почитание, нищету и убогость, власть и благосостояние, т.е. указания на положение в жизни как для светского, так и для мирского человека. И конечно же, в тексте трактата имеются указания на то, сколько жен, сыновей и дочерей будет у человека…

В заключение Метам приводит несколько общих инструкций по чтению рук: перед осмотром они должны быть вымыты, дабы была хорошо видна каждая линия; прежде чем выносить суждение о том, является ли человек «достойным уважения» или «неудачником», нужно учесть не только значение какой-то одной линии, а совокупность всех особенностей руки. При анализе следует принимать во внимание обе руки, хотя основные показатели для мужчины находятся на его правой руке, а для женщины — на ее левой. И, наконец, он призывает нас не читать руки лицам моложе двенадцати лет, что, возможно, является здравым советом!


* Очевидно, речь идет о линии Сердца.

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/metham.htm

Оставить комментарий