Итальянские хироманты Акиллини, Кардано и Трикассо

Ранее мы уже затрагивали тематику развития хиромантии в Италии эпохи Возрождения на примерах таких фигур, как Бартоломео делла Рокка (Коклес) и Андреас Корвус. Сегодня мы продолжим изучение данной эпохи и обратим свой взор на такие персоналии, как Алессандро Акиллини, Джероламо Кардано, Патрицио Трикассо и др. На русском языке публикуется впервые.

Итальянские врачи-хироманты Акиллини и Кардано

Как мы уже видели ранее, Алессандро Акиллини (1463-1512) был знаком с Бертом Коклесом и написал одобряющее введение к его сочинению «Анастасис». Акиллини был анатомом и лекарем, жившим и работавшим в Болонье, где он занимал университетский пост и читал лекции по философии (утром) и медицине (в послеобеденное время!). Главным образом его помнят за новаторские анатомические открытия, ставшие возможными благодаря указу короля Фридриха II, дозволившего вскрытие трупов; и именно Акиллини мы обязаны открытием костей внутреннего уха и илеоцекального клапана кишечника.

Акиллини писал на многие темы — не только об анатомии, медицине, математике и физике, но и хиромантии и физиогномике. Кроме того, он, похоже, был благосклонно настроен в отношении астрологии. Его основной работой, представляющей для нас интерес, является сочинение «De Principiis Chyromantiae et Physionomiae», опубликованное в Болонье в 1503 году — очень большая и всеобъемлющая работа, состоящая из трех отдельных трактатов. Первый из них является теологическим трактатом в шести частях, второй — математическим трактатом по алгебре и евклидовой геометрии. Третий же трактат — это сочинение по хиромантии и физиогномике, за которым следует воспроизведение «Анастасиса» Коклеса. В своем двенадцатистраничном предисловии к работе Коклеса Акиллини обрисовывает основные принципы физиогномики и хиромантии и утверждает, что они раскрывают естественные (природные) причины нашего характера. Хотя он признает, что показания этих дисциплин могут быть препятствующими для человека (следовательно, он допускает свободу воли), все же он констатирует, что такое бывает редко. Более того, он считает, что хиромантия и физиогномика являются науками не только практическими, но и теоретическими. Таким образом, пример Акиллини наглядно иллюстрирует для нас положение хиромантии в менталитете эпохи Возрождения как предмета, заслуживающего официального подтверждения и серьезного исследования.

Среди других итальянских анатомов и ученых, которые, судя по всему, проявляли интерес к исследованию руки с позиции хиромантии, следует назвать Карпи, Везалия и Дрюандера (Dryander). Везалий упоминает термины из хиромантии, говоря о холмах и линиях в своем анатомическом описании мышц руки, как и Карпи, который отмечает, что некоторые хироманты увязывают мизинец с Меркурием, в то время как другие относят это палец к Венере (!). Он также отмечает, что на руке имеются линии, однако утверждает, что они мало интересны анатому и имеют значимость только для хироманта.

Дрюандер разделял более метафизический взгляд на телесное строение, полагая, что тело является микрокосмическим отражением небес. В связи с этим он связывал астрологию с анатомией и, таким образом, считал важной связь между астрологическими проявлениями на руке и анатомией человека. Дрюандер даже включил текст по хиромантии в свое издание 1538 года. Но хотя он написал пролог к тексту по хиромантии в качестве введения, сама эта работа не являлась фактически оригинальным произведением, будучи переизданием более раннего труда Антиоха Тибертуса.

Джероламо Кардано (1501-1576) также часто упоминается, как человек, имеющий отношение к хиромантии. Хотя он писал об астрологии, интерпретации снов и натуральной магии в дополнение к своим работам по математике и медицине, он также написал один-единственный краткий трактат по хиромантии, включенный в его работу «De Rerum Varietate» («О многообразии вещей») в ряду рассуждений о различных средствах гадания. Как и в случае Акиллини и других анатомов, упомянутых выше, его интерес к хиромантии был скорее поверхностным увлечением, нежели являлся активной практикой. Тем не менее, он перечисляет поименно самых известных хиромантов своего времени, например, Коклеса, Корвуса, Трикассо, Тибертуса и Индагине; благодаря его перу в литературе сохранились легенды о Коклесе, поскольку именно Кардано задокументировал информацию о десятках людей, которым Коклес предсказал дату и способ смерти, предопределенных знаками на их руках, а также тот факт, что только двум людям удалось избежать предсказанной участи.

Итальянский хиромант Патрицио Трикассо

Еще одним итальянским хиромантом этого периода был Патрицио Трикассо из Черезары (род. в 1491 г.). Трикассо проживал в начале XVI века в Падуе, был твердым приверженцем Коклеса и выпустил пересмотренную версию Коклесовского «Анастасиса», напечатанную в Венеции в 1525 году*. Признавая надлежащим образом свой долг перед Коклесом, он в то же время критиковал его за излишнюю жесткость выпадов против ранних хиромантов.

Его собственная работа «Epitomia Chyromantico», переведенная на французский язык и опубликованная в Париже в 1546 году, следует обычному формату изложения астрологических принципов, понимание которых необходимо для толкования руки, после чего следует обширное рассмотрение значений конкретных признаков и знаков ладони. Девяносто пять страниц французского издания этой книги содержат пятьдесят чудных изображений руки вместе со всевозможными странными знаками и линейными структурами наряду со списками объяснений вроде «данная отметка обозначает вот это». Книга Трикассо не только включает в себя описание значений местоположений таких знаков, как звезды, кресты и круги, но также разъясняет смысл различных букв, которые могут быть обнаружены на ладони! Излишне говорить, сколь причудливы некоторые из предлагаемых интерпретаций. К примеру, наличие буквы G на холме под мизинцем указывает на человека, который любит молоденьких девушек!

Как и в случае с другими текстами по хиромантии этого периода, в сочинении Трикассо подробно обсуждаются знаки, которые можно найти рядом с линиями. Однако, различия в интерпретации таких знаков очевидны; Трикассо находит, что остров, расположенный в начале Менсальной линии, является признаком инцеста, а вовсе не венерического заболевания, как сообщает нам Корвус. Тем не менее, Трикассо соглашается с Корвусом относительно астрологических управителей различных частей ладони: пальцы связаны с Меркурием, Солнцем, Сатурном и Юпитером, а Венера управляет холмом у большого пальца. В отличие от большинства других авторов, у Трикассо Луна управляет гипотенарной областью руки, в то время как Марс локализуется в середине ладони, в области, очерченной тремя линиями, образующими Большой треугольник (Great Triangle). На протяжении 1530-х годов Трикассо написал по крайней мере четыре работы, включавшие в себя сочинения по геомантии и толкованию снов, став широко читаемым в Европе автором.

Фактически же мы видим, что к середине шестнадцатого века начинает формироваться более или менее стандартизированный подход к чтению по рукам, разделяемый различными хиромантами. Но хотя астрологическая хиромантия зародилась в Италии, своего расцвета она достигла только на территории Франции.


* В литературе в отношении Патрицио Трикассо имеется некоторая путаница. Так, имеются сведения о некоем итальянском поэте и гуманисте Парисе из Черезары (Paride da Ceresara) (1466-1532), проживавшем и умершим в Мантуе, который также практиковал алхимию, астрологию и хиромантию. Указывается, что он пользовался псевдонимом Patrizio Tricasso da Ceresara, а также является автором работы «Epitoma Chyromantico di Patritio Tricasso da Ceresari mantovano». К. Джонс, со своей стороны, тоже пишет о неком Патрицио Трикассо и называет нам тот же самый трактат по хиромантии, но указывает другой год рождения автора, другое место проживания и другую дату издания книги. Поэтому нам не совсем ясно, идет ли речь об одной и той же исторической фигуре или же о двух разных. Кроме того, К. Джонс, по-видимому, делает в тексте опечатку, так как он пишет имя героя этого раздела как «Patritio Tricasso of Cerasasi».

Источники:

http://www.johnnyfincham.com/history/achillinus.htm
http://www.johnnyfincham.com/history/tricasso.htm