Каббалистическая хиромантия в Европе

Алексей Шлыков / Май.31.2018. / Нет комментариев

Вниманию читателей блога предлагается новый перевод статьи Кристофера Джонса, размещенной на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В ней идет речь о такой малоизученной тематике, как еврейская ветвь в традиции хиромантии, тесно связанная с Каббалой. На русском языке публикуется впервые.

Возможно, нам стоит сделать небольшое историческое и культурное отступление, дабы кое-что рассказать о практике хиромантии в еврейских общинах Европы. Вероятнее всего, практика хиромантии внутри иудаизма появилась сначала в мистицизме Меркабы, эзотерической теософии иудейской традиции, которая много веков спустя породила Каббалу.

Судя по всему, каббалистические учения стали процветать примерно с двенадцатого столетия, достигнув широкого распространения в Испании и французском Провансе к началу тринадцатого века. Один из сохранившихся рукописных трактатов по хиромантии, относящихся к этому раннему периоду, в настоящее время хранится в Мюнхене как Ms Cod.Heb 228; он, как утверждается, был основан на откровении, полученном Хасидом* в Англии в XIII столетии, скопированном испанскими евреями и доставленном затем в Испанию. Другой сохранившийся пример еврейской хиромантии данного периода имеет арабское происхождение и озаглавлен как «Чтение рук индийским мудрецом», что лишний раз указывает на индийское происхождение даже для того вида хиромантии, что практиковался среди ближневосточных культур.

Мистики Меркабы первоначально использовали хиромантию как средство установить, подходит ли человек для получения эзотерических знаний. Их подход принял форму поиска мистических знаков и символов: фактически они искали на ладонях священные буквы еврейского алфавита, сформированные линиями руки. Эзотерический контекст и содержание данной практики демонстрируют, сколь сильно еврейская хиромантия была связана с каббалистическим учением.

Каббалистические учения процветали в рамках европейского иудаизма, особенно в период между 1500 и 1800 годами, и имели сильное влияние в шестнадцатом веке во Франции и Италии, а в семнадцатом веке в Англии. Фактически же, итальянским мыслителем Пико делла Мирандола (1463-1494) была даже создана христианская версия Каббалы. К шестнадцатому веку несколько каббалистов предприняли отдельные попытки согласовать хиромантию с учением Каббалы, подобно тому, как европейские хироманты того времени старались найти взаимосвязи между хиромантией и астрологией. Сочинение Иосифа ибн Саяха (Joseph ibn Sayah) «Even sha Shoham», опубликованное в Иерусалиме в 1538 году, и работа «Sefer Hanokh» Рабби Гедалии ибн Яхьи (Rabbi Gedalia ibn Yahya) 1570 года являются явными попытками синтезировать учения Каббалы и практику хиромантии. Среди других работ по каббалистической хиромантии можно назвать «Toledot Adam» Илайи бен Мозеса Галлена (Elijah b. Moses Gallena) (Константинополь, 1515) and «Shoshannat Yaakov» Якова бен Мордекая (Jacob b. Mordecai) (Амстердам, 1706).

Священные письмена

В дополнение к этим важнейшим текстам в течение шестнадцатого века были изданы и другие еврейские книги по хиромантии, в которых резюмировался тот подход, что использовался латинскими, итальянскими, германскими и французскими хиромантами. Это лишний раз указывает на наличие неких точек соприкосновения между столь различными интеллектуальными системами и сообщает о наличии некоторого взаимного влияния и обмена опытом. То, что это в самом деле имело место, отражено, по крайне мере, в том факте, что некоторые еврейские хироманты придерживались того же использования эллинистического астрологического символизма, что и европейские авторы. Также представляется, что вошедшая в практику европейских хиромантов склонность искать на ладони символические буквы, со своей стороны, является прямой передачей из еврейской традиции чтения по руке. Поскольку данный подход имеет целесообразность лишь в контексте идеографической формы еврейской письменности, трудно представить, каким же образом европейский ум мог разработать этот метод, учитывая неподатливость латинизированных шрифтов для подобных попыток! Таким образом, практика поиска символических букв в линиях ладони, которую мы могли наблюдать в ранних манускриптах и сочинениях таких авторов, как Трикассо, вероятнее всего восходит к евреям и, следовательно, к каббалистическим традициям хиромантии.

Однако идея поиска на руках мистических знаков, похоже, является далеко не единственной каббалистической концепцией, проникшей в европейскую хиромантию и оказавшей существенное влияние на ее методологический подход. В частности, одна из центральных каббалистических идей — концепция «трех миров»: стихийного, небесного и интеллектуального, — оказала существенное влияние на подход многих хиромантов, чьи труды мы рассматриваем здесь: от Парацельса в XV веке и Роберта Фладда в XVI-м до Дебарроля и других хиромантов XIX столетия. Например, концепция трех миров оказала глубокое влияние на работу самого значительного французского хироманта семнадцатого века Жана Батиста Бело.


* В оригинальном тексте К. Джонс написал слово «Хасид» с большой буквы. Однако не совсем ясно, идет ли речь о личном имени или же просто о прозвище «благочестивый» («хасид» в буквальном переводе это и означает).

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/france.htm

Оставить комментарий