Карл Саган об астрологии

Алексей Шлыков / Ноя.24.2015. / комментариев 5

Саган2

Биографическая справка: Карл Саган (9 ноября 1934 г. — 20 декабря 1996 г.) — американский астроном, астрофизик и выдающийся популяризатор науки. Саган был пионером в области экзобиологии и дал толчок развитию проекта по поиску внеземного разума SETI. Получил мировую известность за свои научно-популярные книги и телевизионный мини-сериал «Космос: персональное путешествие», также является автором научно-фантастического романа «Контакт», на основе которого в 1997 году был снят одноимённый фильм.

Ниже приведены выдержки из двух книг Карла Сагана — работ «Космос» и «Мир, полный демонов». Выдержки из главы «Гармония миров» в книге «Космос: эволюция Вселенной, жизни и цивилизации» (рус. изд. 2015 г.; ориг. издание 1980 г.):

«Веками люди перенимали опыт предков. чем точнее знаешь положения и ход Солнца, Луны и звезд, тем надежнее можешь предсказать, когда охотиться, когда сеять и жать, а когда собираться племенам. С увеличением точности измерений потребовалось вести записи, тем самым астрономия способствовала развитию наблюдений, математики и письменности.

Но затем, намного позднее, стали появляться другие, довольно странные идеи, произошло вторжение мистики и суеверий в область преимущественно эмпирической науки»* (с.73).

«В наши дни на Западе купить астрологический журнал можно в любом киоске. <…> В Соединенных Штатах астрологов в десять раз больше, чем астрономов. <…>

Астрология утверждает, что созвездия, в которых находились планеты в момент вашего рождения, накладывают неизгладимый отпечаток на все ваше будущее. Идея о том, что движения планет правят судьбой королей, династий и империй, зародилась несколько тысяч лет назад. Астрология изучали ход небесных тел и задавались вопросом, что произошло, когда в прошлый раз, например, Венера была в созвездии Козерога; возможно, что-то подобное случится снова. Это было хитрое и весьма рискованное занятие. Дошло до того, что астрологов держали исключительно на государственной службе. Во многих странах толкование небесных предзнаменований считалось тяжким преступлением для всех, кроме придворных астрологов: чтобы свергнуть режим, порой достаточно было предсказать его падение. В Китае за неточное предсказание придворных астрологов казнили. Их собраться по ремеслу подправляли записи, чтобы пророчества согласовывались с ходом событий. Астрология развилась в странное сочетание наблюдений, математики и кропотливого ведения записей с легковесным мышлением и ханжеским обманом.

Но если планеты могут определять судьбы наций, разве могут они не влиять на то, что случится со мной завтра? Основные представления индивидуальной астрологии сложились в эллинистическом Египте и распространились в греко-римском мире около 2000 лет назад. <…>

Астрологию можно проверить на судьбах близнецов. Известно немало случаев, когда один из близнецов погибал в детстве, например, упав с лошади или от удара молнии, тогда как другой благополучно доживал до старости. Оба родились в одном месте с разницей в несколько минут. Планеты при их рождении занимали одинаковое положение. Если допустить, что астрология верна, как же вышло, что близнецов постигла столь разная судьба? Случается, что даже между собой астрологи не могут договориться, какой смысл заключен в том или ином гороскопе. Тщательные проверки показывают, что они не способны предсказать характер и будущее людей, о которых не знают ничего, кроме времени и места рождения» (с.74-76).

«Почти на половине национальных флагов красуются астрономические символы. Это всемирный, транскультурный, надрелигиозный феномен. Он также не ограничивается рамками нашего времени: созвездия запечатлены и на шумерских цилиндрических печатях третьего тысячелетия до нашей эры, и на даосском знамени дореволюционного Китая. Без сомнения, народы стремятся неким образом приобщиться к мощи и незыблемости неба. Мы ищем связей с Космосом. Мы хотим быть сопричастны его грандиозным масштабам. И оказывается, что мы действительно с ним связаны — не персонально, не тем примитивным образом, о котором говорят астрологи, а на самом глубинном уровне, затрагивающем происхождение материи и обитаемость Земли, эволюцию и судьбу человеческого рода…

Современная популярная астрология берет свое начало с Клавдия Птолемея, которого мы называем просто Птолемеем, хотя он и не состоял в родстве с одноименной царской династией. Он работал в Александрийской библиотеке во II столетии. <…> Птолемей считал, что не только образ действий, но также рост, комплекция, национальный характер и даже врожденные физические недостатки определяются звездами. В этой части современная астрология, похоже,  занимает более осторожную позицию.

saturn-i-sputniki

Однако нынешние астрологи забыли о явлении прецессии, о котором знал Птолемей. Игнорируется ими и атмосферная рефракция, о которой он писал. Они практически не уделяют внимания всем тем спутникам и планетам, астероидам и кометам, квазарам и пульсарам, взрывающимся галактикам, симбиотическим звездам, катаклизмическим переменным и рентгеновским источникам, которые были открыты со времен Птолемея. Астрономия — это наука, исследующая Вселенную такой, как она есть. Астрология — псевдонаука, которая в отсутствие убедительных доказательств декларирует, что планеты влияют на нашу повседневную жизнь. Во времена Птолемея различие между астрономией и астрологией не было четко выражено. Теперь оно очевидно» (с.77-79).

«Эпохальное противостояние двух представлений о космосе — геоцентрического и гелиоцентрического — достигло кульминации в XVI-XVII столетиях и воплотилось в личности человека, который, подобно Птолемею, был одновременно и астрологом, и астрономом. <…> Иоганн Кеплер родился в Германии в 1571 году и еще ребенком был отправлен в протестантскую семинарию провинциального города Маульбронн учиться на священника. <…> Кеплер, чье отношение к астрологии оставалось неоднозначным на протяжении всей его жизни, стремился понять, существуют ли потаенные схемы, лежащие в основе хаоса повседневной жизни» (с.83-84).

«Кеплер стоит особняком в истории; последний ученый, который занимался научной астрономией, был и первым астрофизиком» (с.97).

«Тихо Браге, как и Кеплер, был далек от враждебного отношения к астрологии, хотя тщательно отделял свою собственную тайную версию астрологии от более распространенных в его время вариантов, которые он считал проводниками суеверия. В своей книге «Astronomiae Instauratae Mechanica», опубликованной в 1598 г., он доказывал, что астрология «в действительности заслуживает большего доверия, чем принято думать», при условии, что схемы положений звезд будут надлежащим образом усовершенствованы. Браге писал: «Я занимался алхимией, а также изучением небесных явлений, начиная с 23 лет». Но обе эти псевдонауки, полагал он, таят в себе секреты, слишком опасные для простых смертных (хотя совершенно безопасные, по его мнению, для тех князей и королей, у которых он состоял на жалованье). Браге поддерживал долгую и воистину опасную традицию некоторых ученых мужей, убежденных, что тайное знание может быть доверено только им, а также светской и духовной власти: «Бесполезно и даже безрассудно делать общедоступными такие знания». Кеплер, напротив, читал лекции по астрономии в школах, много публиковался, причем нередко за свой счет, и писал научную фантастику, которая, конечно же, предназначалась не для его ученых коллег» (с.99).

Выдержки из главы «Брак скептицизма и чуда» в книге Карла Сагана «Мир, полный демонов: наука — как свеча во тьме» (рус. изд. 2015 г.; ориг. издание 1996 г.):

«Возможно, в одном случае из ста идея, с виду, на слух, по запаху не отличимая от обычных закидонов псевдонауки, окажется верной. <…> В данный момент три идеи из области экстрасенсорики кажутся мне наиболее заслуживающими серьезного исследования: 1) будто люди могут силой мысли воздействовать (чуть-чуть) на компьютерный генератор случайных числе; 2) что в ситуации легкого сенсорного голодания человек может воспринимать «проецириемые» мысли или образы и 3) что маленькие дети порой вспоминают подробности прежнего своего существования, причем приметы иной эпохи они передают с большой точностью, а получить эти сведения иначе, как путем перевоплощения, никак не могли. Я выбрал эти три идеи не потому, что они кажутся мне правдоподобными (нет, не кажутся), но как пример того, что могло бы оказаться правдой. В пользу этих трех идей имеются хоть какие-то, пусть и сомнительные, экспериментальные данные. Хотя, разумеется, я могу ошибаться.

В середине 1970-х гг. один замечательный астроном составил манифест «Возражения против астрологии» и предложил мне подписать его. Меня покоробили некоторые формулировки, и в итоге я счел невозможным поддержать эту затею — не потому, что придаю астрологии какое-то значение, но потому, что считал (и по-прежнему считаю), что этот манифест был написан в недопустимо авторитарном тоне. Астрология подвергалась разносу за то, что родилась из суеверия, но ведь точно такого же происхождения и религия, химия, медицина, астрономия — список можно продолжить. Вопрос ведь не в том, из каких неполных и неверных сведений первоначально сложилась астрология, а в том, работает ли она сейчас. Далее манифест затрагивал психологические побуждения людей, верящих в астрологию. Такими мотивами — например, ощущением беспомощности человека в сложном, опасном, непредсказуемом мире — можно объяснить успех астрологии среди доверчивых людей, но это опять же не имеет отношения к вопросу, работает ли она.

Саган

Манифест подчеркивал: мы не нашли механизма, который сколько-нибудь убедительно объяснял «работу» астрологии. Это уже более важный аргумент, однако еще далеко не доказательство ошибочности этой «науки». Когда Альфред Вегенер в начале XX в. выдвинул предположение о движении материков, чтобы объяснить многие иначе непонятные данные геологии и палеонтологии, механизм этого явления тоже не был разработан, а теперь нам хорошо известна тектоника земных плит. Но тогда Вегенер указал на единое строение рудных жил и залежей ископаемых от восточного побережья Южной Америки до западного побережья Африки и предположил, что два материка некогда соприкасались, а Атлантический океан возник сравнительно недавно. Все тогдашние светила геологии решительно отмели эту ересь: материки закреплены раз и навсегда на какой-то плавучей основе, которая позволяла бы им «дрейфовать». И все же тектоника плит стала ключевым открытием в геофизике XX в., и теперь мы знаем, что материки на самом деле «дрейфуют», точнее, их словно увлекает гигантская конвейерная лента, паровым двигателем которой служит раскаленное земное ядро. Тогдашние светила геологии попросту ошиблись. Так что не стоит отвергать какую-либо гипотезу лишь на том основании, что механизм пока что неизвестен — хотя, если эта гипотеза противоречит давно известным законам физики, тут уж возражения ученых будут иметь большой вес.

К астрологии можно было бы предъявить более жесткие и неопровержимые претензии. Например, почему, провозглашая эру Водолея, она берет в расчет предварение равноденствий, а при составлении гороскопов — нет? Также астрология не учитывает преломление в атмосфере, ее список влияющих на судьбы небесных тел остается куцым и сводится к объектам, наблюдаемым невооруженным глазом, как во II в. — во времена Птолемея. Огромное множество разнообразных астрономических объектов, обнаруженных с тех пор, астрологией никак не учитывается (как насчет гороскопа, составленного по положению ближайших к Земле астероидов?). Почему день и час, даже минута рождения важны, а широта и долгота не имеют значения? Судьбы однояйцевых близнецов не подтверждают надежность гороскопов, а еще более настораживают разночтения в гороскопах, составленных на основе одной и той же информации разными специалистами и отсутствие корреляции между гороскопами и психологическими тестами — например, Миннесотским многоаспектным личностным опросником (MMPI).

Лично я предпочел бы подписать не тот манифест, а подробное изложение и опровержение основных принципов астрологии: этот разбор мог бы оказаться убедительнее, чем другие широко циркулирующие и публикуемые материалы. Астрология сопутствовала человечеству на протяжении 4000 лет, если не дольше, и ныне пользуется небывалой популярностью. Согласно опросам, каждый четвертый американец «верит» в астрологию, а каждый третий считает «научным» предсказание характера и судьбы по положению Солнца в момент рождения. Доля школьников, верящих в астрологию, возросла с 40% в 1978 г. до 59% в 1984 г. Астрологов в США вдесятеро больше, чем астрономов. Во Франции астрологов больше, чем священников католической церкви. Ученые могут болтать, что хотят, но астрология хоть как-то удовлетворяет социальные потребности, а ее ниспровергатели об этом и думать не думают» (с.365-368).


* Здесь Карл Саган демонстрирует весьма странную логику, оторванную от понимания исторического процесса и эволюции мировоззрения и идей древнего человека. Он забывает или игнорирует тот факт, что сознание древних людей было мифологическим, они жили в магическом мире. Никакого отдельного зарождения астрономии с последующим проникновением в нее «вредоносной» астрологии не было. Тысячелетия назад астрология и астрономия были синонимами, поскольку человек ощущал тогда свое сродство со звездами и планетами. Весь мир был для него наполнен духами и богами, влияющими на все живое, включая людей.

Источники:

Саган К. Космос: эволюция Вселенной, жизни и цивилизации. — СПб., 2015. — 447 с.
Саган К. Мир, полный демонов: наука — как свеча во тьме. — М., 2015. — 537 с.

комментариев 5 Добавить комментарий

  • Саган — серьезный ученый, уважаемый в научном сообществе астрофизик и астроном, но… чего я тут не понимаю?)

    «Также астрология не учитывает преломление в атмосфере [?!], ее список влияющих на судьбы небесных тел остается куцым и сводится к объектам, наблюдаемым невооруженным глазом [?!!], как во II в. — во времена Птолемея.
    …Почему день и час, даже минута рождения важны, а широта и долгота не имеют значения?[?!!!]»

    Что он несёт?!). Или это все же я что-то не так понял? «Преломление в атмосфере», напр., — это же про искривление параллакса, нет?

    • Если я правильно понимаю, Саган здесь говорит о рефракции света в атмосфере Земли. Вообще, взгляды Карла Сагана для меня интересны тем, что мы можем заметить эволюцию его воззрений. Первая из процитированных книг была издана в 1980, а вторая — в 1996-м, году его смерти. Насколько могу судить, его позиция в отношении астрологии стала куда более продуманной и либеральной. Возможно, сказались беседы с С. Грофом ))

      • Да, действительно, преломление света от Солнца и Луны в атмосфере — это другой оптический эффект. Дает поправку максимум в пол-градуса дуги (при восходе). Визуальное «сплющивание» их диаметров (на горизонте же) дает поправку еще в четверть градуса.
        Но я как-то по умолчанию всегда предполагал, что они уже заложены в современных астро-программах. Что-то знаете об этом?

        • В эту тему не углублялся, но полагаю, что при современном уровне развития техники и математики астрологические эфемериды учитывают все поправки. Если это не так, было бы очень странно. Ведь за основу берутся эфемериды из астрономии. Собственно, а откуда еще им браться?

  • «Здесь Карл Саган демонстрирует весьма странную логику, оторванную от понимания исторического процесса и эволюции мировоззрения и идей древнего человека… Никакого отдельного зарождения астрономии с последующим проникновением в нее «вредоносной» астрологии не было.» (Ваше примечание)
    _______
    Кстати, да, это похоже на правду. Среди прочих, Тарнас хорошо пишет как раз об изначальной сращенности астрологии и астрономии, и, кажется, более полно и адекватно раскрывает реальную эволюцию т.н. «архаического сознания», — в очень живой и масштабной историко-философской своей книжке «Страсть западного мышления».
    http://ligis.ru/psylib/090417/books/tarna01/

Оставить комментарий