Картезианский приор и хиромант Иоанн де Индагине

Алексей Шлыков / Июл.18.2018. / Нет комментариев

Вниманию читателей блога предлагается перевод двух статей Кристофера Джонса, размещенных на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В них идет речь о развитии науки чтения по руке в Германии в целом и о личности и работе Иоанна Индагине в частности. На русском языке публикуется впервые.

Хиромантия и немецкие ученые

Как мы уже видели, взаимосвязи между астрологией и хиромантией были установлены довольно рано, в связи с чем чтецы по ладоням в практике своего искусства столетиями широко использовали астрологический символизм. И это не удивительно, учитывая, что астрология в прошлом являлась одной из основных систем координат, через которую люди воспринимали мир, и потому любой предмет, применяющий в своей практике или теории астрологические принципы, становился обоснованным ipso facto*.

В соответствии с астрологическим афоризмом «как вверху, так и внизу», человек рассматривался, как отражение Вселенной. Таким образом, если астрология изучала взгляд на человека с позиции макрокосма, то хиромантия и физиогномика являлись практическим исследованием человека, как индивидуального микрокосмического отражения этого макромира. Хотя для нас очевидно, что астрология и хиромантия с физиогномикой рассматривались, как взаимодополняющие аспекты одного и того же исследования, с тех пор, как были совмещены в трудах четырнадцатого-начала пятнадцатого веков, все же удивительно, что они, как правило, продолжали оставаться совершенно различными видами искусства со своей характерной практикой вплоть до шестнадцатого столетия. До этого момента, несмотря на наставления таких фигур, как Иоанн Индагине, для объединения этих двух направлений исследований было сделано очень мало. Только в конце XVI века в трудах Иоганна Ротмана были наконец предприняты согласованные попытки объединить их в единое целое.

Картезианский приор и хиромант Иоанн де Индагине

Возможно, самым признанным немецким хиромантом шестнадцатого столетия стоит считать картезианского** приора*** Иоанна Индагине. Нам мало что известно о жизни этого человека, за исключением того, что он, очевидно, был исключительно образованным и потому предположительно пришел в монашество из образованного и привилегированного сословия****. Он был какое-то время деканом во Франкфурте, но большую часть жизни провел в качестве священника в городке Штайнхайм. Книга Индагине «Introductiones Apotelesmaticae» была издана в Страсбурге в 1522 году как обширный трактат об астрологии, хиромантии и физиогномике в одном томе.

«Introductiones Apotelesmaticae»

В своем обращении к читателям книги, предшествующем основному материалу, Индагине умоляет не выносить суждений об искусстве хиромантии прежде, чем они ознакомятся с самим сочинением. Он знаком с работами древности и потому утверждает, что Сократ, Аристотель и Плиний нашли искусство чтения по рукам полезным и приводит цитату, сообщающую, что длина линий руки указывает нам на продолжительность жизни человека. Индагине сообщает нам, что рука — это средство, «с помощью которого можно распознавать и узнавать о внутренних движениях и привязанностях ума и сердца, внутреннем состоянии тела, а также наших склонностях и пригодности к различным действиям и поступкам» и, таким образом, является важным инструментом для нашего самопознания.

Тем не менее, он советует нам использовать хиромантию, физиогномику и хиромантию совместно, если мы хотим получить полное представление о естественных склонностях человека. Индагине уделяет особое внимание астрологической символике как в хиромантии, так и в физиогномике, и в различных местах своего трактата приводит описания физиогномических архетипов, соответствующих различным знакам Зодиака. Он часто прерывает свое обсуждение линий руки, чтобы показать взаимосвязи между болезненными состояниями и семью планетами или же четырьмя гуморами*****.

Хиромантия Индагине начинается с описания частей руки, самой ладони, большого и остальных пальцев руки (при этом мизинец именуется «ушным» пальцем, «поскольку обыкновенно используется для чистки ушей»!), запястья, холмов вместе с их астрологическими управителями и, наконец, линий. Вторая глава посвящена линии Жизни с краткими отступлениями, касающимися общих значений каждой из семи основных планет и некоторых наблюдений за каждым из знаков Зодиака. Индагине подтверждает значение круга на линии Жизни, как индикатора потери зрения, поскольку сообщает нам, что такое несчастье постигло его самого одной зимой, когда он упал в огонь и потерял левый глаз!

В третьей главе он рассматривает Среднюю натуральную линию (линию Головы), в четвертой обрисовывает значение Столовой линии (линии Сердца), начало которой он находит под мизинцем, а завершение — под указательным пальцем. одной из наиболее интересных интерпретаций, что Индагине дает в своем сочинении, заключается в том, что в случае, когда Столовая линия соединяется с линией Жизни, а Срединная линия попросту отсутствует, речь идет о ситуации, когда «этот человек потеряет свою голову или будет смертельно ранен и никогда не осуществит задуманного». Возможно, здесь имеет место первая интерпретация в истории так называемой линии Симиан.

В следующей главе работы Индагине речь идет о запястье и расцеттах, которые рассматриваются как важные показатели фортуны или несчастья в зависимости от того, насколько хорошо сформированы, в то время как в шестой главе основное внимание уделяется треугольнику. Он по-прежнему находит его важным признаком, поскольку правильно сформированный треугольник, «имеющий равные углы, четкие, правильно окрашенные и прямые линии, говорит о хороших качествах характера и тела, здоровье и сохранность ума, репутации, известности, а также долгой жизни». Имеют значение также те отметки, что могут быть найдены внутри треугольника, самой зловещей из которых является, по мысли Индагине, звезда; на руке мужчины это показатель лживого, лукавого клеветника, который также является жестоким вором и грабителем, тогда как на женской руке такая звезда показывает нечестивую и неверную женщину, отличающуюся безудержным гневом, безумием, доходящим до такой степени, что она может перерезать себе горло!

Четырехугольник, сформированный Натуральной и Столовой линиями, а также те знаки, что могут быть найдены внутри него, рассматриваются в следующей главе. Широкое пространство четырехугольника указывает на широту взглядов и хорошую работу желудка, в то время как узкое пространство здесь указывает на жесткого и скупого человека. Кресты, найденные в этой области (напоминающие хорошо известный хиромантам «мистический крест»), рассматриваются, как позитивный признак успеха в духовных устремлениях.

Но несмотря на очевидное сходство между приведенными здесь интерпретациями и теми значениями, что могут быть обнаружены в более ранних работах по хиромантии, Индагине не является простым переписчиком старых правил. Да, обсуждая знаки на большом пальце, Индагине отчетливо демонстрирует свой долг перед более ранними авторами; а обсуждая признаки богатства и тот возраст, в котором оно придет, речь идет о той характерной линии, что обсуждалась в Псалтыре Эдвина двенадцатого века, а также знак повешения (линия, полностью окружающая большой палец) — признак, упоминавшийся, например, в рукописи Ms Digby Roll IV пятнадцатого столетия. Тем не менее, авторский комментарий Индагине к последней формации указывает на существование собственного экспериментального подхода, например, он говорит об этом признаке следующее: «данное значение я доказал в случае одного человека, но поскольку я видел много повешенных, не имевших такого знака, то оставлю его, как не самый надежный». Что действительно удивительно, так это то, сколь много других интерпретаций, свойственных с более ранней хиромантии, он сохранил! Современному хирологу пришлось бы отбросить почти все такие интерпретации, как ненадежные!

О холмах ладони

Далее Индагине обращает внимание на вершины или «холмы» ладони, рассматривает каждый из них, а также уделяет внимание тем линейным отметкам, что могут быть найдены на них. По мысли хироманта, знаки на холме Венеры обычно указывают на богатство или здоровье, знаки же на холме Юпитера, в основном, касаются статуса, престижа, почестей и выгоды, а также наличие крепкого желудка! Знаки на холме Сатурна отражают серьезный, скромный характер, часто указывают на злые качества у мужчины и бесплодие у женщины, тогда как линии на холме Солнца сообщают об успехе, активном продвижении, особенно в плане обучения. Линейные образования, пребывающие на холме Меркурия, тем или иным образом относятся к браку, ораторским способностям, сообразительности, а также могут указывать, что в человеке имеются способности лжеца, вора или грабителя. Для тех читателей, что знакомы с базовыми астрологическими значениями планет, совершенно очевидно, как были получены подобные интерпретации.

Раздел о холме Луны оказывается обсуждением линии Печени и Желудка, физиогномики лунного типажа, а раздел о Марсе попросту указывает расположение соответствующего холма на ладони и дает краткое физиогномическое описание типа. В заключительной главе обрисовываются те или иные знаки и линейные комбинации, которые показывают, какая астрологическая планета управляет человеком, с которым хиромант имеет дело, и это, по мысли Индагине, позволяет оценить, без обращения к астрологии, какой будет его дальнейшая судьба. Читая сочинение Индагине, мы видим, сколь часто отступает от обсуждения руки как таковой, дабы обратиться к значениям планет или астрологической физиогномике. В одних случаях он связывает некоторые интерпретации линейных формаций, которые могут быть найдены на холмах, с конкретным положением планеты, управляющей холмом, в знаке или доме гороскопа консультируемого человека. В других же случаях он склонен подтверждать значение той или иной линии с помощью физиогномики. Зачастую Индагине отмечает, что признаки, наблюдаемые на ладонях, можно легко подтверждаться изучением особенностей лица и тела человека. Благодаря таким комментариям становится ясным, что Индагине считает: руку всегда следует рассматривать в сочетании с физиогномикой и астрологией.

Хотя Индагине являлся католическим священнослужителем, он симпатизировал революционному движению протестантизма. Одно время он даже выступал в качестве папского амбассадора, хотя это не предотвратило в конечном итоге помещения «Introductiones Apotelesmaticae» в Индекс запрещенных книг при папе Павле IV в 1559 году. Но, несмотря на это (или же, возможно, именно из-за этого!), сочинение Индагине оказалось чрезвычайно популярным, широко читаемым и многократно переиздавалось на протяжении следующих 150 лет вплоть до 1672 года. Текст книги был первоначально написан на латыни, но был затем переведен на несколько других языков, включая французский, немецкий и английский. Английский перевод книги, выполненный Фабианом Уитерсом в 1651 году, был издан под заглавием «Книга хиромантии и физиогномики». Рукописная копия данного сочинения, выполненная на английском языке, датируемая примерно 1595 годом, также может быть найдена в Бодлианской библиотеке как Ms Rawl D 1028.

Одним из важных значений публикации «Introductiones Apotelesmaticae» является то, что книга ознаменовала собой зарождение полноценной астрологической хиромантии, которой предстояло неуклонно развиваться в последующие сто пятьдесят лет.


* С лат. — автоматически.

** Картезианцы — монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1084 св. Бруно Кельнским в Шартрёзских горах близ Гренобля (Франция). Официально орден картезианцев был утверждён папой римским Иннокентием III в 1133 году. В период с конца XII по конец XIV века картезианские монастыри распространились по всей Европе, от Ирландии до Великого княжества Литовского. Пик наивысшего развития ордена пришёлся на начало XVI века, когда он насчитывал 196 монастырей. Картезианцы занимались ремёслами, перепиской книг и т. д. Они славились своим гостеприимством и благотворительностью. Одним из основных источников богатства ордена было приготовление и продажа ликёра «шартрез».

*** Приор — в католицизме титул настоятеля небольшого мужского католического монастыря или старшего после аббата-настоятеля члена монашеской общины (первого помощника аббата). Монастырь, в котором имеет место жительства приор, называется приорией (приоратом). В картезианстве приором называли настоятеля обители.

**** К сожалению, в историю вошли два человека под именем Иоанна Индагине. В связи с этим возможна некоторая путаница. Так, существовали картезианский приор, оставивший нам сотни книг, являвшийся сторонником созерцательной мистической религии и живший в 1415-1475 гг., и приходский священник в Штейнгейме, декан приюта во Франкфурте в XVI в., оставивший нам ряд сочинений по астрономии, физиогномике и хиромантии и живший в 1467-1537 годах.

***** В античной и средневековой науке гуморы — это элементарные жидкости живого тела, а также соответствующие им темпераменты человека. В соответствии с концепцией гуморов заболевания нередко являются следствием дисбаланса в организме этих универсальных эссенций.

Источники:

http://www.johnnyfincham.com/history/germany.htm
http://www.johnnyfincham.com/history/indagine.htm

Оставить комментарий