Хиромант Иоганн Философ

Вниманию посетителей сайта предлагается перевод статьи Кристофера Джонса, размещенной на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В данной статье английский исследователь рассказывает о рукописях по хиромантии некоего Иоганна Философа, некогда популярного средневекового автора. На русском языке публикуется впервые.

Другим автором тех ранних рукописей по хиромантии, что дошли до нас, является некий Иоганн Философ (Johannes Philosophus) или Джон Философ. До нас дошли, по крайней мере, семь копий рукописей, приписываемых его авторству: две в Британском музее (Ms Harl 866 and Ms Harl 3353), две в Бодлианской библиотеке (Ms Bodl 607 and Ms Ashmole 1471) и по меньшей мере три в других библиотеках таких университетских колледжей, как Тринити-колледж в Кэмбридже и Корпус-Кристи и Колледж Всех Душ в Оксфорде.

Датировка этих рукописей варьируется от конца четырнадцатого века для копий в Британском музее и Бодлианской библиотеке до конца пятнадцатого столетия для копии, хранящейся в Колледже Всех Душ в Оксфорде. Эта последняя рукопись (All Souls Ms 81) была переписана (но, к сожалению, не переведена) Торндайком и приложена к его статье о ранних латинских рукописях по хиромантии в 40-м выпуске журнала «Speculum» (1965). Эта последняя (по времени создания) работа является также наиболее обширной из всех текстов по хиромантии, написанных Иоганном, и вполне может представлять собой кульминацию или синтез всех его более ранних работ по данному предмету.

Фактически данная книга является очень подробным изложением искусства хиромантии — пусть она и не является суммой, но все же! Иоганн детально обсуждает основные линии и холмы руки, обрисовывает значения всех значимых линейных показателей хорошей и плохой судьбы, злодеяний, наказания и смерти, затрагивает вопросы, имеющие отношение к духовенству, а также проявляет привычную озабоченность темами порока, сексуальности и деторождения. Тем не менее, научный анализ текста показал, что автор позволял себе свободно использовать и чужие источники; ученые заметили, что середина «All Souls Ms 81» фактически является копией «Трактата по хиромантии» Родериха де Мажорикуса (Rodericus de Majoricus). И хотя это может быть указанием на плагиат, есть все же вероятность, что они оба научились своей хиромантии из одного и того же источника, или же, учитывая, что оба жили примерно в одно время, возможно, они узнали этот материал другу от друга.

Работы из Бодлианской библиотеки также написаны на латыни и также еще не переведены на английский. Первая из них, «Tractatus Chiromancie» Иоганна, занимает в объеме всего несколько страниц и может быть найдена в составе более крупного сочинения (Ms Ashmole 1471), которое в основном посвящено двум очень многословным экскурсам в астрологию и алхимию. Второй его текст под заглавием «De Chiromancia Tractatus» также является коротким текстом, частично написанным на средневековом английском и также включенным в состав более крупной работы, содержащей обсуждение астрологии. Размещение текстов по хиромантии внутри манускриптов, являющихся по большей части астрологическими в своем содержании, не лишено значения, как мы увидим далее.

Хиромантия и Пути Господа

И хотя эти работы по хиромантии можно было найти среди церковных произведений, медицинских текстов, работ по траволечению, алхимии, естественным наукам и дивинации, все же они наиболее часто встречаются размещенными вместе с трактатами по физиогномике. Прежде всего, хиромантия действительно считалась в то время одним из аспектов физиогномики. Однако сама физиогномика понималась через астрологию, а знание астрологии, как мы увидели, считалось обязательным для медицинской практики. Астрология и ее экспериментальный двойник в лице алхимии были необходимы для изучения естественных наук; а все вместе они являлись необходимыми компонентами образования, помогающего понять пути Господа и уметь следовать Его предписанию, дабы помогать и давать исцеление другим в качестве практикующего врача. Когда мы рассматриваем такие, казалось бы, совершенно разные направления исследований вместе, то можем понять, как мышление раннего Ренессанса воспринимало их взаимосвязанность и актуальность. Рассматривая эти дисциплины в таком свете, мы можем понять, почему врач или божий человек интересовался такими предметами, как хиромантия или астрология. Кроме того, теперь мы можем понять также и то, отчего ранние рукописи по хиромантии должны были находиться в текстах, откровенно посвященных религиозной или медицинской практике, и почему, в самом деле, эти темы считались совершенно актуальными для упомянутых профессиональных направлений.


Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/johannes.htm

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.