Хиромантия и цыгане

Алексей Шлыков / Апр.4.2018. / Нет комментариев

В простонародье искусство чтения по руке часто ассоциируется с гадалками-цыганками, пристающими к нам на улице и просящими «позолотить ручку». Какова же связь искусства хиромантии с этим кочевым беспокойным народом? Вниманию читателей блога предлагается перевод статьи Кристофера Джонса, размещенной на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В данной небольшой статье английский исследователь рассказывает об истории появления цыган в Европе, а также о том, какое они имели отношение к традиции чтения по руке. На русском языке публикуется впервые.

Цыгане прибыли в Европу приблизительно в начале XV столетия и, как ныне полагают, их изначальной родиной был вовсе не Египет, как это следует из их наименования (англ. gipsies происходит от слова egyptians, означающего «египтяне»), а далекая Индия. Учитывая популярность предсказательных искусств на Индийском субконтиненте, история происхождения цыган помогает объяснить наличие у них некоторых рудиментарных знаний о чтении по руке.

На первый взгляд, эта информация может показаться подтверждающей расхожее убеждение, что именно цыгане способствовали распространению хиромантии в Англии. Однако, как мы уже увидели ранее, в Англии существовала своя, отраженная в письменных источниках, традиция хиромантии, которая предшествовала приходу цыган, по крайней мере, на два столетия.

Связь между чтением по руке и цыганами изображается в «Цыганских метаморфозах», где мы находим пассаж, в котором предводитель цыган читает руку замаскированного короля*:

«Вы не великий распутник, я вижу по руке,
Хотя ваш холм Венеры молвит, что могли бы, коль захотели.
Вы живете целомудренно и одиноко, схоронив свою супругу,
И значит, не женаты — вещает линия вашей жизни.
Откуда я догадываюсь, что ваше высочество учится и что
Вы честный добрый человек, заботитесь о детях?
То ваш Меркурия холм, что остроумие предвещает и говорит, что
Сведущи вы в книжных знаниях и премило способны говорить.
Но постойте! На вашем холме Юпитера, что здесь?
Король? Монарх? Какие чудные дела!
Высокий, щедрый, справедливый, Юпитер — ваша роль,
Повелевать людьми и царствовать в сердцах их».

Тем не менее, эта ассоциация с цыганами также придала термину «palmistry» новое значение, что вряд ли способствовало серьезному отношению к предмету хиромантии. Статут Генриха VIII от 1530 г. описывает цыган, как «чужестранцев, не занимающихся ремеслами или купеческим искусством, которые пришли в это королевство и блуждают из графства в графство огромными группами и используют массу хитрых и коварных средств, дабы обманывать людей, держа мужчин и женщин за руку, предсказывать им с помощью хиромантии судьбы; и таким способом они неоднократно, сноровкой и хитростью, выманивали у простых людей деньги, а также совершили большое число других гнусных преступлений и грабежей».

Будучи изгоями на недружественной территории, цыгане не имели возможности завладеть своей землей, дабы получить средство к существованию; к тому же, для них было крайне проблематичным найти какие-либо варианты оплачиваемой работы. Рассказы о судьбе с помощью хиромантии, жизнь, наполненная мелкими кражами и грабежами, пожалуй, были единственными вариантами, всегда открытыми для них. Как бы то ни было, цыгане явно не нравились британскому населению и заработали себе репутацию не более чем бродяг и мошенников. И к середине шестнадцатого века термин «хиромантия» («palmistry») стал означать проворную ловкость рук, которая позволяла разрезать и обшаривать карманы, пока внимание владельца было каким-то образом отвлечено! Как пишет Томас Деккер** в сочинении «Lanthorne and Candlelight», те, кто претендуют на мастерство в хиромантии, «рассказывают о судьбах, и по большей части безошибочно верно, по причине того, что работают по правилам, основанных на несомненных фактах. Ибо один из них расскажет вам, что вскоре вас постигнет злая удача — и через полчаса вы обнаружите свой карман опустошенным, а ваш кошелек исчезнувшим».

Это враждебное отношение к цыганам в шестнадцатом и семнадцатом столетиях недвусмысленно отражено в процитированном выше декрете Генриха VIII, что в сущности сделало незаконным само существование цыган. Введение в заблуждение с помощью хиромантии или иных средств с целью лишения граждан их денег или имущества каралось самым суровым наказанием, которое обычно означало смерть. Утверждая подобное, закон, как кажется, был скорее направлен непосредственно против цыган, нежели самой практики хиромантии как таковой, особенно если мы учтем собственное пристрастие Генриха VIII к дивинационным искусствам.

В конце концов, закон был отменен в период правления Георга III, однако данный статут послужил основанием для Закона о бродяжничестве 1824 года, который и поныне остается действующей юридической нормой Великобритании. Хотя этот акт и был направлен против обмана подданных Его величества со стороны жуликов и бродяг, которые «притворялись или претендовали, что смогут поведать о судьбе, используя для этого какие-либо хитрые умения, средства или устройства, с помощью хиромантии или иным образом», и в целом против «праздных и опустившихся» персон, формально он по-прежнему делает практику хиромантии нелегальной в Великобритании даже сегодня.

Тем не менее, взглянув на различные этапы британской истории, мы должны отметить, что в целом существовало довольно мало юридических прецедентов, связанных с гонениями по отношению к хиромантам, — то же самое относится и к астрологам, — несмотря на распространенное поливание грязью обеих профессий со стороны различных кругов, особенно начиная с конца XVII века.


* «Цыганские метаморфозы» — маска, написанная английским поэтом и драматургом Беном Джонсоном (1572-1637), музыка к которой была сочинена Николасом Ланье (1588-1666). Произведение впервые было исполнено перед зрителями 3 августа 1621 г., став наиболее популярным хитом Джонсона в данном жанре. Маска (англ. masque, mask) — это английский музыкально-драматургический жанр, расцвет которого пришелся на XVII столетие.

** Томас Деккер (ок.1572-ок.1632), английский драматург Елизаветинской эпохи, мастер бытовой драмы, поэт и памфлетист.

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/gipsies.htm

Оставить комментарий