Хиромантия и германские медицинские ортодоксы

Вниманию посетителей сайта предлагается перевод статьи Кристофера Джонса, размещенной на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В данной статье английский исследователь рассказывает о популярности хиромантии в Германии XVI-XVII веков, а также о тесной связи искусства чтения по рукам и медицины. На русском языке публикуется впервые.

Одной из отличительных особенностей практики хиромантии в Германии XVI-XVII столетий являлось то внимание, что она получала от академических и медицинских авторитетов. Как и в Северной Италии, хиромантия и другие «естественные искусства» в Германии без труда нашли свой путь к университетским учебным планам.

Рудольф Гоклениус

Гоклениус* (1572-1621) был уважаемым медиком и врачом с большими способностями астролога и хироманта. Он находился под сильным влиянием работы и трудов Парацельса, но достиг большей социальной респектабельности, нежели его предшественник, поскольку его способности и навыки получили большее официальное признание и подтверждение со стороны академических традиционалистов (orthodoxy). В свое время он получил должность в Университете Виттенберга, где он, как известно, читал свои лекции по хиромантии.

Свой первый текст по хиромантии «Aphorismorum Chiromanticorum Tractatus» он написал в возрасте двадцати лет и в дальнейшем создал, по крайне мере, еще две работы о чтении по руке, опубликованные в разные даты семнадцатого века. Первой из них была «Uranoscopia, Chiroscopia & Metoposcopia», изданная в 1608 году во Франкфурте, а позже включенная в «Physiognomica et Chiromantia Specialia», опубликованную в Марпурги** в 1621 году. Первый раздел этой работы представляет собой трактат об астрологии, обрисовывающий персональные натальные карты и дающий суждения и их интерпретации; также сочинение содержит раздел по интерпретации линий на лбу (метоскопия) как часть его основных физиогномических наблюдений.

В своем разделе о хиромантии Гоклениус вспоминает Аристотеля, Галена и Авиценну, отдавая им исторический приоритет в изучении руки, цитирует пассаж из (аристотелевской) «Истории животных» и обращается к библейской цитате из Иова 37:7 для защиты обсуждаемого искусства. Также он опирается на современных авторов, таких, как Тэйснер, Трикассо и Индагине*** (Taisnier, Tricasso and Indagine) и следует за ними в использовании терминов для линий и астрологических соответствиях различных частей руки.

Второй трактат по хиромантии, включенный в эту работу, был также напечатан отдельно как «Memorabilia experimenta et observationes chiromanticae cum specials judicio». Это было небольшое сочинение объемом примерно в 31 страницу, в котором обсуждается значение правой и левой руки, а также содержится лист с одиннадцатью иллюстрациями линейных формаций и «новыми» наблюдениями. Как человек науки, Гоклениус был в дальнейшем признан К.Г. Юнгом как важный предшественник в научном признании важности руки для диагностики заболеваний и выявления психологических характеристик.

Людвиг Лутц

Людвиг Лутц, следуя методам Парацельса, написал трактат «Cheirosophia Concentrata» о диагностике заболеваний по руке, который был опубликован в Нюрнберге в 1679 году. Людвиг следует уже знакомому нам формату, давая цитату из Иова 37:7 и описывая значение планет и их управление областями ладони, причем основная часть текста в его сочинении отдается иллюстрациям знаков и символов руки и их значениям. Тем не менее, отличительная особенность книги Лутца заключается в том, что он является одним из первых хиромантов, давших подробное описание того, как по линиям руки можно провести хронологическую оценку.

В одном из разделов своей работы он дает очень детализированное изложение того, как рассчитывать время на линиях руки, и даже предлагает использовать парочку циркулей для этих целей. Однако здесь мы находим массу отличий от того подхода, что применяет сегодня большинство хиромантов. От расцетт время идет вверх от запястья к предплечью, каждая полноценная линия дает ожидаемую продолжительность жизни в 20 лет, а линии привязанности датируются от основания мизинца книзу ладони. Основания пальцев используются для разграничения десятилетних интервалов на поперечных линиях руки, но стоит отметить, что Мензальная/Столовая линия (Mensal/Table line) (линия Сердца) датируется от ребра перкуссии**** по направлению к указательному пальцу. Точка, в которой линия Сатурна перерезает линию Головы, дает 50 лет, в то время как точка, в которой она пересекает Мензальную линию, оценивается как 75 лет.

Филипп Мэйс

Третий трактат, посвященный диагностике заболеваний по руке и озаглавленный как «Chiromantia Medica», был написан Филиппом Мэйсом из Кобурга (Philipp Meyes of Coburg) и опубликован в Гааге в 1667 году. Основная часть данного текста рассматривает холмы и линии руки в той манере, с которой мы уже хорошо знакомы; однако автор включил в книгу также главу о тех знаках, что можно найти на ногтях, и дал дополнительный раздел по медицинской физиогномике. Книга затем была переиздана с дополнительными двадцатью-шестью главами по хиромантии в Дрездене в 1691 году под названием «Chiromantia et Physiognomia Medica». Текст с названием «Collegium Chiromanticum», содержащий заметки по одной из лекций Мэйса по хиромантии, прочитанной примерно в 1676 году на латинском и немецком языках, можно найти в виде рукописи в Британском музее как «Ms Sloane 1733 fols. 403-433». Еще одна немецкая работа начала семнадцатого века по хиромантии включает в себя латинскую книгу Нагеля (Nagel) «Chiromanthia Meganthropi», изданную в Лейпциге в 1611 году.


* В русской историографии его имя принято писать, как Рудольф Гоклениус-младший, дабы не путать с именем его отца, протестантского неосхоласта Рудольфа Гоклениуса (1547-1628).

** Не ясно, что за город имеется в виду. Возможно, здесь просто опечатка. По написанию слово «Marpurgi» похоже на название германского города Марбурга.

*** Иоанн из Индагине (нем. Johannes ab Indagine), он же Йоханнес из Хагена (ок. 1467-1537 гг.) — немецкий монах-картезианец, астролог, натурфилософ. Служил приходским священником в Штайнхайме, деканом приюта во Франкфурте. Основные сочинения Иоанна из Индагине посвящены мистике, естественной истории и астрологии. Ему же принадлежат труды по физиогномике и хиромантии. Итоговый труд Иоганна из Индагине «Introductiones apotelesmaticae in Physiognomiam, Astrologiam naturalem, Complexiones hominum, Naturas Planetarum» (1522) был крайне популярен в XVI—XVII вв., переведён на многие европейские языки и включён папой Павлом IV в 1559 г. в список запрещённых книг. 

**** Перкуссией в хиромантии называют ударную часть ладони — область, идущую сверху вниз от холма Меркурия до бугра Луны.

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/medicine.htm