Хиромантия в Древней Греции и Риме

Вниманию читателей блога предлагается новый перевод статьи Кристофера Джонса, размещенной на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В ней идет речь об истоках европейской хиромантии, а именно — об истории хиромантии в античном мире, о том, был ли великий философ Аристотель практиком этого искусства.

Древние Греция и Рим

Соприкосновение культур Древней Греции и империй Индии наметило линии влияния в отношении европейской традиции чтения руки; данное взаимодействие значительно предшествовало тому сильному интересу к хиромантии, что был вызван контактом Европы с арабской цивилизацией в одиннадцатом и двенадцатом веках. Факт реальности контактов между Индией и Древней Грецией в те далекие времена подтверждается теми данными, что нам известны о буддийском императоре Ашоке* (примерно 260 г. до н.э.), а также о подвигах и приключениях Александра Македонского (около 350 г. до н.э.), и кажется вполне вероятным, что обе стороны обменялись значительным количеством знаний и мудрости либо при непосредственном контакте, либо через торговые пути, установленные арабами. В любом случае ясно, что практика чтения руки была известна в Греции, по крайней мере, еще в четвертом веке до нашей эры.

Однако, несмотря на широко распространенное утверждений о том, что в Древней Греции в той или иной форме практиковалась хирология, в сохранившейся до наших дней литературе того периода на самом деле очень мало упоминаний об изучении руки. Многими предполагается, что данное искусство было известно и практиковалось многими выдающимися фигурами Греции, в частности, Гомером, Анаксагором, Аристотелем, Платоном, Гиппократом, Галеном и даже самим Александром Великим. Но, в сущности, в дошедших до нашего времени работах этих авторов ничего не упоминается об искусстве чтения руки. Вполне возможно, что некоторые из упомянутых ранее авторов действительно написали работы по изучению руки, однако если это и так, все же ничего из этих произведений не дошло до нас. При отсутствии каких-либо доказательств обратного, мы лишь можем предположить, что хотя наука чтения руки могла быть им известна, они не практиковали ее как хироманты. И это можно легко продемонстрировать, обратившись к дошедшим до нас работам Аристотеля (384-322 гг. до н.э), автора единственных достоверных работ того периода, касающихся хиромантии: речь идет о сочинениях «De Historia Animalium» (Книга 1:15) and «Problemata» (Книги 10 и 34).

«Из конечностей один набор, образующий пару, является «руками». К руке относятся плечо, плечевое звено руки, локоть, предплечье и ладонная кисть. К кисти руки относятся ладонь и пять пальцев. Та часть пальца, что изгибается, именуется суставом, а та, что не гнется, называется фалангой. Большой палец состоит из одного сустава, остальные пальцы — из двух. Сгибание как руки, так и пальца во всех случаях происходит снаружи вовнутрь; а рука сгибается в локте. Внутренняя часть кисти руки называется ладонью, она мясиста и рассечена стыками или линиями (joints or lines): в случае долгожителя одна или две линии пересекают ладонь поперек, в случае же короткоживущего человека ладонь пересекают две линии, но не столь длинные. Соединение кисти и руки называется запястьем. Внешняя или задняя часть руки жилиста и не имеет особого названия» (Аристотель, «De Historia Animalium» Книга 1:15)**.

«Problemata» Аристотеля, книги 10 и 34:

«Но мы должны далее обсудить продолжительность жизни в связи с другими обстоятельствами. Отчего те люди долговечны, что имеют линию (a cut) прямо поперек их ладоней? Не потому ли, что те животные, чьи конечности плохо выражены (badly articulated), являются самыми короткоживущими, как, например, морские животные? И если те, что плохо сложены, недолговечны, то ясно, что те, которые хорошо сложены, должны быть противоположными. И последнее: те (животные), у которых те части лучше всего сформированы, что по природе своей сочленены плохо; а ведь внутренняя часть руки — это наименее хорошо сочлененная часть тела» (Книга 10, 896a-896b).

«Почему люди живут очень долго, если обладают линией, идущей через всю ладонь? Это потому, что те животные, что плохо сочленены, недолговечны и слабы? В качестве примера этого недостатка мы можем взять юных животных и краткость жизни водных существ. Ясно, что те, кто хорошо слажен, должны быть противоположными, а именно те, в ком даже те части лучше всего сформированы, что по природе своей сочленены плохо. Теперь (отметим, что) внутренняя часть руки представляет собой наименее хорошо сочлененную часть тела. Почему при глубоком дыхании, когда мы втягиваем (воздух) при вдохе, живот сжимается, но когда мы выдыхаем, он расширяется? Это оттого, что при дыхании живот сжимается книзу по бокам и затем выступает, чтобы расшириться снова, как меха?» (Книга 34, 964a-964b)

В своей работе «De Historia Animalium» Аристотель описывает анатомию руки от плеча до кисти, включая описание линий и суставов кисти, а также дает (свою) интерпретацию наличия линий, простирающихся поперек всей ладони, как показателей долгой жизни. Упоминания в «Problemata» вновь повторяют вопрос о долговечности, на который он искал ответ: «Отчего те люди долговечны, что имеют линию (a cut) прямо поперек их ладоней?» и «Почему люди живут очень долго, если обладают линией, идущей через всю ладонь?» Аристотель изо всех сил пытался найти ответ на эти вопросы и предположил, что это может быть связано с лучшим сочленением руки, поскольку животные с хорошими сочленениями тела живут дольше, нежели те, чьи тела сформированы неудачно!

На основании сохранившихся сочинений Аристотеля о руке нам следует с большой долей сомнения относиться к апокрифическому*** рассказу, распространенному в среде хиромантов, о том, что философ обнаружил древний арабский трактат о науке руки на алтаре, посвященном Гермесу. Если Аристотелю и довелось увидеть подобный трактат, похоже на то, что либо он его не читал, либо сам трактат не содержал каких-либо ценных знаний! Легенда гласит, что Аристотель, будучи наставником Александра Македонского, послал ему этот золотой трактат для его назидания. Но если Аристотель и был его наставником в подобных вопросах, мы могли бы со всей справедливостью сказать, что, несмотря на все предположения об обратном, Александр Великий вообще знал крайне мало о науке чтения руки!

Небольшие фрагменты, содержащиеся в работах Аристотеля, отнюдь не наводят на мысль, что философ в самом деле был хорошо сведущим в науке чтения руки; и он тем более не был искусным хиромантом, несмотря на то, что многие современные и древние авторы утверждают обратное. Тем не менее, подобные краткие замечания все же показывают, что в Древней Греции была известна некоторая форма традиции чтения руки и что, по крайней мере, некоторые из значений линий руки были известны Аристотелю.

(Строки Аристотеля) также сообщают нам возраст того старого суеверия, заключающегося в том, что длина линий руки указывает на продолжительность нашей жизни****. Обратите, однако, внимание на то, что Аристотель ссылается на линии, прорезающие руку поперек, то есть имеет в виду линию Головы или Сердца, а не «линию Жизни» традиционной хиромантии. Хотя эти упоминания Аристотеля не очень обширны, их все же достаточно, чтобы показать, что в Древней Греции практиковалась некоторая форма хиромантии; и они особенно показательны в том смысле, что в рамках индийской традиции хиромантии длина линии Сердца до сих пор является основным индикатором долголетия. Это лишний раз намекает на то, что практика чтения руки, существовавшая в Древней Греции, вполне могла иметь индийское происхождение.

Древний Рим

Также полагают, что некоторые формы чтения руки практиковались в Древнем Риме, но в настоящее время не существует работ, которые очертили бы масштабы или характер практики в ту эпоху, поскольку единственные свидетельства о традиции хиромантии в то время почерпнуты из нескольких случайных упоминаний в некоторых латинских произведениях. Плиний (23-79 гг. н.э.) в своей «Естественной истории» упоминает идею о том, что разорванные линии на ладони свидетельствуют о короткой жизни их обладателя, ссылаясь на слова Аристотеля, которые мы обсуждали выше. Писатель Ювенал (ок. 60-ок. 130 гг. н.э.) делает неодобрительное замечание о хиромантии в одной из своих пьес («Satires vi.581»), где он высмеивает женщин своего времени, говоря: в то время как женщины из высших сословий консультируются с астрологами, женщины среднего класса удовлетворяют свое любопытство и тщеславие, отправляясь к хиромантам. Суда (Suidas)***** сообщает, что трактат по хиромантии был написан Артемидором около 240 г. н.э., а император Адриан сообщает в своей автобиографии, что его дедушка читал его руки в то время, когда он был еще ребенком, предсказывая ему великие свершения. Однако кроме этих косвенных упоминаний, нам ничего не известно о практике чтения руки в римские времена.

Распространенное мнение гласит, что наука чтения руки была столь широко известна и практиковалась в Римские времена, что даже император Юлий Цезарь был знатоком хиромантии******, в свое время отказывавшийся принимать статус правителя из-за отсутствия на руках указаний на свой королевский статус. Но, как мы можем видеть, в настоящее время имеется столь мало доказательств практики хиромантии в то время, что мы можем почти наверняка отбросить эту историю как еще одну апокрифическую выдумку; у нас попросту нет доказательств для ее подтверждения.

Эти несколько упоминаний, судя по всему, и представляют собой всю ту совокупность известных данных, что свидетельствуют о хирологии в античности. Даже если какой-либо из предполагаемых античных авторитетов (данной науки) действительно и обладал какими-то реальными познаниями о предмете, они все же не раскрываются ни в одной из дошедших до нашего времени работ. Если древние авторы и писали о науке руки, то эти работы не были найдены. Помимо нескольких приведенных выше упоминаний, нам ничего не известно наверняка о ранней практике чтения руки или о ее истоках. Поэтому все претензии на великую древность искусства хиромантии — это не что иное, как сильно детализированные догадки, поскольку ни один из документов не оставил нам ни конкретной структуры искусства (в терминах существовавших тогда формы и содержания), ни описания того, каким образом хиромантия распространилась из одной страны в другую. Вполне может быть, что в обсуждаемых нами странах существовали устойчивые устные традиции, но это не очень помогает нам проследить раннюю историю и развитие хирологии. Все, в чем мы действительно можем быть уверены, возможно, состоит в том, что изучение руки, как и изучение планет на небе, действительно является очень древней ветвью человеческих познаний и поглощало умы людей с самых ранних времен. По идее, искусство (всегда) предшествует уцелевшим письменным текстовым источникам, но о том, что древние знали о руке и что думали о хиромантии, мы, похоже, никогда не узнаем.


* Ашока — правитель древнеиндийской империи Мауриев с 273 по 232 год до н.э. После ряда военных успехов он смог подчинить себе значительную часть Южной Азии от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Майсура. Ашока известен главным образом как великий покровитель буддизма. По мнению современных исследователей, для превращения буддизма в мировую религию этот правитель сделал больше, чем кто бы то ни было. Ашока поддерживал тесные дипломатические отношения со многими странами. В его эдиктах упоминается селевкидский царь Антиох II, правитель Египта Птолемей II Филадельф, царь Македонии Антигон II Гонат, царь Кирены Маг и царь Эпира Александр. В различные страны были посланы: маурийские послы (дута), целью которых было распространение буддизма.

** В переводе В.П. Карпова: «Из конечностей, во-первых, две руки; [части] руки: плечо, плечевая кость, локоть, предплечье, кисть. [Части] кисти: ладонь, пять пальцев, а [части] пальца одна сгибающаяся — мыщелок, другая не гнущаяся — фаланга. Большой палец об одном мыщелке, другие двумыщелковые. Сгибание руки и пальцев у всех идет внутрь; рука сгибается в локте. У кисти внутренняя часть ладонь, мясистая и разделенная бороздами, у долговечных — одной или двумя через всю ладонь, у короткоживущих — двумя и не через всю. Сочленение руки и кисти есть запястье. Наружная часть руки жилиста и не имеет названия» (книга первая, глава XV, параграф 58). 

*** Апокрифом в современной исторической науке называют произведения религиозной литературы (иудейской и христианской), не включённые в официальный церковный канон. Судя по контексту, автор статьи Кристофер Джонс использовал слово «апокрифический» в значениях «легендарный» и «недостоверный».

**** Действительно, сама по себе, к примеру, длина линии Жизни не расскажет нам о моменте ухода человека из жизни, как полагали многие дореволюционные авторы. Тем не менее, в совокупности с рядом других показателей раннее завершение линии Жизни может сообщать нам о неком критическом моменте в судьбе человека или сильном ослаблении его здоровья.

***** Суда или Свида — крупнейший энциклопедический словарь на греческом языке, составленный в Византии во второй половине X века. Содержит толкование 30 тысяч слов преимущественно греко-античного происхождения.

****** Интересно отметить, что английский язык содержит сразу несколько терминов-синонимов, касающихся хиромантии: handreading, chirology, chiromancer, palmist. В русском же языке мы чаще всего используем слова хиромантия и хирология. Слово пальмистр, калька с англ. palmist, пока что не прижилось на нашей отечественной почве.

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/aristotle.htm

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.