Критический разбор диплома Дины Гайсины по формуле души

гессе

Дина Гайсина провела серьезную работу, предприняв попытку анализа жизни и творчества Германа Гессе с позиции астрологической системы Формула души. В статье, основанной на ее же дипломной работе, Гайсина приводит большое количество цитат из книг писателя, подробно анализирует особенности его формулы, соотносит события его жизни с астрологическими показателями. Работа довольно подробная, интересная и заслуживающая внимания. Однако в соответствии с научным подходом я решил сконцентрироваться здесь именно на ее слабых местах, дабы обратить внимание на те искажения, неточности, явные ошибки и упущения, которые были сделаны астрологом. Это поможет мне самому в будущих исследованиях, может помочь другим студентам астропсихологических курсов, возможно, даст обратную связь самому автору разбираемой статьи (хотя сильно сомневаюсь, что она удостоит мое сочинение своим вниманием). Предвидя вопрос – зачем «копаться в грязном белье, ища ошибки», отвечу: уж коли мы хотим, чтобы астрология получила статус полноценной науки, нужно критически подходить к любому публичному астрологическому тексту. В том-то и суть научного метода: видишь факт, рациональное зерно – подчеркни это, возьми на заметку, видишь грубую ошибку – обрати на нее внимание, чтобы исследователи больше так не ошибались. Играть в игру «каждый астролог самый умный» бессмысленно и контрпродуктивно.

Итак, поехали. По пунктам изложу те ошибки, на которые я счел важным обратить внимание.

1. Гайсина начинает изложение материала с заведомо неверного введения, утверждая, что, «несмотря на признание… заслуг и даже на Нобелевскую премию, для огромного большинства людей Германа Гессе до сегодняшнего дня остается практически неведомым и недосягаемым». Думаю, логично предположить, что, говоря о большинстве, Гайсина имеет в виду нашу страну (потому что в Европе Гессе, конечно, знают еще больше, чем в России, а, допустим, где-нибудь в Габоне о нем и в самом деле могли не слышать, как и о Пушкине с Достоевским).

Итак, Гессе очень мало знают в России, так ли это? Если углубиться в изучение вопроса издания книг Гессе в России и Советском Союзе, то выяснится, что Гайсина очень сильно заблуждается. Гессе у нас знают весьма неплохо (по сравнению со многими другими авторами). Издание произведений Гессе началось в Советском Союзе еще в 1961 г. с публикации повести «Под колесом». В 1969 г. была издана «Игра в бисер». В 1977 г., к 100-летнему юбилею со дня рождения Гессе, под обложкой книги «Избранное» с тиражом 100 000 экз. были изданы роман «Степной волк» и повести «Кнульп» и «Курортник». В том же году текст «Степного волка» был опубликован в нескольких номерах журнала «Иностранная литература». В 1984 г. вышло новое издание «Избранного», куда вошли «Игра в бисер» и «Паломничество в страну Востока». В 1994 г. было издано собрание сочинений Германа Гессе в 4-х тт., в 1999 г. – в 6 тт. И т.д. В настоящий момент издано также большое количество однотомных книг Гессе, которые можно найти в любом книжном магазине. Думаю, на этом доказательную базу можно прервать. Можно констатировать, что Гайсина выдает желаемое за действительное или просто не проверила свою точку зрения. Тенденция выдавать желаемое за действительное, увы, у нее довольно сильна, что мы и увидим далее. Вообще же, понятно, почему астролог так продвигает эту тему с якобы неизвестностью, недосягаемостью и недопонятостью автора. Видимо, по ее мнению, раз уж у Гессе в центре Нептун, который в астрологии отвечает за тайны, мистику, сокрытие, то и Гессе всегда будет «не известен в должной мере». Думается, сам факт вручения ему Нобелевской премии уже опровергает эту мысль.

2. Астролог очень по-особому смотрит на суть ФД, несколько идеализированно. Она пишет: «Цепочки диспозиторов указывают на то, какие качества будут способствовать достижению высоких целей и идеалов, если человек к ним стремится». «Формула указывает на заложенный потенциал духовного роста человека и возможности менять его качество». Нет, не могу с такими формулировками согласиться. Как бы нам не хотелось, через формулу души мы не можем увидеть, каковы духовные качества человека, соответственно, мы не можем увидеть и духовный потенциал (ну или же этот потенциал мы можем увидеть абсолютно во всем и через что угодно, если уж захотеть). Если говорить предельно точно, — а именно к этому я и призываю Гайсину, убрать лишнюю поэзию из научных формулировок, — то с помощью формулы души мы можем видеть, каков психотип человека, каковы его сильные и слабые стороны, паттерны реагирования, а также варианты реализации и способы адаптации, свойственные данному психотипу. Далеко не каждый стремится к высоким целям, да и понимание того, что такое высокая, достойная цель, у разных психотипов нередко бывает разной. Даже тот, кто для нас является злодеем, по-своему реализует свой заложенный потенциал, получая столь важный ему опыт. Тот опыт и те пути реализации, что он предпримет, могут и не быть «духовными», но будут очень хорошо показываться его формулой души. Астрологу лучше воздержаться от своих оценок и критериев «духовности» и «духовного роста», или же дать очень развернутое пояснение, что именно он имеет в виду под этими словами. Правильнее было бы сказать: формула души указывает на общий вектор кармического развития человека.

3. «Стрелки, связывающие планеты, — это невидимые нити человеческой судьбы, они всегда направлены к центру формулы. Все в жизни человека проходит по направлению этих стрелок». Красивая теория, но, увы, не верная. Реализация человека как раз идет из центра к планетам на дальних орбитах. То есть «токи энергии» идут не к центру, а из центра.

4. Астролог приводит в своей работе весьма сомнительную классификацию людей. Ее автор, если я не ошибаюсь, Астрогор, что отнюдь не делает ее рабочей: «При разборе формулы души могут определяться типы людей, которых можно отнести к консерваторам, реформаторам и новаторам. Как было отмечено во вступлении, Герман Гессе – новатор, а это люди особого склада ума, души и духа. Их идеал – это внутренняя независимость от обстоятельств, свобода действий. У них всегда есть свое мнение на все, что происходит вокруг. Их жизнь непредсказуема. Планеты в их формуле души наполнены свободой мыслей, чувств и поступков. Новаторы наделены чувством обостренной справедливости. Они видят фальшь и несовершенство в людях, в обществе, во всем, что привлекает их внимание. Консерваторы относятся к новаторам с уважением, а реформаторы их боятся, ибо чувствуют и знают, что новаторы во многом их совершеннее». Не нужно быть ученым, чтобы понять, что эта классификация дает нам лишь набор общих фраз, к тому же, очень сомнительно, что «свое мнение на все», «свобода действий», «непредсказуемая жизнь», «свобода мыслей» — удел только «новаторов». Более того, не ясно, в чем различие между новатором и реформатором, ведь во многом это синонимы. По идее, новатор — тот, кто вносит и осуществляет новые, прогрессивные идеи, приёмы и т. п. в какой-либо области деятельности, а реформатор – это преобразователь, стремящийся к проведению реформ в общественной или государственной жизни. Реформатор вполне может быть проводником прогрессивных идей и стремиться к новому и т.д. Таким образом, данная классификация лишь запутывает нас, ничего толком не объясняя и не предсказывая.

5. «Луна в центре формулы говорит о повышенной эмоциональности… Его (Гессе) постоянное недовольство собой усиливается действием Меркурия в «зоне отдыха», который, как известно, сильный депрессант. И Герман Гессе часто засиживается с бутылкой вина (Луна и Нептун в центре формулы), пытаясь заглушить чувство одиночества». Не могу согласиться с тем, что Меркурий в зоне отдыха является сильным депрессантом, дающим чувство одиночества, ведь в других местах Гайсина пишет об обилии в жизни Гессе общения и друзей. Здесь скорее прослеживается влияние узловой оси Дева-Рыбы, ведь положение Южного узла в Деве нередко дает человеку такие качества, как излишнее копание в мелочах, крайняя придирчивость и критичность к самому себе и близким, склонность к бесконечным приготовлениям, перфекционизм, трудоголизм как попытка бегства от действительности, склонность к занудству, а положение Северного узла в Рыбах дает крайнюю чувствительность, подверженность различных зависимостям, в том числе от психоактивных веществ и желание уйти от реальности*. Конечно, сам Нептун в центре тоже добавляет «рыбьих» тенденций, однако стоит обратить внимание и на тот факт, что Нептун в центре битый, т.е. пораженный ретро-Сатурном с первой орбиты, к тому же ретро-Сатурн находится на Северном узле. Такой Нептун в самом деле может комплексовать, а положение ретро-Сатурна на узловой оси может давать скованность, зажатость, некую обидчивость. Ошибка Гайсиной не только в том, что она считает Меркурий депрессивным, но и в том, что она совсем не учитывает важнейшее влияние узловой оси.

6. «Но Луна в центре говорит также о музыкальности и он всю жизнь не расставался с подаренной ему в 9 лет скрипкой, на которой он играл, и с тех пор она была всегда рядом с ним». Это грубая ошибка, Луна не отвечает за музыкальность, здесь – явное влияние Венеры, Нептуна и Северного узла в Рыбах. К сожалению, эта ошибка берет начало в работах Астрогора. На это можно ответить только одно: надо стараться не верить на слово, а все проверять на собственном опыте. Все ошибаются, вот и основатель системы чего-то не учел и ошибся. Точнее, проблема здесь в следующем: Астрогор в разделе о Луне в центре заметил, что она встречается в таком положении у многих музыкальных людей и художников, но не уточнил, что, помимо Луны, у этих персоналий всегда есть иные и более веские показатели музыкальности или художественных склонностей.

7. «Венера в центре формулы способствует созданию для себя комфортного пространства, что проявляется в обустройстве дома, сада. «Сад для меня так же важен, как дом», и Гессе занимается цветами, кустами, наводит красоту». Хотя Венера в самом деле любит красоту и гармонию, но тяга Гессе к сельской местности, любовь к растениеводству, уюту, обустройству дома – это, очевидно, скорее по Луне.

Гессе, ГерманФормула души Германа Гессе

8. Гайсина в своей работе, конечно, делает в том числе и верные выводы, куда же без них, но, к сожалению, они не полны без учета влияния узловой оси: «Нептун погружает человека в его внутренний мир, а также погружает в мир музыки и живописи, но он же размывает формы до неузнаваемости. Но поскольку у Г.Гессе в этих глубинах есть на что опереться, он чувствует себя в глубинах собственной психики, как рыба в воде». Все верно, но влияние Северного узла в Рыбах и Луна там же играют здесь свою роль.

9. Однако одновременно с верными выводами, пусть и не полными и не до конца обоснованными, Гайсина предается каким-то оторванным от реальности и неправомерным размышлениям: «Именно здесь (в темах Нептуна – А.Ш.) Гессе достигает такой высоты, что до сегодняшнего дня, несмотря на признание его заслуг, несмотря на Нобелевскую премию, для огромного большинства людей Герман Гессе остается неведомым и недосягаемым. Метаморфозы Нептуна помогают ему достичь таких откровений, что еще долго он останется непонятым большинством. Зато тем, для кого станет жизненной необходимостью познание себя, своей души, своего высшего «Я», только им имя Германа Гессе сможет стать более близким и понятным». Конечно, все эти слова о непонятости и неизвестности не стоят и ломаного гроша, что я показал ранее. Если размышлять, как Гайсина, то всегда найдешь массу тех, кто не знаком с твоим творчеством. Так, в Пакистане и ряде стран вряд ли знакомы с творчеством Михаила Сатлтыкова-Щедрина. Доказывает ли это, что в его центре мы увидим Нептун? Ответ: никак нет.

10. Анализируя влияние Нептуна на Гессе, Гайсина пишет о его религиозности и о роли религии в его жизни, но также говорит и о его протесте против официальной идеологии, не объясняет причин этого. Она констатирует, что он был «протестантом» по своей натуре и приводит следующую цитату: «Я всегда был обидчивым, критически настроенным учеником, сопротивляющимся любой зависимости и любому верноподданичеству». Рассматривая астрологическое влияние на Германа Гессе в комплексе, мы можем сказать, что такое отношение к идеологии и Церкви было продиктовано, во-первых, его сильным ретро-Юпитером в центре, который заставляет сомневаться в общепринятых философских тезисах и искать свой путь и объяснение, во-вторых, положением Южного узла в Деве, что дает человеку изрядную дозу скепсиса и сомнений в религиозных и идеологических вопросах. При том при всем тяга к темам Нептуна и Юпитера у него, конечно же, оставалась всю жизнь, усиливаясь с годами.

11. Вообще, у Гайсиной очень специфические представления о Меркурии, которому она то приписывает депрессивные качества, то почти что мессианские: «Меркурий помогает облегчить жизнь другим людям, вдыхает не просто жизнь, но дает новую жизнь, новое дыхание всякому, кто его понимает и принимает… / Меркурий в центре формулы – это «приговор», рок, карма: забудь про себя, ты рожден для других, чтобы нести людям знание, информацию». Слишком много пафоса и мало реалий. О какой вообще планете можно сказать, что она «избранная»? А о какой можно сказать, что она не должна забывать о себе, что она эгоистичная? Если уж говорить серьезно, что Меркурий является, прежде всего, личной планетой, т.е. планетой, несущей с собой личные, индивидуальные программы. У большинства людей Меркурий в центре очень даже живет для себя, а не для других, и это не хорошо, не плохо, таковы реалии. То, что книги Гессе несут что-то полезное миру – это уже заслуга личности писателя. Меркурий в самом деле часто встречается у писателей, но не каждый человек с сильным положением Меркурия обязан быть писателем. Всегда есть масса вариантов.

12. Дина Гайсина, к сожалению, далее снова приписывает Меркурию «все беды»: «К слову – Меркурий в отдельном центре – это указание на сильнейшую близорукость, и поэтому Гессе не был призван на военную службу, но он и не рвался к ней. К тому же Меркурий – это и ревматизм его суставов». Чтобы делать такие смелые заявления, нужно быть специалистом по медицинской астрологии, коим Гайсина явно не является. Миф о том, что Меркурий (к тому же не пораженный, а поддержанный Селеной) в зоне отдыха дает близорукость легко можно опровергнуть. Достаточно вспомнить две персоналии с таким же положением Меркурия: императора Николая II или радиоведущую Люсю Грин – а со зрением у них проблем не выявлено.

13. Местами Дина Гайсина делает сильные натяжки. Так, у Гессе Уран на второй орбите, указывающий на Солнце на первой, а то, в свою очередь, указывает на Луну. Она пишет: «Солнце на орбите Меркурия… «Подпитывает» его Уран, находящийся на орбите Венеры, планеты чувств, гармонии. (Есть мнение, что именно Уран – высшая ипостась Венеры, Венеры-Урании). И Уран не просто диктует свою волю, он усиливает, расширяет понимание чувств. / А так как Уран всегда идет «поперек», то оказывается, что вся жизнь, все творчество Гессе – это строптивость, сопротивление среде, обстоятельствам». Что такое «расширенное понимание чувств» мне не ясно. И я не соглашусь с тем, что все творчество Гессе – это сопротивление среде и обстоятельствам. Скорее его творчество – о поиске своего места в жизни, о том, как научиться принимать то, что есть. Его работы отнюдь не революционны, в них, бывает, есть протест, но это не уранические книги. Его книги – это бесконечные самоанализ и психотерапия, глубокое погружение в психологические и душевные переживания героев, в их подсознание, эмоции и фантазии. Его книги – некая медитация, погружение в иллюзию и выход из нее, а не книги-инсайты на манер прозрений Томаса Мертона (один Уран в центре, северный узел в Водолее). Гессе ищет пути того, как «вписать» своих полуавтобиографических героев в жизнь и «такой несовершенный» мир, как достичь единения и гармонии с миром, но он не революционер, не новатор, он, скорее, учитель давней вечной традиции Ищущих. По духу он – давно уставший монах, жаждущий воссоединения с духовным Источником всего Сущего.

гессе 2

14. Далее Урану снова приписывается то, чего у Гессе, по моей оценке, не наблюдалось, — оно и понятно, ведь Уран находится не в таком сильном положении. Да и вообще, почему Гайсина, столь много внимания уделяя Урану на второй орбите, не уделяет должного внимания Марсу и ретро-Сатурну на первой орбите? Не хотелось на эти темы фантазировать? Цитирую: «Уран на орбите Венеры – неожиданная смена одного занятия на другое — как только исчерпывается и удовлетворяется интерес, — а талантливость Венеры, находящейся в центре формулы души, не дает успокоиться. Это и сопротивление общепринятым и нравственным законам». С чего это астролог взяла, что Уран на второй орбите влияет на профессию? Даже если учесть, что Венера в центре, то, проанализировав судьбу Гессе, мы можем сказать, что его писательская карьера никогда не прекращалась. Тогда вопрос: а какой такой род деятельности Гессе внезапно менял? По идее, он должен был тогда бросить писать или рисовать, чего не было, конечно. Сопротивление общепринятым законам можно скорее отнести к влиянию ретро-Сатурна на Северном узле.

15. Можно согласиться с тезисами о влиянии Урана на второй орбите на выбор женщин в жизни писателя. Но следующие слова опять же имеют иную причину: «Едва женившись, он поражается собственной неприязни к «уютной жизни» — опять уран на орбите Венеры, любительницы комфорта!» Склонности к аскетизму и самоограничениям обусловлены не Ураном, а ретро-Сатурном на Северном узле.

16. Так же, как и Меркурию, Гайсина склонна приписывать столь любимому ею Урану много чего необоснованного: «И лишь знакомство в период кризиса в 49 лет и, через несколько лет знакомства, наконец, женитьба на женщине, разделившей его нестандартность и сумевшей стать необходимой, которая была с ним до конца его жизни (85 лет, а цикл Урана равен 84)». Видимо, здесь в конце упущены слова «принесли ему счастье». По логике так должно быть. Ну да ладно. Соверешенно непонятно, к чему здесь указан цикл Урана, он гарантирует семейное счастье? А если мы говорим о циклах Уран (которого нет у Гессе в центре), почему не говорим о циклах Юпитера, Нептуна, Плутона и т.д.? В общем, опять Гайсина выдает желаемое за действительное. Или, как минимум, недостаточно аргументирует свои тезисы.

17. «Необычность, нестандартность и афористичность Урана повлияла на то, что названия его книг «Игра в бисер», «Путь к себе» оказались даже названиями эзотерических книжных магазинов (у нас в Москве). Именно идеей Германа Гессе, с подачи его жены, было создание БВЛ (Библиотеки всемирной литературы), куда вошли все наиболее значимые авторы и их произведения». Такое впечатление, что где бы не стоял у Гессе Уран, Гайсина все равно все припишет его влиянию. Еще раз подчеркну: в формуле Гессе, как бы нам не хотелось, Уран имеет далеко не самое сильное положение и влияние. И она теперь она, к тому же, недооценивает способности Меркурия. Создавать интересные словосочетания, названия и даже слоганы – это все сигнификации Меркурия, недаром его считают планетой рекламщиков. Идея создания Библиотеки всемирной литературы – это явное влияние ретро-Юпитера, который любит издательское дело, да и вообще общественно-полезные мероприятия. Не обошлось здесь и без влияния ретро-Сатурна на Северном узле, который очень любит все систематизировать, упорядочивать. К тому же ретро-Сатурн любит старину, былых авторов, классику.

18. Следующие пассажи являют собой вообще поток непонятных мне бездоказательных слов: «Влияние Урана на второй орбите Венеры, планеты любви, расширение осознания чувств души неразрывно связано и с Плутоном, планетой преображения, который поддерживает находящуюся в центре формулы Венеру. И так как Плутон – планета магов, магия в творчестве Гессе является неотъемлемой частью… Именно через магию чувств он сумел донести то, как он сам думал о Вечном. <…> Плутон – самая справедливая планета, а у Венеры, которую он поддерживает, чувство обостренной справедливости, то и не удивительно присуждение в сентябре 1946 года Герману Гессе франкфуртской премии имени Гете, а в ноябре того же года Нобелевской премии в области литературы». Да, хороший образчик потока сознания. Здесь понамешана куча всего. «Влияние Урана… неразрывно связано и с Плутоном», «расширение осознания чувств души» — какие-то общие фразы неясного мне содержания. Наблюдается явная подмена понятий. Так, говоря о Плутоне как о планете магии, Гайсина переводит все это в «магию чувств», хотя очевидно, что под такой поэтический образ можно подогнать что угодно. Магия и магия чувств – понятия разные. Совершенно нельзя согласиться с тем, что Гессе получил Нобелевскую премию из-за своих «справедливых» Венеры и Плутона, ведь они много у кого есть. Скорее, дело в таланте Гессе и в том, что его книги вызывали соответствующий резонанс в обществе.

19. «Плутон – планета трансформации, а Гессе часто переживает душевные кризисы, как уже было отмечено выше. Именно Плутон дает ему силу, покровительствует». Нда, слабое положение Плутона в формуле Гессе почему-то ее не смущает. Конечно, ведь именно и только Плутон всегда отвечает, по ее мнению, за кризисы в жизни человека. Влияние Плутона, может, и есть в карте транзитов, но мы-то сейчас анализируем именно формулу души Гессе. К тому же странно, что Гайсина совсем забыла проанализировать влияние Марса и ретро-Сатурна на первой орбите на Гессе. Видимо, не захотела.

20. «Вектор от планеты трансформации Плутона направлен к планете, не дающей успокоиться из-за своей многоплановости – Венере, находящейся в центре формулы. Такая позиция, вкупе с Ураном на орбите Венеры, заставляет человека быть постоянно, как бы сейчас сказали, в стрессовом состоянии». Считаю данные заявление бездоказательными. Получается, что если у вас Плутон на первой орбите, то вы обречены жить в стрессе. Это отнюдь не так. Традиция считать именно Венеру «многоталантливой» тоже не совсем верна. Талантлива по-своему каждая планета, а Венера талантлива отнюдь не во всех качествах, а именно в эстетическом, художественном и музыкальном. Стоит сказать и о том, что далеко не у каждого творческая Венера «просыпается» и реализуется в рамках эстетики и красоты.

21. «Именно Плутон совместно с Ураном дает Герману Гессе понимание, что для сохранения достигнутого необходимы изменения, нужно двигаться вперед, что все достигнутое и сущее «обречено на отмирание, если оно утратило способность к дальнейшему развитию и изменению». Как я уже отметил, где бы не стоял Плутон, Гайсина припишет ему его сигнификации. Размышления о важности движения вперед и умирании не обязательно связаны с архетипом Плутона. Человек с позиции любых планетарных энергий может посмотреть на завершение и смерть. Другое дело, что Плутон в сильном положении склоняет человека к глубоким внутренним трансформациям, но это не то, о чем здесь говорит наш фонтанирующий поэзией астролог.

22. В завершение хотелось бы снова указать на то, что Дина Гайсина совершенно не проанализировала важнейшее положение Узловой оси, не проанализировала положение Марса и ретро-Сатурна на первой орбите (анализ орбит не обязателен, но уж если она рассмотрела половину планет на орбитах, то нужно анализировать их все), не проанализировала влияние Селены и Лилит на жизнь и творчество Гессе, не проанализировала влияние Хирона (хотя это не обязательно, так как его влияние довольно слабо изучено). Можно лишь посоветовать следующее: в исследовании, претендующем на серьезность, поэзию, лирику и лишние фантазии желательно оставить за скобками. Можно предположить что-то, в настоящий момент не доказуемое, но тогда нужно особо оговорить, что это лишь «предположение». Если чего-то не знаешь, уж лучше промолчать…


* См. Э. Лоффредо, «Совершенство в единстве. Астрология, карма и вы».

Ссылка на оригинал работы Гайсиной: http://samlib.siwatcher.ru/g/gajsina_d_g/putxksebegermanagesse.shtml