Мария-Луиза фон Франц о хиромантии

Алексей Шлыков / Фев.13.2017. / Нет комментариев

Мария-Луиза фон Франц (4 января 1915 — 17 февраля 1998 гг.) — психолог, доктор философии, сотрудница, единомышленница и ближайшая коллега К.Г. Юнга, проработавшая вместе с ним около 30 лет. Получила всемирное признание как специалист в области психологической интерпретации сказок, мифов, сновидений и алхимических текстов.

Ниже приведены выдержки из второй лекции в книге Марии-Луизы фон Франц «Прорицание и синхрония: психология значимого случая» (ориг. изд. 1998 года; рус. изд. 2016 года). Это текст лекции, прочитанной фон Франц в Цюрихе в 1959 году:

«Много лет назад мне довелось консультироваться у голландского хироманта Шпира*, автора известной книги по вопросам хиромантии. Он обладал невероятным количеством научных знаний, он изучил все линии, расположенные на ладонях человека. Но он не рассматривал их на руке, а посыпал руки сажей, затем делал отпечатки на листе бумаги и читал по этим отпечаткам. Это был потрясающий медиум. Я отказалась от предсказания своего будущего, но попросила его рассказать о моем прошлом. Он описал все в точности. Он даже увидел операцию, которую мне сделали двумя годами раньше. Это меня очень заинтересовало. Мы с ним пили кофе, я настоятельно выпытывала, как это у него получается. Он признался, что является медиумом, который обладает знанием о человеке, явившемся к нему. Он не располагает точными сведениями, но, проецируя свое бессознательное знание на линии руки, он делает эту информацию доступной для себя и клиента. Линии руки являлись катализаторами, переводившими его бессознательное знание в сознание, то, что Юнг называет абсолютным знанием бессознательного и что, как мы знаем из сновидений, действительно существует.

Бессознательное знает; оно знает прошлое и будущее, хранит сведения о других людях. Порой мы видим сны, из которых узнаем нечто, происходящее с другим человеком. Большинство психоаналитиков уверены, что провидческие и телепатические сновидения довольно часто посещают почти каждого человека. <…>

Первобытные люди… часто смотрели в сосуд с водой или, как люди из вышеупомянутого кантона Ури, рассматривали трещины на глинистой тропинке или же беспорядочные рисунки. Это действие стирает сознательные мысли, и на поверхность всплывает из бессознательного интуиция. Именно это и происходило с вышеупомянутым хиромантом. Его признание объяснило мне, почему столь часто в технике прорицания используются хаотические рисунки для получения информации. По моему мнению, этот примитивный способ вновь был открыт в тесте Роршаха. <…> Взгляд на хаотический рисунок подобен минутному погружению в сон, получению информации о фантазиях и снах в бессознательном. Через абсолютное знание бессознательного человек получает информацию о внутренних и внешних ситуациях.

Но каким образом хиромант Шпир получил информацию о моем прошлом, являющуюся собственностью моей памяти? О моем прошлом, которое помню только я и в которое только я могу проникнуть? Хиромант поведал мне также и о моем характере. Мне показалось, что мой собеседник относится к такому же психологическому типу, что и я. позднее я провела исследование. Я общалась с хиромантами, астрологами, людьми, более или менее мне знакомыми, и обнаружила, что все они по-своему правы в своих письменных заключениях обо мне. Но если бы вам довелось их читать, то вы заметили бы, что они весьма различны, а при более внимательном рассмотрении обнаружили бы нечто характерное для каждого из них. Иными словами, информация фильтруется личностью медиума или прорицателя, составителя гороскопа или хироманта, теми, ко проникает в область психики другого человека, родственную их собственной. Все они говорят правду, но только частично.

Таков мой ответ. Я не располагаю достаточным количеством информации для создания теории, для определенных выводов, но мне представляется это верным, ибо то же самое происходит в повседневной жизни. Мы можем прикоснуться только к тем граням личности другого человека, которыми обладаем сами. Этим объясняется существование людей, которых аналитики не в силах анализировать. <…> Чем выше уровень сознания, тем выше способность понять большее количество людей, но невозможно понять всех. <…> Общаясь с прорицателями, я всегда наблюдала частичное понимание моей личности (частичное знание моего номера), у меня никогда не было гороскопа или предсказания хироманта, которые содержали бы исчерпывающе полную информацию. <…>

<…> Для прорицателя племени, разбрасывающего косточки, чтобы узнать, пойдет ли дождь, будет ли удачной охота, ответ столь же важен, как и для окружающих его и наблюдающих за ним людей. Все племя охвачено общей заботой. Это сопряжено с большой психической нагрузкой, что вдохновляет прорицателя на извлечение из своего бессознательного информации, необходимой в определенной ситуации и не связанной с его личными проблемами.

В случае неудачного прорицания делается вывод, что у прорицателя имеются личные невротические проблемы, которые он проецирует на предмет прорицания. Если бы у вышеупомянутого хироманта были проблемы, связанные, например, с его супругой, то он мог бы мне нагадать любовные неудачи, что не соответствовало бы действительности. Поэтому неудачный прогноз объясняют обычно проекцией личных проблем прорицателя, которые «вытесняют» проблемы клиента. Личная проблема каждого является общей проблемой сообщества, связанного единой судьбой. И прорицатель не должен проецировать свои личные пустяковые проблемы, чтобы действовать правильно и из коллективного бессознательного извлечь ответ на вопрос, поставленный группой» (с.39-44).


* В оригинале неверно переведено как Спир. Однако очевидно, что здесь речь идет о Юлиусе Шпире (1887-1942), хироманте и психоаналитике, ученике Карла Юнга, который в 1938 году эмигрировал из Германии в Голландию. Единственная книга Шпира «Руки детей» была издана в 1944 году, уже после его смерти.

Источник: Фон-Франц М.-Л. Прорицание и синхрония: психология значимого случая. — М., 2016. — 120 с.

Оставить комментарий