Мистический хиромант А. Дебарроль

Вниманию читателей предлагается перевод статьи английского хироманта Кристофера Джонса об одном из самых популярных авторов работ по науке чтения руки А. Дебарроле, которая размещена на сайте Джонни Финчема.

Дебарроль, мистический хиромант

«Толпа людей хотела, чтобы автор исследовал более глубоко свою систему хиромантии и звёздных указаний, и он получил множество писем в том же духе, всецело доверяя публике. В будущем он будет давать консультации на дому по этой теме, бульвар сан Мишель (бывший rue d’Enfer), 2-5 часов вечером летом и 1-4 часа вечером зимой. Цена консультаций — 20 франков».

(Дебарроль рекламирует свою практику в «Les Mysteres de la Main», перевод с франц.)

После Д’Арпентиньи именно Эдриан Адольф Дебарроль (1801-1886) является тем, кто оказал основное влияние на изучение руки в девятнадцатом столетии. В то время как Д’Арпентиньи сконцентрировал свои усилия на трезвой оценке формы и структуры руки, Дебарроль уделяет больше внимания ее символическому изучению, и, насколько мы видим из написанной им работы, он более похож по своему подходу на мистика эпохи Возрождения, нежели на серьезного викторианского ученого. Если Д’Арпентиньи занимался разработкой новой хирогномии, то Дебарроль возродил и омолодил старые формы хиромантии.

В своей первой книге «Les Mysteres de la Main» («Тайны руки») (1859) Дебарроль предпринимает попытку убедить читателя в том, что его работа основана на научных открытиях таких людей, как Галль* и Лафатер**. Он пытается продемонстрировать «научную основу» чтения рук, прибегнув к маловероятной истории о солдате, чьи линии на руках полностью испарились после того, как он был ранен в плечо, что повредило нервы в его руке. Эта недостоверная история предлагается нам как доказательство того, что мы должны быть уверенными в факте того, что линии руки отражают личность ее обладателя! Однако попытка Дебарроля быть серьезным и научным вскоре проходит, а пристрастие к мистике выходит наружу.

Дебарроль приблизился к изучению руки главным образом с позиции каббалистических учений***, которые он изучал под руководством Элифаса Леви****. Это особенно отражено в его идее «Трех Миров» (инстинктивного, небесного и интеллектуального), которую он применял при анализе как пальцевых фаланг, так и самой ладони. Действительно, он находит «Три Мира» повсюду на руке, отпуская комментарии типа: «Буква М, которую мы имеем на руке, также указывает на три мира». Мы обнаруживаем, что работа Дебарроля изобилует разделами о каббале и влиянии звезд, а также целыми главами по нумерологии, френологии и физиогномике. Со своими повторяющимися обсуждениями астральных планов и «универсальной жидкости» («le fluide universal») он явно разделяет более «спиритуалистическую» позицию, нежели упоминаемые им авторы.

Он, очевидно, обязан Д’Арпентиньи многими наблюдениями из сферы хирогномии, и первый раздел в его книге охватывает тематику большого пальца, кончиков пальцев и их узлов почти так же, как это сделал ранее Д’Арпентиньи. Дебарроль изо всех сил пытается указать читателям на тот момент, что работа Д’Арпентиньи не была написана ясно «по причине длинных пальцев автора» («parceque l’auteur a les doigts longs»), поэтому его долг — объяснить то, что он написал для нас. Дебарроль говорит нам, что он «разъясняет и упрощает» систему Д’Арпентиньи, применяя учения каббалы, поскольку длинные пальцы заставили того «упустить из виду главные идеи»! Неясно, согласился бы сам Д’Арпентиньи с подобной точкой зрения.

После некоторого обсуждения холмов, Дебарроль проходит поочередно по каждой из семи основных линий руки и обсуждает четырехугольники, треугольники и расцетты, прежде чем закончить рассмотрение «знаков» и «меток», которые могут быть обнаружены на ладони. В целом, сочинение Дебарроля очень напоминает работы хиромантов эпохи Возрождения, которые, как мы увидели, также находились под влиянием рагу из герметических философий. Он просто представил все эти идеи в более современной манере.

Во второй книге, монументальном труде под заглавием «Завершающие откровения» (1874), автор вновь обсуждает хирогномию пальцев и большого пальца; но все же, в отличие от книги Д’Арпентиньи, основная часть этой новой работы концентрируется на значениях линий руки. Свыше тысячи страниц посвящены иллюстрированному обсуждению значимости различных линейных формаций. Он поместил здесь несколько новых разделов по выбору профессии, исходя из данных руки, обсуждает линейные знаки страданий и заболеваний, настаивая на том, что все, что он пишет, было «доказано» и наглядно продемонстрировано за двадцать лет изучения, и потому является надёжным. Мы оставляем за собой право полностью скептически отнестись к этому утверждению. Как и прежде, в эту работу были включены также разделы по френологии и астрологии, а также еще и по графологии и работе с маятником.

Другие хироманты девятнадцатого столетия

Важность этих двух персоналий нельзя недооценить, поскольку их влияние на все последующие работы девятнадцатого века почти абсолютное. Практически любой автор этого периода ссылается на их авторитет и часто опирается на их открытия. Многие из этих более поздних работ — это ни что иное, как уточнение или упрощение их оригинальных идей. Оба эти автора — и Д’Арпентиньи, и Дебарроль — заложили основы для дальнейшего изучения науки чтения руки как в Европе, так и в других регионах, если говорить о раннем современном периоде. К концу девятнадцатого века произошел огромный всплеск интереса ко всем вещам оккультного или эзотерического характера, и рост интереса к чтению руки в это время был феноменальным.

«Chirognomie» Д’Арпентиньи была переведена на английский язык викторианским ученым Э.Х. Алленом (E.H. Allen) под названием «Наука о руке» в 1885 году, и к концу века было опубликовано уже около ста новых книг по науке чтения руки! Многие из них были прямым дублированием объединенных работ Д’Арпентиньи и Дебарроля с несколькими оригинальными, анекдотическими или экспериментальными наблюдениями, включенными самими авторами. Несколько примеров таких работ — это «The Psychonomy of the Hand» Р. Бимиша 1865 года, «Ваша удача на вашей руке» А.Р. Крейга 1884 года, «Практическая хиромантия» Генри Фрита 1895 года и «Наука хиромантии» Юджина Лоуренса 1905 года.

Одна работа, которая, по-видимому, полностью игнорировала большинство из этих событий, — это книга Адель Моро, которая была ученицей Мари-Энн Ле Норман. Ее работа «L’Avenir Devoile, Chiromancie Nouvelle» («Будущее предвидится, новая хиромантия»), которая не только не добавляет ничего нового в развитие хирологии, но и не смотрит в будущее!


* Франц Йозеф Галль (1758—1828) — австрийский врач и анатом, основатель френологии, устаревшего в настоящее время направления, основным положением которого является утверждение о взаимосвязи между психикой человека и строением поверхности его черепа.
** Иоганн Каспар Лафатер (1741-1801) — швейцарский писатель, богослов и поэт, писавший на немецком языке. Известен своими исследованиями по физиогномике. Заложил основы криминальной антропологии.
*** Каббала — религиозно-мистическое и эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке и получившее распространение в XVI веке. Эзотерическая каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения. Каббала связана с осмыслением творца и творения, роли и целей творца, природы человека, смысла существования.
**** Альфонс-Луи Констан (литературный псевдоним Элифас Леви, 1810-1875) — французский оккультист и таролог.

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/desbarolles.htm