Преследования колдунов и положение хиромантов в Европе и Англии в XV-XX веках

Продолжаем наш цикл переводов работ Кристофера Джонса по истории хирологии. Ранее мы уже говорили о непростых и противоречивых взаимоотношениях Римско-католических иерархов и хиромантов. Сегодня мы продолжим развивать эту тему, остановившись подробнее на том вопросе, считались ли хироманты прошлого колдунами. На русском языке публикуется впервые.

Некоторые авторы в прошлом пытались внушить нам, что профессии хироманта и астролога с особой силой очернялись как государством, так и Церковью на протяжении XV и XVI веков. Однако, как мы увидели ранее, в Европе существовало большое число монархов, королев, священнослужителей и епископов, которые симпатизировали обеим наукам, не говоря уже о том, что некоторые представители ученого духовенства сами писали трактаты на эти темы! Таким образом, данное утверждение имеет под собой мало оснований и служит скорее как средство идеализации чтецов по ладони из прошлого, как будто статус хиромантии увеличивается о того, что в былые времена она для кого-то ассоциировалась с чем-то опасным, магическим или подрывным.

Тем не менее, среди английской знати и аристократии интерес к таким предметам, как астрология и хиромантия, был широко распространен. В елизаветинские времена в семействах высокого класса было привычным делать слепки детских ладоней. Известно, что Генрих VIII консультировался у астрологов (по крайней мере!) о поле своих будущих детей, а кардинал Уолси* был, согласно всем известным сведениям, энергичным приверженцем астрологии. Известно, что королева Елизавета I широко использовала прогностические умения астролога и мага доктора Джона Ди** (1527-1608), а сэр Уолтер Рэли и Уильям Гарвей (открывший кровообращение), как известно, с симпатией относились к изучению астрологии. Как и сэр Исаак Ньютон***.

После Реставрации монархии во второй половине XVII века Карл II также регулярно обращался за астрологическими консультациями. Действительно, во время английской гражданской войны и междуцарствия услуги таких астрологов и хиромантов, как Уильям Лилли**** и Джордж Уортон, пользовались огромным спросом среди политиков и генералов по обе враждующие стороны. Наверное, не будет слишком голословным, если предположить, что заявления оккультистов имели некоторое влияние на сам ход войны; во всяком случае, известно, что по крайне мере одно сражение было отложено по совету Лилли до более благоприятного момента. Влияние У. Лилли на английское общество семнадцатого столетия было столь велико, что к 1650 году его альманах распродавался со скоростью порядка 30 000 экземпляров в год, что значительно превышало даже число продаваемых Библий! Учитывая эти обстоятельства, трудно принять всерьез позицию, будто астрологи и хироманты в самом деле так активно очернялись и преследовались, как это изображает ряд авторов.

Также высказывалось предположение, что чтецы по ладони и астрологи подвергались гонениям столь же сильно, как и представители искусства колдовства. Преследование колдовства в Европе связано с влиянием католической инквизиции, которая изначально предназначалась для уничтожения так называемых еретических версий христианства, подобных практикуемых катарами и альбигойцами в тех районах Европы, где ослабло католическая влияние. Со временем полномочия инквизиции были расширены и включили в себя суд над любыми лицами, признаваемыми виновными в магии или колдовстве, что считалось худшей формой ереси, поскольку, согласно церковному определению того времени, они полагались практикой, включавшей в себя «пакт» с самим Дьяволом.

Преследование так называемых ведьм началось в конце четырнадцатого века и стало особенно ярко выраженным после буллы папы Иннокентия VIII от 1484 года и публикации «Malleus Maleficarum» («Молота ведьм») в 1486 году*****. Однако стоит учесть, что в Англии самый первый акт против колдовства не был принят вплоть до 1542 года; более того, он был отменен всего лишь через пять лет Эдвардом V! Только в царствование Елизаветы I, во время которого был издан «Закон о колдовстве» 1563 года, в Англии по-настоящему началась мания охоты на ведьм. Тем не менее, преследования ведьм в этой стране никогда не достигали тех масштабов, что имели место у инквизиции на континенте. Это связано с несколькими факторами и не в последнюю очередь с отделением английской церкви от церкви Римско-католической, а также тем фактом, что применение пыток для получения признаний считалось в Англии незаконным. Вероятно, данная ситуация была также вызвана стремление к гражданскому миру, свободе вероисповедания и толерантности, пропагандируемых Елизаветой I после столкновений между протестантами и католиками в годы, последовавшие за созданием английской Церкви.

В любом случае, несмотря на разглагольствования некоторых религиозных фанатиков из числа пуритан и пресвитериан в пост-Реформационный период, в большинстве случаев колдовство считалось совершенно иным явлением, нежели астрология или хиромантия. Если и случалось так, что к ответственности за колдовство привлекались люди, практиковавшие также астрологию и хиромантию, то это являлось случайностью, поскольку в «Законе о колдовстве» 1563 года не говорится ничего конкретного ни против астрологии, ни против хиромантии. И учитывая интерес к обеим дисциплинам со стороны тех, кто устанавливал законы страны, было бы удивительным, если бы против них были введены запреты. Астрология не считалась колдовством, поскольку колдовство означало maleficium, то есть попытку умерщвления или причинения физического вреда или ущерба собственности через наложение проклятия. Зафиксированная история судебных процессов над колдунами демонстрирует, что это именно то, в чем обвинялись и за что осуждались ведьмы, в то время как астрологи и хироманты никогда не признавались виновными в подобных преступлениях.

Одного примера вполне достаточно, чтобы проиллюстрировать, что обе обсуждаемые нами дисциплины не считались связанными ни с колдовством, ни с магией: в конце XVII века знаменитому астрологу Уильяму Лилли было предъявлено обвинение по «Закону о колдовстве», однако речь шла только о том, что он будто бы обманом взял деньги для обнаружение украденных товаров, которые сумел найти благодаря использованию дивинационной астрологии. Его защитил судебный регистратор, заявивший, что астрология фактически является законным искусством, и дело должным образом было прекращено.

Несмотря на «официальную» позицию Римско-католической Церкви и некоторых чрезмерно ревностных второстепенных христианских сект, безумную манию искателей ведьм и фантазии невежественного, необразованного населения, нам совершенно ясно, что в действительности никаких массовых преследований чтецов по ладони и астрологов попросту не было. Таким образом, «увековеченная» в некоторых книгах история гонений хиромантов оказывается лишь элементом мифологии. Тем не менее, отметим, что в указанные периоды нестабильности в трактатах по хиромантии довольно часто цитировалось Святое Писание, особенно Иов 37:7, дабы продемонстрировать, что Библия в самом деле благосклонно относится к подобной практике. Но несмотря на то, что хиромантия юридически не признавалась колдовством или результатом пакта с Дьяволом, в народном сознании все же сохранились некие подобные ассоциации. Отсылка к Писанию осуществлялась с целью повысить уверенность, что искусство чтения по руке угодно Богу и санкционировано им. В подобном же ключе цыганка-предсказательница успокаивала своих клиентов словами: «Перекрести мою руку серебром». Использование серебра и изготовление креста являлись двумя самыми известными способами защиты от чертовщины; перед тем, как начать рассказывать клиенту по рукам о его судьбе, требовалось выполнить данный ритуал, чтобы продемонстрировать, что здесь нет никакого колдовства.

В «Закон о колдовстве» 1563 года при Якове I в 1604 году были внесены поправки, и в такой форме он оставался пребывающим в силе вплоть до 1735 года. Основная часть преследований за колдовство имела место до Реставрации монархии в 1660 году: после этой даты обвиняемые чаще оправдывались, чем осуждались. Сокращение числа преследований происходило одновременно со снижением веры в магические силы в целом и в колдовство в частности; эти перемены мировоззрения также повлияли на судьбы как хиромантии, так и астрологии, как мы увидим далее.

В 1735 году в «Закон о колдовстве» вновь были внесены изменения: на этот раз положения акта рассматривали наказания лишь для тех, кто притворялся, что практикует колдовство или применяет магические силы; само же колдовство не считалось преступлением по той причине, что более не рассматривалось как нечто реально существующее. Тем не менее, последнее обвинение по «Закону о колдовстве» было предъявлено совсем недавно — в 1944 году против Хелен Дункан!****** Сам же закон был полностью отменен только в 1951 году, трансформировавшись в «Закон о лже-медиумах». Согласно этому постановлению, по-прежнему незаконно претендовать на использование ясновидения или телепатических способностей, выступать в качестве спиритуалистического медиума, особенно, если в качестве вознаграждения или оплаты принимаются деньги.

Смысл нового закона демонстрирует фундаментальное неверие в подобные способности, в связи с чем подразумевается, что любой человек, берущий плату за аналогичную деятельность, является обманщиком и мошенником. Хотя такое положение дел никоим образом не влияет на современную практику аналитической хирологии, оно, тем не менее, влияет на тех, кто утверждает, что является «ясновидящим» или «парапсихическим» хиромантом. А поскольку такие способности не признаются вероятными в законе, любое лицо, утверждающее, что умеет читать по рукам с помощью парапсихических или экстрасенсорных средств, должно ipso facto******* быть мошенником. И если такой человек получает за свою деятельность деньги, даже если делает это в виде развлечения, то он явно нарушает закон. Таким образом, реальность заключается в том, что заявлять о наличии парапсихических способностей и предлагать их в качестве услуги, предполагающей оплату в виде гонорара, по-прежнему противозаконно.

Здесь имеет место отголосок того различия, что было проведено еще в шестнадцатом веке, когда впервые были сформулированы законы против колдовства — различия между серьезным изучением астрологии и хиромантии, проводившимся интеллектуалами эпохи Возрождения, и более сомнительными практиками, осуществлявшимися необразованными «ведьмами» и «цыганами». И как в свое время Ричард Сандерс, один из английских хиромантов XVII века, сетовал по поводу существования «подхалимов и лживых невежд, благодаря которым эта драгоценная наука ежедневно поругаема», так и современные хирологи и профессиональные астрологи могут лишь сокрушаться относительно существования гадательной хиромантии или газетной астрологии, учитывающей только солнечные знаки Зодиака.


* Кардинал Томас Уолси (ок. 1473-1530) — канцлер Английского королевства в 1515-1529 годах, архиепископ Йоркский с 1514 года, кардинал с 1515 года. До 1529 года считался самым могущественным человеком в Англии после короля Генриха VIII, держал в своих руках всю внешнюю и значительную часть внутренней политики.

** Являясь одним из образованнейших людей своего времени, Джон Ди был также математиком, географом, астрономом, алхимиком.

*** Данный тезис применительно к И. Ньютону не нашел исторических подтверждений, как мы уже отмечали в тексте.

**** Уильям Лилли (1602-1681) является культовой фигурой в истории астрологии и по сей день продолжает считаться величайшим представителем хорарной астрологии всех времен. Хорарная астрология, именуемая также вопросной астрологией — это отрасль «науки звезд», занимающаяся изучением гороскопов, построенных для ответа на те или иные чётко сформулированные вопросы, касающиеся актуальных событий ближайшего времени.

***** В 1486 году «Молот ведьм» был написан, а растиражирован (опубликован) он был уже в 1487 году.

****** Хелен Дункан (1897-1956) являлась одной из самых одиозных и неоднозначных фигур в истории медиумизма. Она неоднократно уличалась в жульничестве, но при этом, как утверждали некоторые (в частности, историк Альфред Додд и Морис Барбанелл, главный редактор журнала «Psychic News») действительно обладала паранормальными способностями. В 1944 году также была арестована и осуждена за вызывание духов умерших Джейн Йорк. Последняя попытка применения закона относится к 1950 году. Хотя, теоретически, астрология могла подпадать под действие данного закона, газеты, которые стали публиковать астрологические прогнозы с 1930-х годов, на практике преследованию не подвергались.

******* Ipso facto — с. лат. тем самым, в силу самого факта, автоматически.

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/witchcraft.htm

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.