Рукописи по хиромантии из коллекции «Digby»

Вниманию читателей блога предлагается перевод статьи по истории хиромантии Кристофера Джонса, бывшего главы Лондонского хирологического общества. В тексте дается характеристика двух трактатов по хиромантии пятнадцатого века, известных под кодовыми названиями, как «Ms Digby Roll IV» и «MS Digby 88». На русском языке публикуется впервые.

Старейшей рукописью на английском языке по типу «Суммы хиромантии» является текст, хранящийся в Бодлианской библиотеке, каталогизированный, как «Ms Digby Roll IV» и называемый «Кратким трактатом по хиромантии». Считается, что этот текст был создан в начале пятнадцатого века, во всяком случае, он точно был написан до 1440 года. В свое время рукопись была предметом большого научного внимания, пусть и со стороны исследователей средневекового английского языка; в итоге мы имеем перевод на современный английский ее содержания, выполненного Дереком Прайсом из Кэмбриджского университета.

Манускрипт выполнен в виде свитка длиной в семь футов и шириной в семь дюймов*; он состоит из введения, содержащего одно большое изображение руки, за которым следует основная часть текста в двух столбцах, сопровождаемая двадцатью пятью рисунками меньшего масштаба, помогающих проиллюстрировать различные линии и знаки.

Введение сообщает нам, что текст рукописи был создан пожилым ученым, возможно, семейным тьютором по просьбе «благородной и достопочтенной Леди», попросившей его записать все то, что он знал о хиромантии. Он признается, что прошло уже много времени с тех пор, как он изучал этот предмет, а также просит даму не слишком уж верить хиромантии, поскольку, «хотя она и демонстрирует врожденные тенденции наших условий, судеб и шансов.., их все же нельзя рассматривать, как нечто неизменное». Наша рука действительно раскрывает наши естественные тенденции, но определенные вещи не будут с нами происходить, если мы используем наш разум и свободу воли, ведь именно в этом и заключается особая привилегия, данная нам Богом!

На главном схематическом изображении руки показаны те линии, что следует изучить, а именно — линии Жизни, Головы, Печени и Желудка, Столовая или Мензальная** (линия Сердца). Пальцы при этом обозначаются, как указующий, самый длинный, пиявочный (leeche finger), самый малый и большой. В тексте также рассматриваются холмы и долины ладони, основания пальцев.

Большой Треугольник

Основная часть текста трактата начинается с обсуждения важности так называемого Треугольника руки и тех углов, что образуются тремя линиями, когда они контактируют друг с другом. Предполагается, что хорошо сформированный Треугольник, а также Треугольник с крестом внутри свидетельствуют о крепкой конституции, вере, рассудке, процветании, мирской популярности и благополучии человека. При этом плохо сформированный Треугольник или же такой Треугольник, углы которого плохо оформлены, сообщает о лживом, коварном характере и маловерии. Большая часть основной массы текста далее перечисляет значения тех линий и знаков, что можно найти на холмах и долинах ладони. Многие из них при этом связаны с прогнозом различных бедствий, как-то: тюремное заключение, бедность, потеря глаз, характер и способ смерти. Приведенные в тексте трактата примеры также включают в себя смерть от огня, своих врагов, падения, утопления, повешения, железа и стали, смертельных ранений и родов!

Также отмечаются знаки славы и удачи, которые отыскиваются на большом пальце, способном, по мысли хироманта, рассказать, в какой период жизни к нам придут богатство и слава, кроме того, он также говорит о той линии, что в Викторианскую эпоху стала называться линией Аполлона. Так, он пишет, что длинная линия, поднимающаяся из ладонной впадины к холму у безымянного пальца, указывает на продвижение по службе, успехи в учениях и получении знания. Тематика здоровья в трактате рассматривается с точки зрения состояния и качества линии Печени. Если данная линия плохо сформирована или отличается блеклостью, это свидетельствует об огорчениях, связанных с печенью или желудком, в то же время хорошо сложенная линия Печени говорит о хорошем здоровье. Поскольку ногти считались показателями природной жизнестойкости человека, автор трактата также принимает их во внимание в вопросах здоровья и оценивает с точки зрения их формы и цвета.

Большую озабоченность хироманта вызывают вопросы брака и плодовитости. Столовая линия (линия Сердца) в целом сопоставляется с эмоциональными качествами человека, но также и с его способностью к воспроизводству и продолжению рода. Сила линии показывает плодовитую, фертильную натуру, в то время как слабость линии, ее завершение между средним и указательным пальцами говорит о риске при рождении детей и даже вероятности смерти при родах. Линии под мизинцем могут указать женщине на количество ее мужей, однако иные знаки на ее руке способны сказать, что она будет не более, чем «вульгарной шлюхой, готовой к любой грязи»!

Как и Аристотель, автор трактата «Ms Digby Roll IV» проводит параллель между длиной линии Головы и потенциальной продолжительностью жизни человека, и в одном любопытном комментарии в тексте он отмечает, что в пятнадцатом столетии двадцатилетие считалось достижением «среднего» возраста! Текст свитка завершается обсуждением особых линейных знаков, помогающих раскрыть судьбу: один из них является показателем величайшего счастья, в то время как другой сообщает о предстоящих смертоносных опасностях.

Рукопись «MS Digby 88»

Второй трактат того же периода подтверждает характер основных интересов большинства хиромантов пятнадцатого века. «Ms Digby 88», написанный на латынском и средневековом английском языках, датируется примерно 1450 годом и в основном является астрологическим текстом, но одновременно содержит ряд небольших разделов о хиромантии и физиогномике. В тексте присутствуют пять изображений ладоней, размеченных различными линейными формациями и их интерпретациями; здесь мы видим все тот же интерес к Большому Треугольнику, расположению различных крестов и иных знаков, в том числе свидетельствующих о славе и богатстве. Отмечается, что у женщин хиромант должен читать по левой руке, в то время как у мужчин — по правой. На двух рисунках мы находим, например, следующие надписи, помещенные на изображения пальцев, а также между ними:

«Ms Digby 88», лист 44***
Диаграмма ладони с предсказаниями для женщин, записанных вертикально вдоль и между пальцами

Между первым и вторым пальцами: «Если эта Мензальная линия идет в область меж двух пальцев, это предзнаменует смерть женщины во время родов».
На втором пальце над горизонтальной линией: «Такая царапина предзнаменует женщину, которая не любит светские блага, но тяготеет к благочестию».
На третьем пальце над четырьмя вертикальными линиями: «Сколь много здесь линий, столько у женщины будет и мужей в жизни».
Между третьим и четвертым пальцами над четырьмя вертикальными и четырьмя горизонтальными линиями: «Сколько здесь правильных линий, столько у нее будет сыновей, а сколь много будет неправильных линий — столько будет дочерей».

«Ms Digby 88», лист 45b
Диаграмма ладони с предсказаниями для мужчин, изложенными вертикально вдоль и между пальцев:

Между первым и вторым пальцами: «Эта Мензальная линия, идущая меж двух пальцев, предсказывает неожиданную смерть мужчины или гибель от дизентерии».
На третьем пальце над вертикальной линией: «Эта линия предрекает преклонение и много всего хорошего».
Между третьим и четвертым пальцами над вертикальной линией: «Находясь между пальцами, эта линия предсказывает много почитания как мужчине, так и женщине»****.

Таким образом, данная рукопись демонстрирует средневековую озабоченность вопросами религиозности, благосостояния, брака, детей и смерти. Особого внимания заслуживает интерпретация окончания Мензальной линии, завершающейся между указательным и средним пальцами, которая будто бы указывает на смерть от «поноса» («blody flux») (средневековой формы дизентерии) или при родах. Конечно, мы понимаем, что речь здесь идет не об истинном значении данной линии, а скорее о том, сколь часто люди в ту эпоху умирали во время родов или от дизентерии. Вероятно, мы мало чему полезному можем научиться, читая эти старые тексты по хиромантии, однако они дают нам ценное социологическое понимание того, какой в действительности была жизнь в пятнадцатом веке.


* Поскольку 1 фут равен 0,3 метра, длина свитка составляет около 2,1 метра. 1 же дюйм равен 2,54 см, поэтому ширина рукописи, соответственно, составляет чуть менее 18 см.

** В переводе с англ. «mensal» означает месячный, застольный, столовый, обеденный.

*** В оригинальном тексте Джонса приводится куда больше цитат на староанглийском языке. Однако всех их мы здесь не приводим, поскольку их смысл не вполне понятен (трудности перевода с устаревшего языка).

**** (Прим. К. Джонса) Я благодарен доктору Полу Экеру из Университета в Сент-Луисе за помощь в расшифровке надписей на иллюстрациях в трактате «Ms Digby 88».

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/digby.htm