Старые трактаты по хиромантии на русском языке

Обзоров, посвященных старым сочинениям по хиромантии, почти не встречается, поскольку это малоизученная тема. Приятное исключение здесь – краткий библиографический обзор в книге Николая Ганина «Читаю руку твою» (2003). В настоящий момент сложно сказать, когда в России появились первые трактаты по хиромантии. Поиск в библиотечных базах данных фиксирует существование интереса к чтению по руке, во всяком случае, в XVIII в. Об этом свидетельствует неоднократное переиздание «Куриозного и краткого изъяснения любопытства достойных наук физиогномии и хиромантии». Экземпляры от 1765 и 1768 гг. содержат около 160 страниц и издавались типографией при Императорском Московском университете. В дальнейшем переизданием этой книги занимались частные типографии Ф. Гиппиуса и А. Решетникова. В 1786 г. книга содержала в себе 188 страниц, а в 1793-м – уже 264.

Стоит отметить, что в XVIII-XIX веках в нашей стране существовало значительное число рукописных книг, переводимых с западных изданий или рукописей. Примером такой рукописи XVIII в. является книга, состоящая из двух частей – «Хиромантии» и «Физиогномики». Переписчик не указал как своего имени, так и имени автора трактатов, отметив лишь, что источником является работа 1522 г., изданная в Аахене. Этот памятник был опубликован в Москве в 1990 г. удивительным тиражом в 500 000 экземпляров. Издание включало в себя 104 страницы и 42 оригинальные иллюстрации[1]. Безымянный автор сочинения рассматривает в своем трактате по хиромантии основные линии руки, значение холмов и пальцев. Среди достойных внимания, с точки зрения автора сочинения, линий речь идет о следующих:

  • «линея жизни» (линия Жизни);
  • «линея натуральная» (линия Головы);
  • «линея менсальная» (линия Сердца);
  • «рестрикта» (Браслеты или Расцетты).

Такие ныне обязательные для рассмотрения линии, как линии Сатурна и Солнца, называются попросту «чертами» и «чертинками», т.е. считаются чем-то совершенно второстепенным. Упоминается также «линея стомаховая» и «сорор, или марсовая», но без объяснений значения и локализации. Вероятно, речь идет о линиях Меркурия и Марса.

XIX век принес рост публикаций по хиромантии. В это время появляются как сборники-компиляции, носящие развлекательный характер, так и книги отдельных авторов-специалистов. Крупным событием стал перевод и издание на русском в 1868 г. работы А. Дебарроля «Тайны руки», книги, положившей начало современному этапу в развитии европейской хиромантии. А ведь во Франции она была издана всего лишь девятью годами ранее. Труд французского специалиста издавался в нашей стране до революций 1917 г. трижды (переиздания в 1897 и 1912 гг.). Знали у нас и о работе д’Арпентиньи, основателя хирогномии. Однако о его наблюдениях можно было узнать только в пересказе компиляторов.

Появление в широкой печати книг отечественных хиромантов относится к концу девятнадцатого столетия. В 1891 г. публикуются «Мистические знаки руки и их значения» В. Богдановича, в 1897 г. – работа Ф. Груздева. Не отставали и компиляторы с переводчиками, предлагая читателям свои книги. Но подлинный бум интереса к чтению по рукам приходится на начало XX века. Оно и не удивительно, ведь эта эпоха явилась для нашей страны временем больших и судьбоносных трансформаций и перемен. Неудачная Русско-японская война (1904-1905), Первая русская революция (1905-1907), Первая мировая война (1914-1918), Февральская и Октябрьская революции 1917 года… Перечислим некоторые работы в хронологическом порядке: «Хирософия» (1904), «Основы хиромантии» Д. Дэль (1907), «Основы антропологической хиромантии» Г. Густава (1908), «Хиромантия, или Тайны руки» Л. Заикина (1909), «Как узнать свою судьбу по линиям и форме руки» Г. Фреймарка (1909), «Полный курс хиромантии» Ю. Нестлера (1911), «Хиромантия, или Тайны руки» Г. Фреймарка (1911), «Хиромантия или «Тайна руки»» И. Кожуховского (1912). В дальнейшем появляются книги по хиромантии А. Степанова (1913), Шах-Надорова (1913), Леконт-Дюмона (1913), А. Ходунова (1914), А. Лятэта (1915), К. Перэна (1915) и др.

Примеры дореволюционных книг по хиромантии.

Авторы этих работ в основной своей массе основываются на наблюдениях д’Арпентиньи и Дебарроля. Благоприятное впечатление (на фоне других книг) производит работа Н. Симонова «Систематический курс хиромантии» (1912), в которой присутствуют ссылки на источники сведений из других книг, фотографии рук, описание значений холмов, линий и знаков и даже краткое упоминание о папиллярных узорах в самом конце: «Кончая книгу, я говорю: рука – это паспорт человека; фигуры на коже пальцев – его подпись. (Эти фигуры изучаются наукой дактилоскопией.)»[2] Симонов признает, что линии могут меняться «в зависимости от событий, круто изменивших жизнь». Линию Солнца он называет линией Искусств, линию Меркурия – линией Знаний, а Рестрикты – линиями Благосостояния. Но, конечно, не обошлось без суеверий. Например, автор пишет, что «присутствие линии судьбы говорит об известной культуре человека. Чем длиннее и резче она – тем культурнее человек». А по поводу линии Меркурия говорит, что если она отсутствует на руке, значит, человек не учился и не получал образования.

Часть работ дореволюционных авторов была переиздана и продолжает публиковаться до сих пор. Речь, прежде всего, о Дебарроле, чьи «Тайны руки» издавались около 20 раз, начиная с 1989 года. Также вновь увидели свет работы таких авторов, как В. Синг, Д. Дэль, И. Кожуховский и Ю. Нестлер (при этом Д. Дэль порой «становится» Б. Дэль, а Ю. Нестлер – Ю. Кестлером). Эти книги во многом устарели и содержат спорный материал.

Таким образом, современный читатель имеет возможность познакомиться с некоторыми книгами по хиромантии XIX и начала XX вв. Если же говорить о более раннем периоде, то изданий средневековых авторов почти нет. Помимо публикации рукописи XVIII века, переписывающей текст XVI столетия, можно упомянуть о трактате Иоанна (Иоганна) Философа «Summa Chyromancie», изданной под обложкой сборника с названием «Кухня ведьм: полезные тайны» (2009). Несмотря на «желтое» заглавие сборника, трактат переведен из научной публикации Л. Торндайка в журнале «Speculum»[3].

Как отмечает К. Джонс, до нас дошли, по крайней мере, семь копий рукописей, приписываемых авторству И. Философа. Причем их датировка варьируется от конца XIV до конца XV столетия для копии, хранящейся в Колледже всех душ в Оксфорде. И именно текст этой рукописи был приложен Торндайком к его статье о ранних латинских работах по хиромантии, а затем переведен на русский в упомянутом издании. Это сочинение И. Философа является подробным изложением взглядов средневековых хиромантов на свое искусство. Автор детально обсуждает значение линий и холмов руки, рассуждает о признаках хорошей и плохой судьбы, проявляет озабоченность темами смерти, порока и деторождения – привычная картина для того времени.

Философ считает, что главные суждения о мужчине строятся хиромантом по интерпретации его правой руки, а о женщине – ее левой. Естественными и главными линиями на руках он называет линии Жизни, Среднюю (Головы), столовую (Сердца) и Базис треугольника (Меркурия). В самом начале своего сочинения он дал определение хиромантии: «Итак, хиромантия – это наука узнавать различные наклонности к добродетелям и порокам, а также расположение к естественным удачам и неудачам у любого человека по зримым знакам и линиям, существующим на руке, которые рассматриваются двояким образом»[4].


[1] Хиромантия (публикация памятника XVIII века из фондов Объединения «Государственный Исторический музей»). — М., 1990.

[2] Симонов Н. Систематический курс хиромантии. — Смоленск, 1912. — С. 105.

[3] Thorndike L. Chiromancy in Medieval Latin manuscripts // Speculum. – 1965. – Vol. 40. – P. 674-706.

[4] Полная хиромантия Иоанна Философа // Кухня ведьм: полезные тайны. – СПб., 2009. – С. 405.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.