Традиции хиромантии в Китае и Японии

Несмотря на то, что европейская традиция хиромантии обязана своим возникновением влиянию традиций античной эпохи и Индии, переданных благодаря посредничеству арабов в Средние века, в Древнем Китае существовала своя аутентичная система чтения по руке, о чем вы можете узнать из переводной статьи Кристофера Джонса.

Корни аутентичных китайских методов дивинации и прогнозирования, судя по всему, связаны с системой «И Цзин», которая насчитывает минимум 4000 лет1. Из описаний ладоней некоторых древних китайских императоров, сделанных в ранних письменных источниках, можно сделать вывод, что некоторые знания о хиромантии восходят в Китае, по крайней мере, к 2350 г. до н.э. Тем не менее, тексты, содержащие данную информацию, найдены только для времени существования династии Чжоу (650-475 гг. до н.э.)2, поэтому сами письменные источники не могут быть продатированы ранее, чем годы существования этой династии.

Из тех китайских текстов о чтении по руке, что сохранились до нашего времени, наиболее ранними являются сочинения, написанные Шоу Фу (Shou Fu) и Ку Пу Цзы Чингом (Ku Pu Tzu Ching) и созданные в различные периоды династии Чжоу. В ряду ранних китайских хиромантов можно отметить также Коу Цзе (Kou Tse) из четвертого века до н.э. и Танг Чу (Tang Chu), который жил около 240 г. до н.э. Древние китайцы, проявлявшие интерес к хиромантии, рассматривали чтение по рукам («Shou Hsiang») как неотъемлемую часть физиогномических исследований («Hsiang Jen»). «Hsiang Jen» — это легендарный текст о том, как делать предсказания с помощью физиогномики и хиромантии, который ныне утерян, но указывается в ранних каталогах, датируемых 50 годом нашей эры. «Ma-I Shen Hsiang» была написана неким Чен Туанем (Chen Tuan) около десятого века н.э., а «Shen Hsiang Chuan Pien», двенадцатитомное «Полное руководство по пониманию человеческой природы» приписывается авторству Чен Пу (Tchrenn Pouo), прорицателя при императоре Тай-цзу, правившего с 960 по 976 год. «Chen Hsiang Cho Tsing Tsi», «Собрание зеркал воды для понимания природы людей», являлось коллективной четырехтомной работой, написанной около 1680 г. За прошедшие века было напечатано много текстов по хиромантии: нам известны работы, относящиеся к эпохам династий Лян, Тан, Минь, Цинь и Сун, причем такие периоды, как X, XIV и XVII столетия представляют наибольший интерес. Очевидно, что изучение хиромантии в Китае имеет очень долгую историю3.

Даосская хиромантия

Одним из основных методов китайской даосской хиромантии является изучение рук на предмет выявления узоров в виде триграмм4, сформированных самими линиями, после чего привлекается трактат «И Цзин» для их интерпретации. Кроме того, поскольку китайская письменность является более пиктографической5, нежели европейская, то линии, образующие четкие и самостоятельные символы, могут быть легко считаны с руки. Ведь преимущество идеограмматического6 языка заключается, среди прочего, в том, что побочные линейные формирования куда чаще создают нечто похожее на китайские иероглифы, нежели буквы английского алфавита!

Более поздние даосские традиции хиромантии были сопоставлены с акунунктурными точками и меридианами, а пять элементов Земли, Воды, Огня, Дерева и Металла стали использоваться для классификации форм ладоней и других их характеристик. В дальнейшем в китайскую систему анализа руки были включены также триграммы И Цзин путем соотнесения каждой из восьми первичных триграмм с определенными областями руки, известными, как «Дворцы»; это аналогично тому, как позднее европейские хироманты распределили влияния астрологических планет по холмам ладони. Каждая область ладони со временем также стала ассоциироваться с каким-то из четырех сезонов.

Пальцы в китайской хиромантии являются символом дракона, а ладонь — символом тигра. Для китайского менталитета важно, чтобы дракон доминировал над тигром, в связи с этим наличие длинных пальцев считалось признаком интеллекта, благосостояния и в целом хорошей жизни. Поэтому внешний вид руки имел немаловажное значение для даосских хиромантов. Размер и форма руки, цвет и сложенность ладони, то, как выглядят пальцы и большой палец — все это рассматривалось в дополнение к линиям, символам и знакам, которые можно было найти на ладони. Акцент делался, главным образом, на знаках удачи и фатума, хотя и в контексте китайской космологии. Три основные линии ладони были названы линиями Неба (западная линия Сердца), Человека (линия Головы) и Земли (линия Жизни) и были связаны, соответственно, с занятостью и статусом, интеллектом и разумом, а также уровнем жизненных сил. Если все три линии были хорошо сформированы и не прерывались, это служило отчетливым предзнаменованием счастья и богатства.

В то время как некоторые авторы предлагали рассматривать правую руку у женщин и левую у мужчин7, другие китайские традиции демонстрировали, что левая рука связывалась со знаками удачи и почестей, в то время как правая считалась содержащей знаки богатства. Поиск подобных знаков на руках, да и в целом сам подход к чтению руки даосских хиромантов очень напоминал подход средневековых европейских чтецов по ладони. Интерпретации, что давались различным характеристикам руки и линейным формациям, обнаруживали ту же самую озабоченность успехом и неудачей, статусом в обществе, семьей и наследством, продолжительностью жизни и смертью, детьми и брачными отношениями и т.д., хотя в Китае, возможно, больше внимания уделялось тем знакам, что отражали моральные качества и интеллектуальные способности, в то время как более позднюю европейскую традицию куда больше интересовали знаки вожделения и плодовитости, нежели указания на добродетельность!

Отпечатки пальцев и китайские хироманты

Заслуживает уважения следующий момент, в отношении которого китайские хироманты на протяжении многих лет находились впереди своих европейских коллег: речь идет о работе с отпечатками пальцев и дерматоглифическими узорами, которые давно уже признаны важной характеристикой ладони. В то время как важность отпечатков пальцев игнорировалась европейскими хиромантами и судебно-медицинскими экспертами вплоть до начала XX века, китайцы применяли отпечатки пальцев, а иногда и всей ладони, в дополнение к заверяющим подписям на нотариальных или юридических документах на протяжении многих веков. В частности, в одной работе двенадцатого века рассказывается история восьмого столетия, в которой отпечатки пальцев использовались в качестве отметки явки человека. В китайских и японских текстах по хиромантии часто отмечается наличие завитков на пальцах и дается их интерпретация. Один из японских текстов рассказывает нам, что завиток на указательном пальце является индикатором мастерства в письме, в то время как завиток на среднем пальце указывает на того, кто отличается мудростью, но также и злостью (cross)!

Японская хиромантия, как правило, признает правомерными выводы китайских источников, хотя и воздерживается от очевидного использования И Цзин и даосских элементов. Три основные линии в Японии также были названы линиями Небес, Человека и Земли, сами же пальцы стали связываться с различными членами семьи обладателя руки. Так, большой палец связывался с родителями человека, указательный имел отношение к дядям, тетям и старшим братьям и сестрам, безымянный палец — младшим братьям и сестрам, а мизинец — к детям. Средний палец служил символом самого человека. Стандартные житейские заботы японцев отражены в интересе к линейным знакам: мы можем увидеть, что помимо фортуны, удачи, богатства и красноречия, характеристики линий у японских хиромантов также показывают беспокойство о детях и браке, социальном статусе и власти, ремесленных навыках и владении землей. В Японии хиромантия (te no su jimi — буквально «наблюдение линий руки») также считалась частью физиогномики (nin so), сами же гадатели назывались Urani-isha или Kangae-isha, что означало «предсказывающих врачей» или «думающих/размышляющих докторов».

Сегодня нам ясно, что именно такие народные традиции чтения по руке превалировали в азиатских странах, ведь они сохранились до настоящего времени в практике уличных и городских хиромантов по всему Дальнему Востоку. И хотя в Китае многие продолжают практиковать даосский подход к хиромантии, описанный выше, также очевидно, что большая часть практикующих чтение по рукам в Азии и на Дальнем Востоке обязана своими познаниями скорее английским викторианским хиромантам, нежели местным коренным традициям. Это особенно очевидно на примере легиона индийских книг по хиромантии, которые зачастую являются бесстыдным плагиатом работ таких авторов девятнадцатого-начала двадцатого века, как Кейро или Вильям Бенхам. И хотя изучение хиромантии, скорее всего, первоначально зародилось именно в Индии, представляется, что в настоящее время европейская хиромантия XIX века доминирует в том подходе, что используют хироманты и предсказатели Дальнего Востока.


1 Большая часть современных историков с этим не согласна. В современной литературе, как правило, разграничивается метод И Цзин (Чжоу И) и более ранние гадательные системы вроде Го юй или Чжоу ли. Современная датировка относит исторически достоверные свидетельства об И Цзин примерно к 700 г. до н.э.

2 Не совсем ясно, относящиеся к чему именно даты проставил в тексте К. Джонс. Возможно, указана примерная датировка манускриптов, содержащих упоминания о хиромантии. По современным же данным, династия Чжоу правила в Китае с переменным успехом в период с 1045 по 256 гг. до н.э.

3 (Примечание К. Джонса) Работы Г.А. Джайлза, С. Кулина, Арлингтона и Сулье де Морана являются наиболее достоверными источниками информации об истории и практике хиромантии в Китае и Японии. Подробнее — см. библиографию.

4 Триграмма — это илюстрирация представления о мироздании в китайской философии. По факту это особый графический знак (гуа), состоящий из трёх яо, линий, сплошных или прерывистых. Все возможные комбинации яо образуют восемь триграмм.

5 Пиктографическое письмо — вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображённый ими объект. Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской, маргушской и др.

6 Идеограмма — письменный знак или условное изображение, рисунок, соответствующий определённой идее автора в отличие от, например, логограммы или фонограммы, основанных на каком-то слове, фонеме соответственно. Из идеограмм состоят иероглифы. Идеографическое письмо — вид письменности, знаки которой (идеограммы) обозначают некоторую идею (противопоставление пиктограммам, обозначающим изображённый ими объект). К идеографическим письменностям также можно отнести символьные языки, в частности, принятые в разных странах языки глухонемых.

7 Интересно отметить, что в Индии все обстояло прямо противоположным образом: события жизни у индийских хиромантов у мужчин смотрелись по правой, а у женщин — по левой. В западной традиции все иначе. Считается, что не важно, мужчина вы или женщина, куда важнее, левша вы или правша. У человека любого пола смотрится, прежде всего, его ведущая рука, т.к. она точнее продемонстрирует реакции человека на события жизни да и знаки самих событий.

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/chinese.htm