Укравший славу: А. Астрогор, В. Вайсберг и история метода цепочек по управлению

Алексей Шлыков / Июл.27.2017. / комментариев 9

Для немалого числа начинающих астрологов нашей страны знакомство с наукой звезд начинается с «формулы души», авторской интерпретации А. Астрогором метода цепочек по управлению. И при чтении работ Астрогора создается впечатление, будто он сам и является здесь первооткрывателем. Будто бы именно он впервые выделил важность центра цепочки диспозиторов, совершив тем самым маленькую революцию в астрологических техниках. Подливают масла в огонь и хвалебные пафосные речи Н. Юманова, написавшего предисловие к учебнику «Формула души», о чем мы поговорим ниже.

Однако правомерно ли считать А. Астрогора первопроходцем в данной области? Задавшись однажды целью докопаться до истины, я решил изучить историю метода цепочек диспозиций. Данное исследование актуально по двум причинам: 1) метод цепочек диспозиторов все больше завоевывает популярность; 2) насколько мне известно, пока что не существует работ или статей, где авторы прослеживали бы историю метода. Чтобы сориентироваться в данной теме, необходимо было не только изучить саму астрологическую литературу, но и пообщаться лично или с помощью переписки с рядом астрологов, в частности, с А. Астрогором, В. Вайсбергом, А. Галицкой, М. Левиным. К счастью, все они с легкостью идут на контакт. Результаты моих изысканий можно свести к нескольким ключевым тезисам:

  • Понятие диспозиционных связей существует уже много веков. Западные астрологи задолго до российских авторов при анализе гороскопов старались проанализировать значения планеты, находящейся в своей обители и управляющей всеми остальными планетами горокопа, то, что ныне мы именуем центром цепочки, конечным диспозитором. Однако в известных мне западных источниках ни разу не встречается какого-либо анализа планет не в центре цепочки по управлению.
  • На новый уровень метод анализа цепочек диспозиторов вышел благодаря отечественным астрологам, прежде всего, Виталию Вайсбергу. Его разработки активно переняли в Московской академии астрологии, ВШКА, авестийских школах П. Глобы.
  • Первая методичка по цепочкам управления была опубликована, судя по всему, в 1993 году под эгидой школы П. Глобы.
  • Ученик В. Вайсберга Александр Астрогор (А. Доценко) перенял у своего преподавателя новый метод и, творчески доработав, стал выдавать как свое сугубо авторское детище. Но фактически он является не создателем, а адаптатором, интерпретатором метода, причем, увы, не самым лучшим по причине обилия грубых ошибок. С другой стороны, благодаря таланту популяризатора, Астрогору удалось заинтересовать относительно новым методом анализа гороскопа значительное число любителей науки звезд.

Теперь рассмотрим приведенные выше тезисы подробнее и с отсылками к первоисточникам. Пункт первый: метод анализа диспозиционных связей и цепочек был известен в прошлые века и десятилетия. Проследить историю метода досконально вглубь веков у меня пока не получилось. Однако уже удалось обнаружить, среди прочего, размышления о конечных диспозиторах (центрах цепочек по управлению) в трех книгах западных авторов. Речь идет об «Ориентирах в интерпретации гороскопа» М. Джонса (1941), книге «Астрология. Как прочитать карту рождения» К. Берка (2002) и втором томе фундаментального учебника М. Марч и Д. Мак-Эверс «Лучший способ выучить астрологию» (1978). Наибольший интерес для нас представляет самая ранняя из названных работ. Марк Джонс в своей ставшей классикой работе много пишет о «синглтоне по диспозиции», который является аналогом «конечного диспозитора» у Марч и Мак-Эверс. Нам не известно, строили ли сами цепочки астрологи начала-середины XX века, однако в книге Кевина Берка такие схемы уже содержатся. Мы не можем быть уверены, какое именно влияние испытал западной автор, размышляя о древе диспозиторов — сугубо западных коллег или опосредованно уже российских авторов? Как бы то ни было, даже К. Берк не утруждает себя анализом планет не в центре цепочки по управлению. В связи с этим можно выдвинуть предположение, что у западных авторов не было методики анализа таких «второстепенных» планет.

Но вернемся на территорию России, а точнее — Советского Союза. Именно здесь в 1970-80-е года метод цепочек диспозиций получил новое развитие. К сожалению, мне не известны брошюры по цепочкам диспозиторов за авторством В. Вайсберга. Однако общение с ним, а также с М. Левиным подтверждает, что именно он стоит у истоков отечественного подхода к анализу цепочек диспозиторов. Как сообщил В. Вайсберг в переписке со мной, все виды цепочек — по владению и по изгнанию, по 7 и по 10 планетам, по экзальтации и падению (эти цепочки строятся по космограмме), а также серия цепочек по домам — были разработаны им еще в 1970-х годах. В 1970-80-х гг. Вайсберг обучал новому методу анализа карт в своих частных астрологических группах. С открытием Московской академии астрологии, где Виталий Вайсберг работал проректором, он обучил своим методикам всех преподавателей учебного заведения. И именно с этого времени метод цепочек диспозиций широко разошелся по стране. Семибалльная афетика была разработана также именно В. Вайсбергом. Ключевой особенностью новой афетики стало введение принципиально нового понятия «нейтраль», которое применялось астрологом только к светилам. Свою роль и заслугу в истории отечественной астрологии Виталий Александрович видит в том, что до него как таковой методики цепочек диспозиторов не существовало, между тем как ныне она доказала свою продуктивность. Однако самым главным своим достижением он считает даже не столько  цепочки, сколько многочисленные методики анализа космограммы (некоторые цепочки относятся к ним) — и теперь грамотный анализ гороскопа начинается именно с анализа космограммы. И лишь на следующем шаге производится анализ домов. Вайсберг пишет, что западной астрологии этот шаг ещё только предстоит сделать, хотя позитивные сдвиги в этом направлении он уже замечает. Остается лишь одна проблема: с каждым годом метод цепочек диспозиторов приобретает все больше «авторов», которые не считают нужным вспоминать об истоках подхода. Проживая ныне в США, В. Вайсберг констатирует, что на Западе новая методика появилась где-то в конце 1990-х-начале 2000-х годов преимущественно благодаря его ученикам.

Интересно, что Александр Астрогор, носивший тогда фамилию Доценко, являлся учеником Виталия Вайсберга. Точные хронологические рамки этого обучения Вайсберг уже не вспомнил, назвав период где-то с 1989 по 1992 год. В течение года-полутора студент Доценко был старостой одной из астрологических групп Вайсберга. Эта группа занималась в его маленькой студии кукольного театра в подвальном помещении одного из домов. Примечательно, что Астрогор, автор подхода «формула души», будучи недоучившимся до конца студентом у Вайсберга, не считает нужным вспоминать роль своего наставника и его разработок в своих книгах.

Любопытен взгляд на историю астрологии в России главы Московской академии астрологии Михаила Левина. В переписке со мной он подтвердил, что интерпретация цепочек диспозиторов в самом деле обсуждалась в кругу российских астрологов еще в конце 1970-начале 1980-х годов. Он предпочел уклониться от характеристики конкретных имен и их вклада в дело астрологии, сообщив, что сама идея авторства и первенства в оккультизме весьма сомнительна, потому что оккультные идеи рождаются не на земле, а на небе. Применительно к Астрогору и его претензиям на самостоятельность и оригинальность метода формула души он отметил, что оригинальной является сама трактовка цепочки диспозиций как некоторой характеристики души. Однако все остальное, что Астрогор приписывает своему авторству, где-то уже встречалось. Левин констатирует: в оккультизме главный вопрос — не в авторстве, а в истинности. Он обратил внимание на роль Г. Кучеренко в разработке концепции цепочки диспозиторов (брошюра 2002 года), а также на исследования польского астролога Завадского, информации о котором мне не удалось найти.

Самой ранней из известных мне изданных брошюр, полностью посвященных методу цепочек диспозиторов, является 18-страничная брошюра В. Быстровой «Цепочки диспозиторов», опубликованная в 1993 году под эгидой Авестийской школы астрологии. Хотя стоит отметить, что уже в брошюре «Лекции по астрологии» (1992) для студентов 1 семестра 1 курса Московской академии Левин вкратце презентует метод цепочек диспозиций по владению. А далее метод цепочек стал бурно развиваться. В 1998 году в первой редакции появляется в электронном виде брошюра «Цепочки диспозиций» Анны Галицкой, преподавателя ВШКА. В 2002 году в Кишиневе издается совместная брошюра М. Левина и Г. Кучеренко «Цепочки диспозиций как эволюционный путь развития человека», которая переиздается и в последующие годы. Если говорить собственно о программной работе А. Астрогора под обложкой «Формула души», то данный учебник выдержал целый ряд переизданий, все более увеличиваясь в объеме. Впервые брошюра под заглавием «Астрологическая формула души» издается в 1999 году (количество страниц и содержание мне не известны). В издании 2001 года данный учебник включал в себя 132 страницы, в издании 2003 года — 432 страницы, а в издании 2009 года — 504 страницы. О методе цепочек диспозиций рассказывают на страницах своих книг «Краткий курс научной астрологии» Павел Максимов (2002), «Кармическая астрология» (первое издание — 2002 г., переиздание в 2004 г.) Леокадия Кулакова и «Астропсихология» Александр Айч (первое издание — 2006, переиздания в 2014 и 2017 гг.). Довольно много страниц посвятил цепочкам диспозиций и отдельному рассмотрению значений диспозиторов планет с позиции Авестийской астрологии Борис Щитов в работе «Основы астрологии. Т.6. Космограмма под микроскопом» (2002). В 2011 году в печати вышло сочинение Дины Гайсины «Звездная формула Иисуса Христа», во многом навеянное знакомством автора с формулой души Астрогора. В астрологических журналах этих лет появилось немало статей по соответствующей тематике.

Однако вернемся к методике формула души и А. Астрогору. Из анализа содержания книг А. Астрогора следует мысль, что он является автором метода цепочек по владению. И хотят с этим тезисом спорит преподаватель школы «Волхвы» Сергей Дресвянников, это в самом деле так. Мы в этом убедимся, открыв учебник «Формула души». Да, А. Астрогор осторожен и прямо не утверждает своего первенства, однако нигде и не говорит, что лишь творчески доработал чужие идеи. Отдавая дань его талантам популяризатора, я очень не люблю, когда астрологи не сообщают о первоисточниках своих идей. Нигде в его учебнике не говорится, что автором современной отечественной 7-балльной системы эссенциальных достоинств является В. Вайсберг из Московской академии астрологии (ныне преподаватель ВШКА), нигде также не пишется, что метод цепочек по управлению существовал еще до А. Астрогора. Не сообщается и о том, что непроверенная и плохо работающая идея соотнесения знаков Зодиака и годов жизни человека, графически отраженная в программе «Astro-FD», принадлежит П. Глобе и т.д. (0 градусов Овна — это 0 лет, 0 градусов Тельца — 7 лет, 0 градусов Близнецов — 14 и т.д.)

А вот что пишется: «Ему (Астрогору — А.Ш.) первому среди ученых, психологов и астрологов удалось разработать метод исследования астроакмеологической структуры личности. Автор назвал эту методику «Формула души» — просто, понятно и исчерпывающе» (Учебник «Формула души» Астрогора и Юманова, изд. 2009 г., с.12, из Предисловия Юманова). У читателей сразу создается впечатление, что Сан Саным в чем-то явился первооткрывателем. Видимо, весь метод он сам и создал. «Астрогору удалось «приземлить» астрологическое учение, теории и концепции в интересах человековедения…» (с.14). Значит, думают читатели, другим астрологам-то не удалось. Не удалось Вайсбергу, Левину, Московской академии астрологии и т.д. А Астрогору удалось. «Формула души покажет связь рода человеческого с Космосом и Богом, чтобы пробудить спящее сознание. <…> Школа русской астрологии «Волхвы» заглянула в самую глубину человеческой души и предоставила чудесную возможность: жить не вслепую, а осознанно, имея бесконечную возможность для самовыражения» (с.18). Складывается впечатление, что именно и исключительно школа «Волхвы» смогла заглянуть вглубь человеческой души. «Долгое время я (Астрогор) вынашивал идею о том, что астрологическая планетарная цепочка содержит в себе какую-то важную информацию. Я стал экспериментировать, проверять на конкретных людях и фактах» (с.18). У читателей здесь сложится впечатление, что никто иной, как именно Астрогор думал и думал о цепочках и изобрел метод анализа цепочек диспозиций по владению. «Формула души — это уникальная разработка» (с.21). Да, уникальная, почти не отличается от метода цепочек диспозиций по владению. Но у читателей сложится впечатление, что раз говорят об уникальности, значит все Астрогор сам и придумал, изобрел. «Планета, которая является управителем знака зодиака, называется «диспозитором». Поэтому астрологи называют формулу души «цепочкой диспозиторов», или «планетарной цепочкой» (с.32). Здесь у неискушенного читателя может сложиться впечатление, что другие астрологи просто переименовывают авторские разработки Астрогора на свой лад, хотя первенство метода — за Астрогором. Думаю, примеров достаточно. Да, это правда. Люди, которое начали знакомство с астрологией через формулу души, уверены, что метод анализа цепочек изобрел Астрогор. Ему это, конечно, только на руку, зачем уточнять, что это неправда?

Виталий Вайсберг и Александр Астрогор (слева направо)

В чем же заключается новаторство А. Астрогора по мнению его сподвижника С. Дресвянникова? В комментариях к одной из моих статей он выделил следующие моменты. Приведем цитату: «его научный вклад — особая концепция «центра» и «орбит» для цепочки; способы учета влияния удаленности планеты от центра, когда вводится понятие планеты-управителя данной «орбиты» и рассматривается взаимосвязь планеты и требований орбиты, профилирующих ее влияние («планета на своей орбите» и другие частности). Буду рад, если вы ознакомитесь с источниками и внесете уточнения в текст». Знакомство же с историей темы и с источниками со всей очевидностью показало нам, что важность планет в центре цепочки заметили задолго до Астрогора, а что самое главное его нововведение — «теория орбит» — попросту не работает! Мало того, что она основана на неком нелогичном смешении двух концепций (гео- и гелиоцентрической систем), так еще с таким подходом мы получаем великолепный инструмент для выдавания желаемого за действительное. Из-за концепции орбит Астрогора мы получаем крайне широкое смысловое покрытие. К примеру, мы хотим доказать, что человек неспроста стал художником, прибегнув к объясняющему механизму формулы души. Творчество чаще всего ассоциируют с Венерой. И куда ни взгляни, мы везде получим творческого человека: Венера в центре — художник, Венера на своей (второй) орбите — художник, Венера на социальных орбитах (четвертой и пятой) — художник. Все это очень похоже на мистификацию и подтасовку смыслов.

Таким образом, титул создателя современного метода анализа цепочек диспозиций, где смысловое значение несет каждое звено-планета, а центр анализируется даже в том случае, если в него попадает более двух планет, принадлежит, очевидно, Виталию Вайсбергу. Однако об этом другие астрологи отчего-то говорить не любят, как будто не считая нужным помнить авторов идей. Данная ситуация очень на руку неблагодарному ученику Вайсберга А. Астрогору и созданной им школе «Волхвы», занимающейся преподаванием формулы души и дальнейшими творческими интерпретациями (нередко все дальше уходящими от реальности). Ошибочное представление о создателе метода цепочек по управлению проникло уже в астрологическую литературу. К примеру, в работе Л. Кулаковой «Кармическая астрология» (издания 2002 и 2004 гг.) с удивлением читаем: «В Московской Астрологической Академии Астрогором А.А. и его соратниками разработан и успешно опробован метод энергетического толкования гороскопа, называемый «планетарные цепочки», строящиеся по закону диспозиции. <…> Эти планетарные цепочки Астрогор А.А. назвал «Формулами души». Надеюсь, данное исследование поможет восстановить историческую и астрологическую правду и сориентирует читателей в предыстории метода.


Источники:

Айч А. Астропсихология. — М., 2014. — 416 с.
Астрогор А. Астрологическая формула души. — М., 2001. — 132 с.
Астрогор А. Формула души. Новейшая космическая психология. — М., 2003. — 432 с.
Астрогор А., Юманов Н. Формула души. Новейшая космическая психология. — М., 2003. — 432 с.
Астрогор А., Юманов Н. Формула души. Новейшая космическая психология. Учеб. пос. — М., 2009. — 504 с.
Берк К. Астрология. Как прочитать карту рождения. – СПб., 2016. – 336 с.
Быстрова В. Цепочки диспозиторов. — СПб., 1993. — 18 с.
Гайсина Д. Звездная Формула Иисуса Христа. — М., 2011. — 192 с.
Джоунс М. Ориентиры в интерпретации гороскопа. — М., 2001. — 159 с.
Кулакова Л. Кармическая астрология: практикум для начинающих астрологов. 2-е изд. — Новосибирск, 2004. — 190 с.
Левин М. Учебное пособие по астрологии. Начальный курс. Часть II. — М., 2010. — 84 с.
Левин М., Кучеренко Г. Цепочки диспозиций как эволюционный путь развития человека. — М., 2012. — 96 с.
Максимов П. Краткий курс научной астрологии. — М., 2002. — 180 с.
Марч М., Мак-Эверс Д. Лучший способ выучить астрологию. Кн.2. Математические методы и техника толкования. — Киев, 1994. — 352 с.
Щитов Б. Основы астрологии. Т.6. Космограмма под микроскопом. — Калуга, 2002. — 484 с.

комментариев 9 Добавить комментарий

  • Здравствуйте Алексей.
    Прочитала статью. Мне очень интересен Ваш критический взгляд на исследования уважаемого Астрогора. Сейчас многие стали активно называть себя астропсихологами, в связи с разработанным Сан Санычем «новым методом». Красивое название привлекает кучу людей и обещает найти причину проблем в жизни (на всех просторах интернета активно представляют «формулу души» чуть ли не панацею, хотя способ, на мой взгляд, еще до конца не изучен на практике). Страшно то, что большинство этих горе — «астропсихологов» могут нанести непоправимый вред душе человека. Я согласна с тем, что астрология хорошо описывает характер, стремления, мотивы людей и в работе психолога (пусть даже астро) может быть дополнительным методом в выявление внутренних проблем. Сама к астрологии отношусь положительно, есть друзья астрологи, в ней меня интересует научный подход и для себя лично открыла много интересного. Труд Астрогора «Формула Души» (издание 2009 года) прочитан мной и в ней я не нашла ничего гениального. Надо сказать, сама книга написана достаточно поверхностно (это мое личное мнение) и не дает, например, ответа на то, почему у рожденных в один и тот же день людей разные судьбы и мотивации (вот тут, я думаю, надо смотреть натальную карту в целом). И мне тоже не ясен принцип определения орбит. В основном, нового он ничего не открыл, а просто усовершенствовал уже существующий велосипед (это о цепочке диспозиторов). Критика в данном случае уместна, так как без нее не будет истины. Поэтому, Ваше мнение Алексей, мне очень нравится)))

    • Спасибо за комментарий! Да, полагаю, что серьезный термин «астропсихолог» включает в себя очень многое: чтобы быть им, категорически недостаточно владеть только методикой толкования цепочек диспозиций. А важно владеть базовыми понятиями как астрологии (знание теории аспектов, домов и мн. др.), так и, собственно, самой психологии. В противном случае получается выдавание желаемого за действительное и сильнейшее утрирование.

    • астрология не обладает признаками науки по своему методу, — это лишь паранаука, с наукообразным лексиконом, долгое время обеспечивала прогресс многих (особенно молодых еще) отраслей наук
      погуглите разницу химии и алхимии, — поймете….

  • Благодарю Вас, Алексей, за столь важное историческое исследование. Являясь учеником В.А.Вайсберга, допополню вашу статью следующей информацией.
    По словам самого В.А.Вайсберга на одной из лекций под эгидой ВШКА (где он преподает уже ни один год на он-лайн отделении) к идее цепочек он пришел действительно сам примерно в первой половине 70-х годов. Но уже уехав в США, Вайсберг обнаружил книгу 1971 года американского астролога Оскара Зинтара «Simplified Astrolologie», в которой было описание цепочек (правда Вайсберг не уточняет в какой именно фотрме и объему). По сути, по словам Вайсберга, он сам самостоятельно пришел к тому, что уже было описано за несколько лет до него.

    • Спасибо за интересное уточнение!

  • Алексей ! Спасибо огромное за такой подробный и критический анализ. Узнала очень много нового и полезного. Приятно, что вы разумно и взвешенно подходите к материалу и все ваши высказывания аргументированы и не голословны.

  • довольно раньше до Сан Саныча цепочки распространились Быстровой. давала их и школа астро-йоги «Канон» в 93-м, но не только с обителей, а по всей структурной схеме зодиакальных диспозиций. Сан Санычу тоже принадлежит своя доля, это происходит во всех отраслях где пульсирует знание…..ведь и теорию всемирного тяготения Ньютон почерпнул у Гука

    • Спасибо! Согласен.

  • Алексей ! Большое спасибо за восстановление справедливости! Я ученица Виталия Александровича Вайсберга , обучалась у него в ВШК ! И мы изучали тему Цепочек Диспозиций из первых рук! Обсуждали мы и авторство! Да это труд Виталия Александровича! Я сама узнала о Цепочках Диспозиций из книги Астрогора , и думала ,что авторство принадлежит ему! И только потом нам эту теорию изложил Виталий Александрович! Сам он только посетовал , что Астрогор забыл указать Источник! Ну, а рассказ Мастера даже рядом не стоит с пересказом Астрогора! Оригинал он всегда будет лучше любого перевода, а тем более вольного пересказа ! Так что спасибо , что докопались до Истины! Обязательно поделюсь Вашей статьей!

Оставить комментарий