Врач и мистик Роберт Фладд и искусство хиромантии

Алексей Шлыков / Апр.15.2018. / Нет комментариев

Вниманию посетителей сайта предлагается перевод статьи Кристофера Джонса, размещенной на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В данной статье английский исследователь рассказывает об интересе известного врача и мистика Роберта Фладда к искусству чтения по руке. На русском языке публикуется впервые.

Герметистом Робертом Фладдом (1574-1637) было создано несколько коротких трактатов по хиромантии, копия одного из которых была воспроизведена в сочинении Преториуса «Ludicrum Chiromanticum» 1659 года. Известно, что Фладд изучал медицинское дело в Оксфорде, однако попал под сильное влияние работ Парацельса, благодаря которому и увлекся различными оккультными искусствами. Помимо изучения астрологии, физиогномии и хиромантии, Фладд интересовался каббалой и алхимией, а также принимал участие в таких эзотерических обществах, как Розенкрейцеры*. Роберт Фладд является воплощением архетипического «человека эпохи Возрождения», о чем в полной мере свидетельствует широчайший спектр тем его сочинений.

В 1605 году Роберта Фладда приняли в ряды Коллегии врачей, однако медицинские ортодоксы никогда до конца так и не признали его из-за мистических и оккультных наклонностей. Тем не менее, помимо своих оккультных интересов и медицинской квалификации врача и анатома, Фладд являлся также опытным физиком, химиком и математиком. Между 1617 и 1619 годами в Оппенхайме была опубликована его двухтомная работа «Utriusque Macrocosmi et Microcosmi Historia»**. Эта громадная работа включает в себя обсуждение как мирских, так и эзотерических предметов, таких, например, как применение геометрии в искусстве и геодезии, музыкальная теория и теория зрения, использование силы воды для работы часов и органа и даже конструкция замков, оборонительных сооружений и военных машин!

Второй том сочинения начинается с длинного трактата по анатомии и физиологии, однако затем наступает черед более оккультных и эзотерических исследований. К ним относятся трактаты о мистической анатомии, герметической философии, каббале и астрологической метеорологии. Раздел, посвященный дивинационным наукам, включает в себя семь традиционных предсказательных искусств: искусство естественного пророчества (art of natural prophecy), геомантию, искусство памяти Луллия, натальную астрологию, физиогномику, хиромантию и науку о пирамидах (pyramid science). Трактат по хиромантии озаглавлен как «De Scientia Animae Naturalis cum vitali seu astrologia chiromantica» и может быть найден на страницах 140-178.

«Astrologia Chiromantia»

Как и остальные сочинения Роберта Фладда, данный трактат написан в довольно упорядоченной и систематической манере. После введения на страницах сочинения следует список наименований различных частей руки и иллюстрируются основные линейные формации, встречающиеся на ладони. Из приведенной на страницах сочинения Фладда диаграммы можно увидеть, что автор следует принятой в хиромантии номенклатуре и связанным с нею астрологическим соответствиям, которые к настоящему моменту стали стандартными по всей Европе. Однако обращает на себя внимание, что он называет средний палец Медикусом, а не Медиусом, что, несомненно, является ошибкой с его стороны, учитывая, что Медикус — это, как правило, безымянный палец, также именуемый «медицинским пальцем».

Почти весь текст этого трактата отдан рассмотрению линий на ладони. Фладд начинает с того, что делает несколько общих замечаний о самых линиях, разделяя их на Естественные (семь основных линий) и Акцидентальные***, имея в виду под последними дополнительные линии и такие знаки, как звезды и кресты. Вторая часть трактата посвящена каждой из Естественных линий поочередно, при этом подробно описывается многообразие их вариаций, перемежаемое большим числом маленьких диаграмм, которые иллюстрируют те знаки, что могут быть обнаружены на них. Большинство разделов, посвященных главным линиям, чрезвычайно коротки, хотя жизненная и мензальная**** линии рассматриваются более подробно. Необычно, что он называет линию Головы гепатической линией (the linea hepatica)*****, а линию Здоровья кефалической линией (the linea cephalica), как это позже сделал Белот. Имеются также короткие разделы, посвященные треугольникам, четырехугольникам и линейным образованиям, что могут быть найдены на холмах и самих пальцах. Третий раздел сочинения Фладда по хиромантии посвящен Акцидентальным линиям, там же автор трактата дает краткое изложение астрологических характеристик планет. В этом месте книги имеются две иллюстрации по хиромантии, испещренные большим числом крестов и небольших линейных образований в различных частях ладони, со списком всех значений, приведенном ниже.

В дополнение к написанному о значении линий, Фладд также дает перечень практических инструкций или правил для чтения по рукам. Он советует нам выявить ведущую линию руки, так как она расскажет об основной окраске личности, а также говорит о том, что мы никогда не должны выносить суждения по одной-единственной линии или знаку, но нам следует взвесить и оценить все особенности линий в совокупности. Вильям Бенхам, таким образом, явно не был первым автором, рекомендующим органический и синтетический подход к чтению особенностей тех или иных рук.

На страницах книги Фладд делает одно любопытное утверждение, которое заключается в следующем: чтобы узнать, какую именно руку — правую или левую — нужно принять во внимание, следует спросить у человека, в какое время дня он родился. Если человек родился ночью, то следует анализировать левую руку, если же днем — правую. Именно этот комментарий, наряду с неправильным указанием среднего пальца и двух основных линий руки, заставляет довольно скептически отнестись к истинной природе познаний Фладда в хиромантии. Либо он вовсе не изучал большую часть существовавших в его время работ по хиромантии, либо ознакомился с ними лишь поверхностно, либо попросту позабыл то, что прочитал. В любом случае, подобные пассажи не внушают особого доверия.

Однако большая часть того, что Фладд говорит о хиромантии, кардинально не отличается от содержания современных ему работ; английского мистика нельзя счесть в это плане ни новатором, ни особенно оригинальным автором. Кроме того, несмотря на интерес к алхимии, астрологии и каббале, Фладд не предпринимает здесь никаких попыток соединить все эти идеи и ракурсы вместе, что мы можем увидеть, например, у Бело и Ротмана. Мы можем сделать вывод, что он не был активным энтузиастом хиромантии; в противном случае мы скорее ожидали бы увидеть куда больше герметической философии, выраженной в его сочинении по хиромантии. Данный трактат является простым и понятным изложением смысла линий ладони и не сильно отличается от сочинений других хиромантов той эпохи. Вероятно, причиной включения трактата по хиромантии в обширный сборник «Utriusque Macrocosmi et Microcosmi Historia» является скорее проявление стремления Роберта Фладда к порядку и полноте, нежели желание действительно дать подробное изложение принципов и практики искусства чтения по руке.

«Medicinae Catholicae»

Более поздняя работа Фладда, опубликованная в 1631 году, посвященная тайнам заболеваний и озаглавленная как «Integrum Morborum Mysterium: Medicinae Catholicae», также содержит хиромантию. Хотя это сочинение в основном сосредоточено на медицинской тематике, оно включает в себя большое число трактатов по различным оккультным наукам; так, мы можем найти в нем работу по хиромантии в том разделе, что включает в себя также тексты о нумерологии, астрологии, физиогномике, геомантии, а также о метеорологическом прогнозировании. В книге, помимо прочего, обсуждается цвет лица, медицинское изучение мочи и пульса: как и Парацельс до него, Фладд не увидел проблемы в соединении науки и оккультной мудрости вместо со своей практической медициной. В сочинении имеется даже раздел об астрологической оценке образцов мочи!

Данная работа Фладда представляет собой поистине огромный фолиант; сам текст о хиромантии находится на 221-й странице — это третий раздел второй части второй книги (!) — и называется «De Signis sive praesagis Chiromanticis». Несмотря на внушительный объем всего тома, сам трактат о хиромантии, на самом деле, довольно короток — это всего лишь восемь коротких глав на десяти страницах; по факту мы обнаруживаем, что имеем дело с сильно усеченной и отредактированной версией трактата из более ранней работы «Utriusque Microcosmi Historia». Многое здесь является дословным воспроизведением более раннего текста, но автор гораздо менее подробно рассматривает материал — из текста исключено большое число оригинальных диаграмм, иллюстраций и их интерпретаций.

Имеются также дополнительные свидетельства того, что Фладд попросту скопировал сохранившиеся традиции хиромантии: например, он повторяет существовавший много веков старый вздор о том, что круг, найденный на жизненной линии, указывает на потерю глаза, в то время как обнаружение двух кругов указывает на потерю обеих!****** И это вновь говорит о том, что Фладд не был серьезным исследователем хиромантии; кроме того, он не предпринимал никаких усилий к интеграции своей хиромантии с любыми другими изучаемыми им герметическими науками. Обычно мы ожидаем, что позднейший трактат является более всеобъемлющим, нежели более раннее сочинение; факт же того, что отредактированный Фладдом трактат по чтению руки не демонстрирует какого-либо развития идей, опубликованных в 1619 году, лишний раз свидетельствует о том, что хиромантия не была сферой активных интересов ученого и мистика.

Таким образом, учитывая скудный объем трудов Фладда по хиромантии в сравнении с общим содержимым исследований по другим темам, будет ошибкой сказать, что хиромантия была неотъемлемой частью его работы в качестве герметиста или его практики врача. И хотя правомерен тот тезис, что Фладду были интересны руки, он совершенно точно не был главным специалистом по хиромантии в свое время, хотя столь много современных чтецов по ладони и стремились заставить нас поверить в это.


* Розенкрейцеры (Орден розы и креста) — теологическое и тайное мистическое общество, по легенде основанное в период позднего Средневековья в Германии неким Христианом Розенкрейцем. Ставит перед собой задачи совершенствования христианства и достижения прочного благоденствия государств и отдельных лиц. Истоки розенкрейцерства могут быть прослежены к двум манифестам, получившим распространение в Германии в промежутке между 1607 и 1616 годами. Согласно историку Дэвиду Стивенсону, это культурное движение оказало существенное влияние на становление в Шотландии сходного мистического общества — масонства. Согласно розенкрейцерам, их учение построено «на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства — розой, распускающейся на кресте.

** Полное заглавие этой работы Фладда пишется как «Utriusque Cosmi, Maioris scilicet et Minoris, metaphysica, physica, atque technica Historia», что можно перевести следующим образом: «Метафизическая, физическая и техническая история для знания обоих Космосов, Большого и Малого».

*** Случайные, второстепенные, несущественные.

**** Под мензальной линией имеется в виду, скорее всего, линия Сердца. Во всяком случае, о синонимичности этих понятий писал А. Дебарроль.

***** Вернувшись к тому же Дебарролю, отметим, что гепатической линией он именовал линию Здоровья (Меркурия).

****** На месте К. Джонса мы бы не были бы столь уверены в своей критике. В словах Р. Фладда есть свой резон. Так, современные хирологи В. Финогеев и Е. Острогорский указывают на то, что обнаружение точечного выпячивания круглой формы вблизи линии Жизни нередко свидетельствует о проведении операции с органами круглой формы в этот период жизни — глазами, сердцем, грудью. Если подобное значение отыгрывалось и в прошлые века на руках людей, то с большой долей вероятности можно было бы сказать, что любое серьезное заболевание глаз приводило бы к слепоте, а не к излечению, учитывая слабый уровень развития медицины в Средние века и Новое время. И потому понятна ассоциация кругов на линии Жизни именно с потерей зрения, а не с фактом операции.

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/fludd.htm

Оставить комментарий