Взгляд М. Левина на цепочки диспозиций по управлению

Ранее мы рассматривали взгляды Галины Кучеренко, соавтора брошюры Михаила Левина по цепочкам диспозиций, на данный метод анализа карты. Теперь же предлагаю вам поподробнее рассмотреть взгляды самого Левина на цепочки. Однако начнем мы не с цепочек, а с сигнификаций планет. В брошюре М. Левина «Планеты и профессии» содержится описание социальных ролей планет. Однако, если мы подойдем к делу творчески (но не прибегая к искажению смысла) и переработаем эту информацию, то получим список базовых мотиваций по каждой планете, что здорово помогает в толковании цепочек диспозиций. Как можно заметить, ваш покорный слуга любит составлять перечни и списки. Полагаю, я вновь и вновь возвращаюсь к теме толкования планет в цепочке диспозиций по той причине, что мне интересны нюансы авторских подходов.

Мотивации и ключевые слова по планетам, перефразируя М. Левина:

Солнце
  • лидировать над группой, при этом стремясь объединить людей;
  • быть организатором, идейным вдохновителем;
  • генерировать творческий продукт, художественно самовыражаться;
  • работать в сферах, связанных с роскошью.
Луна
  • проявлять материнские функции в обществе;
  • участвовать в программах социальной защиты, помогать нуждающимся, заботиться о них;
  • заботиться о детях, помогать людям социально адаптироваться;
  • работать в сфере питания, сельского хозяйства;
  • помогать создавать уют, благоустройство, жилье, быт;
  • проявлять воображение, чувствительность.
Меркурий
  • способствовать активному обмену информацией;
  • познавать мир, в том числе с помощью науки;
  • проявлять в своей деятельности интеллект;
  • профессионально работать с языком или речью, литературой;
  • распространять и собирать новости;
  • торговать, искать выгоду, быть посредником в сделках;
  • проявлять хитрость в финансовых операция;
  • не сидеть на месте, совершать короткие и частые поездки;
  • учить других людей (начальный и средний эшелон образования).
Венера
  • проявлять гармонию, любовь и форму;
  • искать компромисс, срединную точку зрения;
  • изучать искусство;
  • создавать красоту, участвовать в деятельности, связанной с модой, внешностью;
  • осуществлять эстетически окрашенную деятельность (ресторан в противовес столовой);
  • накапливать деньги, работать с финансами;
  • проявляться в сфере создания отношений;
  • быть посредником, знакомить людей;
  • быть дипломатичным, обаятельным.
Марс
  • проявлять свою волю, физическую активность, деятельность, самостоятельность, напор;
  • проявлять индивидуализм, конкуренцию, силу с помощью спорта, бизнеса, силовых структур;
  • желание риска, выплеска, агрессии;
  • отстаивать свою независимость, автономию;
  • защищать, охранять или нападать;
  • доказывать превосходство силой;
  • служить интересам войны, противоборства;
  • жестко и бескомпромиссно и лидировать, побеждать;
  • проявлять мужество, смелость;
  • работать с огнем, металлом, механизмами, техникой;
  • работать, проявляя силу, мышечные усилия;
  • мгновенно принимать решения и действовать;
  • быть мастером в «школе выживания».
Юпитер
  • стремиться заполучить социальный престиж;
  • обучать других;
  • изучать общественные процессы, работать с человеческими законами, нормами, правами, моралью;
  • быть спонсором и меценатом, покровительствовать;
  • продвигать идеологические идеи, не разрушая привычные устои;
  • изучать мир, другие страны.
Сатурн
  • стремиться достичь высокого общественного положения, руководить другими;
  • проявлять личную ответственность;
  • безропотно выполнять тяжелую, подневольную, рутинную работу;
  • проявлять дисциплинированность, надежность, исполнительность;
  • четко структурировать время, сохранять правила и эталоны;
  • собирать статистику, детально учитывать данные в документах;
  • классифицировать явления;
  • встраиваться в существующую структуру и сохранять ее;
  • запрещать, разрешать, контролировать окружение;
  • измерять землю, работать с землей, недвижимостью, документами;
  • помнить и изучать прошлое;
  • обвинять, искать изъяны.
Уран
  • конструировать и изобретать нечто новое, необычное;
  • стремиться к небу, звездам, передовым знаниям;
  • реформировать общество, участвовать в переломах;
  • прогнозировать и предвидеть будущее;
  • отстаивать идеалы свободы и независимости, действовать спонтанно;
  • рисковать, экспериментировать, искать новые пути решения, открывать новые связи;
  • являть миру мудрость оригинальным или шутовским образом.
Нептун
  • быть поближе к воде, морю;
  • создавать образы и фантазии;
  • психологически перевоплощаться;
  • изучать человеческое бессознательное, психику;
  • помогать окружающим в лечении, исцелении;
  • тонко чувствовать, настраиваться на тонкие каналы передачи информации;
  • искать пути связи или единения с духовной реальностью.
Плутон
  • трансформировать, исцелять с помощью управления энергией, глубинного постижения психики;
  • лидировать, управлять общественным мнением массами;
  • проводить глубокие исследования;
  • собирать компромат и разведданные о «врагах»;
  • управлять большими деньгами, энергопотоками;
  • рисковать, находиться в ситуациях либо энергетического напряжения, либо граничащих со смертью;
  • активно участвовать в социальных движениях и структурах;
  • «откапывать» и являть миру все скрытое.

Рассуждения о цепочках диспозиций содержатся, насколько мне известно, в двух работах Левина: прежде всего, в пособии «Цепочки диспозиций как эволюционный путь развития человека» (1-е издание — 2002 г.), а также в «Лекциях по астрологии. 1 курс, 1 семестр. Лекции 17-20» (1-е издание — 1992 г.). Собственно, брошюра о цепочках от 2002 года является во многом повторением слово в слово лекций начала 1990-х, за исключением добавлений астролога Г. Кучеренко. Ниже мы проанализируем материал, который содержится в «Лекциях по астрологии» М. Левина для 1 семестра 1 курса.

На страницах брошюры М. Левин отмечает, что цепочка диспозиций по управлению — это индивидуальная схема взаимодействия планет в карте человека. Возникающий импульс проходит всю цепочку до конца. Астролог пишет, что диспозиция позволяет понять, как происходит передача импульсов в каждой ситуации. Когда планета активизируется, она усиливает знак, в котором стоит, а знак передает активность планете, которая им управляет. Таким образом, опосредованно, через знак планета передает активность своему диспозитору (с.37). При этом диспозиции показывают не последовательность событий в жизни человека, а внутреннюю логику психических процессов в человеке.

Иллюстрация 1

Левин предлагает краткую интерпретацию звена цепочки Сатурн-Уран-Меркурий-Венера, где Венера — конечный диспозитор карты. Он делает это так: когда натив попадает в сатурновы условия (ограничения, дисциплина, подчинение авторитету), то импульс от Сатурна очень быстро передается к Урану, который будет стремиться изменить условия, преодолеть ограничения. При этом у человека может наступить характерное для Урана возбуждение, выражающееся в повышенной жестикуляции, активности мышления, речи, нервной системы. Так как импульс от Урана получает Меркурий, то может наблюдаться избыточная контактность и разговорчивость. А завершается ситуация эмоциональной реакций, поскольку конечным диспозитором схемы является именно Венера. Также Левин добавляет, что у натива с подобной цепочкой могут возникать внезапные знакомства (Уран + Меркурий), переходящие в сильную эмоциональную связь (Венера) в результате стремления уйти от одиночества (Сатурн).

И хотя логика подхода М. Левина хорошо понятна и в принципе верна, все же согласиться с такой упрощенной интерпретацией, особенно упомянутой в последнем предложении, трудно. Сатурн на краю цепочки не дает мотивацию уйти от одиночества, поскольку он одиночества не боится. Сам по себе сильный Сатурн как раз является сигнификатором аскетизма. Активный страх одиночества был бы актуален, стоит предполагать, для человека в том случае, когда Сатурн попадает в центр цепочки по изгнанию. Кроме того, можно предположить, что выявление некоего глубинного страха человека может быть связано с анализом знака расположения Сатурна в карте. Если Сатурн стоит в Водолее, то опасения будут связаны с  друзьями по интересам, прогрессивным развитием, усвоением всего передового и революционного. Но так как Сатурн в знаке Водолея по традиции эссенциально силен, то и явных комплексов такой Сатурн давать не будет.

А как мы сами можем охарактеризовать расположение Сатурна в знаке Водолея? Проявить свою ответственность, чувство долга человека мотивирует желание общественного прогресса, социальной справедливости, равных возможностей для всех, научных достижений или желание отстоять свою независимость, свободу. Ко взятым на себя обязательствам человек относится своеобразно: ему важно интеллектуально принять то, что он делает, но если обстоятельства станут давить на него, то он может неожиданно сбросить взятые обязательства, апеллируя к нехватке свободы. Если говорить о страхах, то у такого человека, возможно, будут страхи зависимости в своей карьере от других людей, поскольку человеку неприятна сама идея необходимости кому-то подчиняться, неприятны авторитарные методы и контроль. Из таких людей получаются демократичные, свободолюбивые, ориентированные на прогресс и построение справедливого общества политики, ученые, руководители, исследователи. Однако свободолюбие, стремление к равноправию и желание не сковывать себя лишними обязательствами сильно препятствуют таким людям реализовать способности начальника. Предполагаем, что в случае, если он все же стал руководителем (все-таки Сатурн эссенциально силен и имеет к тому способность, а потому хочет проявить импульс самостоятельно контролировать, ограничивать, подчинять), то такой человек будет вести себя непредсказуемо, оригинально, демократично, свободолюбиво. Он будет стремиться как руководитель сохранять автономию, независимость. Но так как сам Уран, в свою очередь, в данной цепочке стоит в знаке Девы, то, ощущая позыв к свободе и революции, человек постарается все рационально обдумать. Ведь выходить за рамки принятых норм, стереотипов его мотивирует именно Меркурий (Уран в Деве), т.е. интеллект, мышление, рациональная часть психики. Свободолюбивые идеи в отношении карьеры и взятых обязательств человек соотнесет с соображениями практической пользы, но свой окончательный вердикт поставит весовская Венера, спрашивая: ведет ли поступок человека, в конечном счете, к миролюбивому и справедливому решению проблемы? Подобное описание логики принятия решения представляется мне более правильным и объективным. Человек будет внутреннее удовлетворен решением проблемы, когда на всех этажах управления получит «зеленый свет». В противном случае он сам себя будет корить за ошибочное решение. Интересно, что в рамках своего подхода Левин (и другие астрологии МАА) не акцентируют внимания на диспозиторе каждой планеты как мотиваторе для подчиненной планеты. Они знают о такой связи, но предпочитают толковать цепочки, размышляя о различных условиях, активизирующих тут или иную планету.

На что еще мы можем обратить внимание в брошюре Левина? Астролог вводит понятие «замкнутого цикла» для трех и более планет, стоящих в конце цепочки. Указывает, что планета, стоящая в конце цепочки, именуется конечным диспозитором. «Если имеются две или три цепочки, то у каждой может быть свой конечный диспозитор» (с.36). Если же цепочка только одна и у нее есть единственный конечный диспозитор, то эта планета также является и конечным диспозитором всей карты. Тогда она — кардинальный сигнификатор, т.е. самая сильная планета в карте. Интересно отметить, что существует и иной подход, где конечным диспозитором может быть только одна планета, находящаяся в своей обители. И если таких планет в обители несколько, то схема диспозиции разбивается на несколько цепочек, и конечного диспозитора в гороскопе не будет. Московский астролог отмечает, что в случае, когда в карте несколько планет примерно равной силы, жизнь человека разворачивается как конфликт или взаимодействие этих планет. При этом в разных ситуациях и различные периоды жизни доминировать будет то одна, то другая.

Иллюстрация 2

Рассмотрим пример на илл. 2, где Левин констатирует: здесь между собой будут бороться Юпитер и Сатурн, потому что две цепочки — это две самостоятельные линии в жизни. Обе планеты в центрах сильны по своему положению, пребывая в обителях. А значит и в характере, и в жизни человека темы этих планет будут бороться за первое место. Далее Левин демонстрирует подход, при котором каждая планета в цепочке рассматривается как символ определенной жизненной сферы. Он пишет: вся эмоциональная сторона жизни тесно связана с Юпитером, т.к. Венера, Луна и Марс входят в эту цепочку. Другая же сторона жизни связана с Сатурном. Астролог в связи с этим предполагает, что у человека существует два активных слоя побуждений. Юпитерианские побуждения (жажда самореализации) проявляются, следовательно, прежде всего в эмоциональной сфере. Таким образом, по логике астролога, чувство самореализованности, утверждения себя, достижения успеха связано именно с эмоциональной жизнью. А социальные отношения и социальная активность — это Сатурн, т.е. вынужденные обстоятельства, долг, обязанности. Здесь, правда, не ясно, почему стремление к социальной активности Левин приписал именно Сатурну. Ваш покорный слуга смотрит на ситуацию иначе и полагает, что ничего не мешает двум центрам быть активными, мотивирующими одновременно вместо того чтобы мешать друг другу, «перетягивая одеяло». Ладно бы это были столь противоположные планеты, как Марс и Венера, Луна и Сатурн. Здесь же мы имеем две сильные социальные планеты, имеющие в чем-то схожие мотивации.

В подходе Левина ретроградность планет в цепочке не учитывается. Взаимную рецепцию планет он предполагает рассматривать, как условное соединение. Пример: если мы видим в карте взаимную рецепцию Венера-Марс, то предполагаем, что эмоции человека вызывают действие (так у Левина в тексте; я бы уточнил, что не эмоция, а чувство), а действие порождает эмоцию; эмоция и воля действуют вместе, как и в соединении планет. Астролог далее пишет, что каждый центр — это отдельный мотив. И если цепочка заканчивается не конечным диспозитором, а циклом, то ведущая мотивация такого человека будет слаба, неоднозначна, размыта. Тогда человек не будет понимать, чего же он хочет и его активность будет в большей степени зависеть от ситуации. Взаимная же рецепция порождает устойчивые мотивы и реакции, связанные со взаимодействием пары планет.

В заключение рассмотрим следующий тезис из брошюры, ставшей популярным и растиражированным: аспекты — это связь ситуативная, проявленная, а диспозиции — это взаимосвязь мотивационная, скрытая, порождающая внутренние реакции. Этот тезис можно принять с той большой поправкой, что мажорные аспекты тоже сообщают о внутренних реакциях: планеты, связанные аспектом, всегда действуют и реагируют совместно. Интересен и следующий подход: Левин пишет, что планеты, стоящие в начале цепочки, связаны с первой реакцией человека на ситуацию, планеты в середине порождают промежуточные неустойчивые мотивы и реакции. А конечные диспозиторы или циклы дают окончательную реакцию и самые устойчивые мотивы. Полагаю, что такой «запуск» с края может иметь место, если ситуация соответствует смыслу (сигнификации) начальной планеты. В противном случае цепочка может заработать как с центра, так и с середины. Ведь это не какой-то механизм, а просто схема.


Источники:

Левин М. Учебное пособие по астрологии. Начальный курс. Часть II. — М., 2010. — 84 с. (Переиздание под новой обложкой брошюры Левина «Лекции по астрологии. 1 курс, 1 семестр. Лекции 17-20» от 1992 года.)
Левин М., Кучеренко Г. Цепочки диспозиций как эволюционный путь развития человека. — М., 2012. — 96 с.
Левин М., Митяева Т. Планеты и профессии. Дома и характер деятельности. — М., 2012. — 37 с.