
На протяжении нескольких месяцев продолжается моя неспешная переписка с одним из ведущих европейских хирологов современности Кристофером Джонсом, экс-главой Лондонского хирологического общества и учителем Джонни Финчема. Поскольку в ней затрагивается масса тонких нюансов практики современного чтения по ладони, осветить которые будет весьма полезным, я счел нужным ее частично опубликовать. К сожалению, книги российских чтецов по руке неизвестны на Западе, из-за чего некоторые важные их открытия и наблюдения воспринимаются нашими западными коллегами, как мы это увидим из переписки ниже, просто как блажь и наивность. Это отнюдь не так, а результаты эмпирических наблюдений и длительных философских размышлений. Уточнение: Кристофер Джонс, увы, не дал разрешение на публикацию содержания нашей переписки, поэтому его основные тезисы я перескажу вкратце и обобщенно, чтобы сохранить связность повествования. Для понимания контекста написанного стоит добавить, что уже много десятилетий К. Джонс является активным буддистом, а с 2020 г. изучает недуальную тантру.
Кристофер Джонс спрашивает, какие книги по хиромантии я написал.
Алексей Шлыков: <Присылаю ссылки на свои четыре книги в соавторстве с Евгением Острогорским — «Психология руки», «Новая хирология» и два тома «Неповторимого узора судьбы».>
Кристофер: Некоторые из рассматриваемых в книге тем:
- отображение времени на ладони, определение событий по дням и часам;
- судьба и свобода выбора, возможность изменить течение жизни;
- методы нахождения линии детей и особенности ее анализа;
- отметки на ладони о здоровье и физическом состоянии человека;
- интерпретация линии брака и взаимоотношений;
- сложные случаи в работе хиролога, способы их разрешения.
Действительно ли это описывает ваш подход к чтению рук? Или это просто слова издателя? Время событий, дети и брак?
Алексей: Именно так. Российская школа это умеет делать. Европейская, увы, утратила навык. Правила и принципы те же, что и в астрологии — мы можем предсказать состояние, в котором будет пребывать психика человека в тот или иной период жизни (констелляция архетипов). Отталкиваясь от этого, можно вынести суждение и о грядущем событии. Как практикующий астролог, не вижу в таких умениях чего то особенного.
В России очень жесткая конкуренция среди специалистов. Если он владеет лишь психологическим чтением по руке, но не умеет делать прогноз или анализировать прошлое, его просто сметут с рынка конкуренты. Мало кто придет на консультацию. Ганин, Финогеев, Острогорский — все это умеют делать. «Определение событий по дням» — это раздел, который писал Острогорский, опираясь на открытия Финогеева. Я сам не практикую. Но устанавливать события с точностью до года не сложно.
Кристофер пишет, что занимается астрологией и хиромантией 40 лет и потому хорошо знает: астрология куда точнее в плане прогноза, чем хиромантия, ведь она позволяет датировать события с точностью до дня, а не только до года. Он предполагает, что русские хироманты, занимающиеся прогнозированием событий по руке, не видят "ужасных" ограничений в определении времени «событий» по линиям рук. При этом они вряд ли отчетливо понимают, что "нет такого понятия, как «событие»". (Всех наших отечественных коллег, а также, выходит, и меня самого, он свысока окрещивает "русскими гадателями по руке".) Джонс признает, что широкая общественность во всех странах суеверна, жаждет предсказаний и оттого "гадание по руке" - это следование стереотипам 15 века.
Алексей: Вы затронули много сложных вопросов.
- Да, россиян, безусловно, можно назвать фаталистичными. История научила их, что «ничего хорошего» от жизни и власти ждать не стоит. Молодое поколение (к которому я себя отношу, хотя мне 39 лет) уже не такое, но мои родители — явные фаталисты. А чего от них ждать, если они родились при СССР, пережили его распад, крах социалистической мечты, бандитизм 90-х годов, а теперь еще и эпоху «диктаторства» одного персонажа с его любовью к захватам чужих земель и подавлением инакомыслия. Есть сильная неопределенность по поводу настоящего и будущего. В очередной раз все висит на волоске, и не ясно, что принесет завтрашний день — хорошие новости, полный запрет в России астрологии и хиромантии или прилет боевого дрона в окно. И потому запрос на прогноз в России гораздо более популярен, чем запрос на психологическое чтение руки (хотя с годами такой интерес растет).
- Я понимаю вашу точку зрения на «гадательную» сторону хиромантии. Действительно, если от хироманта ожидается только и исключительно лишь прогноз — это профанация чтения по руке. Но не стоит уходить и в другую крайность: что прогноз по руке не возможен или всегда не точен. Это не так. Профессионалы из Европы умели это делать еще полвека назад, например, тот же Ноэль Жакуин. Но искусство прогноза на Западе, судя по книгам, полностью утрачено к настоящему времени. Но в том-то и дело, что линии работают всегда на трех уровнях:
- психологическом,
- событийном,
- соматическом (отражают здоровье органов).
Я смотрю на прогнозы так: не важно, сколь сильно хочет этого публика или нет, если хиромантия способна давать реальные, сбывающиеся прогнозы, почему мы должны отказываться от этой ценной ее стороны? Особенно, если можно человеку дать ценные советы по исправлению своей жизни к лучшему? Если эмпирически есть феномен, нельзя его игнорировать просто потому, что это «ненаучно». Игнорирование феномена — вот что по-настоящему ненаучно, конъюнктурно.
- Российские исследователи сумели взять лучшее от Запада и Востока, синтезировав техники и вычленив то, что реально работает. В. Финогеев понял, как совместить, казалось бы, несочетаемые, техники прогнозирования. Он открыл, что:
- одновременно «время» течет по линиям в обе стороны, и потому один и тот же знак сработает как на прошлое, так и на будущее (таким образом примеряются европейский и индийский подходы к чтению линии Сердца);
- по любой линии существуют всегда несколько временных проекций (это примеряет разные подходы): там, где на линии Жизни 35 лет, одновременно, по второй сетке времени, 50 лет и т.д.
Благодаря этим открытиям, а также выяснению грамотных временных сеток, рука внезапно «начала говорить». И выяснилось, что она дает хорошие прогнозы. Да, с точность до полугода, но все же это не просто «гадание» или «случайное попадание». На руках все это есть! И отказываться от этого знания — это все равно, что полностью выкинуть из астрологии ее прогностический аспект, выкинуть хорары, дирекции, прогрессии и соляры, оставив лишь психологическое чтение натальной карты. Это было бы выплескиванием вместе с водой и ребенка. Европейские и американские хироманты сделали этот шаг в попытке стать более научными, но это привело к невосполнимой утрате. В России, к счастью, этот ценный аспект чтения по рукам воскресили и тщательно анализируют.
- Согласен, что в плане прогноза астрология куда точнее. Но в чем плюсы хиромантии в этом ключе?
- Хиромантия дает сразу обзор всей жизни, то есть высвечивает события, которые случатся через 10-20 лет, а в астрологии увидеть такое сложно — нужно анализировать год за годом.
- Поскольку линии меняются, хиромантия показывает, как человек меняет свои убеждения, здоровье и судьбу, уходит от жесткого сценария к более гибкому — астрология такого не умеет.
- Хиромантия за годы высвечивает яркие проблемы по здоровью через линии и деградацию папиллярного узора, что здорово помогает.
- Если в астрологии имеется сильная путаница (не ясно, какая тенденция берет верх — экстравертная или интровертная), рука с уверенностью скажет, каким человек является по факту. Гороскоп — это потенциал, рука — то, что есть здесь и сейчас с учетом всех жизненных изменений.
Сочетание астрологии и хиромантии — мощное «оружие» в поисках правды о себе и своем жизненном сценарии.
И такой аргумент: тот факт, что вы практикуете астрологию, которая все еще не считается наукой, разве делает из вас ретрограда и человека из 15 века?
Наверное, стоит пояснить: в современной, грамотной хирологии прогноз делается не в фаталистической манере. Чтец по руке констатирует, что имеет место такая-то комбинация линий и знаков. Это имеет свою трактовку как в психологическом, так событийном и соматическом плане. Но обязательно уточняет: поскольку изменение линий — задокументированный факт, то речь идет о вероятности. Нынешнее умонастроение, психологические особенности, образ жизни и ценности ведут человека к некоторому сценарию будущего. Если он ему не нравится, есть рекомендации к изменению своей жизни и своих психологических реакций и ценностей. Кому-то в самом деле удается поменять свои убеждения и, соответственно, рисунок своих линий. Кому-то это удается лишь в малой степени — и тогда на дистанции в годы меняется лишь число мелких линий и мелкие особенности линий основных. К примеру, они становятся чуть длиннее или чуть короче. Чем более ригиден в своих ценностях и реакциях человек, тем слабее изменение линий на большой дистанции. Я думаю, вы все это тоже заметили.
Кристофер подчеркивает, что вовсе не отвергает идею хронологической оценки линий руки, хотя ни в его работах, ни в работах его лучшего ученика Дж. Финчема не демонстрируется такового умения их школы. Он предполагает, что "по некоторым линиям" датировка в принципе возможна, но только при условии, что человек хорошо понимает, что такое "событие". Он соглашается, что смотреть на руку только с психологической точки зрения очень ограниченно. А между тем, он пытается увидеть возможность духовного освобождения для других людей. В этом месте переписки он впервые использует термин "шактипат", пребывая в уверенности, что когда чтение по руке сделано хорошо, это "шактипат". И это, мол, гораздо важнее, чем строить догадки о датах «событий» по линиям рук.
Алексей: Я думаю, чтобы лучше понять друг друга, нужно прояснить следующие моменты: (1) что для вас «событие» и почему люди неправильно понимают это слово; (2) почему говорить о тенденциях будущего с точки зрения астрологии этично, а с точки зрения хиромантии не этично?
На мой взгляд, хоть астрология и точнее в датах, сила хиромантии в том, что она показывает самые яркие жизненные события за годы и десятилетия. Астрологией посмотреть так далеко очень сложно. Она очень вариативна в трактовках, знаки же хиромантии отчетливее, однозначнее и грубее, когда они яркие. Таким образом, за 5-10 и более лет мы можем увидеть «зреющую карму». Разве предупредить об этом (не пугая) будет ошибкой? Предложить человеку варианты работы над собой, своим здоровьем, отношениями.
Я уважительно отношусь к различным духовным практикам и религиям, но не кажется ли вам, что считать любое чтение по рукам шактипатом — это некорректно. Не у всех есть запрос на это, не все хироманты считают чтение по рукам духовной практикой. Это свободный выбор. В противном случае подключение клиентов к некой энергии — духовное насилие. Мне ближе подход психотерапии: все исцеляющие силы имеются внутри человека. Не нужно его ни к каким богам подключать. Это же магия.
К сожалению, я знаю ряд примеров применения шактипата среди знакомых, «подключения к свету». Ни в одном из них к чему-то хорошему это не привело. (Лишь на время люди преисполнялись благодати, а потом уходили в депрессию и вечные поиски себя.) Люди не были готовы стать проводниками света или некой высшей энергии. Мне кажется, это благостное состояние не передается гуру. Экологичнее, когда человек сам откроет в себе свой свет, без помощи гуру. Смешение концепции гуру и хиромантии — опасная дорожка…
С прогнозами методами астрологии тоже не все так однозначно, как вы пишите. К примеру, мы можем провести эксперимент. Я пришлю вам гороскоп девушки, а вы мне скажете, когда она вышла замуж. Уверен, вы не сможете назвать точного дня. В лучшем случае вы обозначите несколько вероятных дат в ее жизни. Вы перестрахуетесь от ошибки и назовете диапазоны в несколько месяцев (до полугода) в таком-то возрасте, таком-то и таком-то. Потому что на дистанции в десятилетия астрология и хиромантия по точности равны. Но в этом и сила хиромантии: она сразу покажет события и в прошлом, и в будущем. А точный прогноз методами астрологии вы сможете сделать лишь при следующих условиях: 1) это прогноз на дистанции в год-два, 2) вы примените сразу много астрологических методик, 3) вы сделаете надежную ректификацию карты, 4) вы будете хотя бы в общих чертах знать жизненную ситуацию клиента. Без всех этих этапов ваша точность будет сильно хромать. Хиромантия же обойдется без всего этого.
Кристофер поясняет, что понимает под "шактипатом". Для него это не призывание духовных существ, богов, света или сущностей. Все это для него - анимистические суеверия. Он уверен, что при взаимодействии хироманта и клиента высвобождается трансформирующая энергия, и если не осуществлен "шактипат", то такая энергия остается "в руках" чтеца по рукам, а это "неэтично". Далее он говорит, что еще в возрасте 20 лет методами астрологии смог заглянуть в свое далекое будущее и увидеть те значимые события, что реально потом произошли. Видимо, так он решил поспорить со мной, что смотреть вперед на десятилетия методами астрологии, сложно. Для него, мол, не сложно. При этом ему все-таки больше нравится хирология. Джонс соглашается с тем, что рука отражает то, что случилось с человеком в прошлом, но продолжает настаивать, что она не фиксирует никаких "событий". Мы видим по руке лишь последствия для сознания. Предсказывать будущие "события" - логическое заблуждение. Мол, если видно что-то из прошлого, то можно посмотреть и будущее, он с этим категорически не согласен. Предсказывать будущие события - неэтично.
Алексей: Спасибо за ответ. Но я понял далеко не все из сказанного вами, возможно, из-за неточностей перевода.
- Не понял, в чем проблема неэтичности прогноза: почему прогноз через астрологию этичен, а через хиромантию не этичен?
- Похоже, мы оба согласны, что в идеале чтение по руке может быть аналогом психотерапевтической, конструктивно направляющей сессии. Правда, я так и не понял, как вы работаете с негативными знаками, заранее обещающими проблемы по здоровью и событиям — игнорируете ли их негативное значение, считая, что ничего из этого не будет, ведь события лишь «иллюзия». Или даете некие рекомендации и практики по изменению тенденций, как это делают, например, в школе Сингх Бирлы на манер ведической философии. Или как делал Ноэль Жакуин, с позиции медицины и психоанализа.
- По поводу взгляда на то, есть события или нет в линиях руки или паттернах гороскопа — это вопрос философского подхода. Тут несколько важных проблем. Одна из них: существует ли будущее здесь и сейчас. Похоже, вы исходите из классического научного постулата, что будущего не существует. Но ведущие российские хироманты опираются на десятилетние исследования Владимира Финогеева, который исходил совсем из иной парадигмы. Вкратце: события будущего есть, и они отбрасывают тень на настоящее, резонируют с ним, посылают знаки. Для Финогеева, увлекающегося проблемой времени и квантовой физикой, такой причиной событий и знаков руки является Бог. Юнгианский психоаналитик сказал бы, что такая причина — наша Самость, обитающая в архетипическом, надличностном измерении бытия.
Таким образом, когда я говорю о событии в линиях руки, вы подозреваете меня и моих коллег в дилетантстве. В то время как такой взгляд основан на глубоких философских и методологических размышлениях, дискутируемых в рамках российской Академии наук и научных семинаров, посвященных проблемам времени.
- Тот факт, что за несколько десятилетий вы смогли спрогнозировать случившееся событие — доказательство того, что события имеют место быть, хотим мы того или нет. Хотя скептик сказал бы: имеет место самореализующееся пророчество. То есть нельзя исключать вероятность, что вы так поверили в свой прогноз, что подсознательно приближали его реализацию. Более чистый эксперимент: когда вы делаете прогноз другому человеку и не сообщаете ему о нем до тех пор, пока событие не реализуется, чтобы не влиять на его волю. Я так порой делал из научного эксперимента.
Но опять же — все сбылось с точностью до дня, недели, месяца, года? Какова была точность астрологии на дистанции в десятилетия? Подозреваю, что сопоставимо с хиромантией. Мне все еще трудно отделаться от впечатления, что западная школа хиромантии пренебрежительно смотрит на возможности и пользу грамотного прогноза по руке (без запугиваний, с поощрением к изменениям) по одной-единственной причине: наши европейские и американские коллеги просто утратили этот навык. Для сравнения: если вы в астрологии утратили техники транзитов, прогрессий, солнечных возвращений и хораров, то, конечно, на идею прогноза будете смотреть как на жульничество. Просто потому, что неточности будут колоссальными.
- Если у вас есть время на ответы, я бы еще задал парочку принципиально важных вопросов, которые, видимо, подсветят разницу между нашими взглядами, философскими установками и подходами: а почему вы считаете чтение по рукам трансформирующей практикой, не считая таковой астрологию? Для меня обе эти техники таковы. В этом плане я сторонник астропсихологического подхода к гороскопу и прогнозу. Это означает, что хотя мы способны предсказывать тенденции года и более далекого будущего, наша задача дать клиенту карту архетипических процессов в его собственной психике. И дать подсказки, как с этими активизировавшимися энергиями можно конструктивно взаимодействовать.
Я уверен, что источник гороскопа и линий на руках — один, это Самость, высшее я человека. И потому, с одной стороны, существует понятие персональной судьбы, уникальной для каждого человека, что отражается и в линиях руки, и в гороскопе, а с другой стороны, с этими исходными данными можно (и нужно) творчески взаимодействовать. И потому линии могут в определенных пределах меняться, а одни и те же транзиты или прогрессии проживаются разными людьми довольно по-разному — кем-то легче, а кем-то драматичнее. Это зависит от уровня осознанности, готовности жить своей подлинной жизнью и быть творческим, открытым переменам и жизненным урокам, а не ригидным и консервативным. И за линиями руки, и за планетами гороскопа стоят энергии личного и коллективного бессознательного, называемые в аналитической психологии архетипическими.
Мне представляется, что наиболее экологично хиромантия и астрология сочетаются с подходом аналитической психологии, которая, как вы наверняка знаете, является частью научного поля. И неспроста в аналитической психологии признается и важность свободы воли, и феномен судьбы. То, что и то, и другое имеют место быть соответствует эмпирическим наблюдениям. Человек живет меж этими двумя противоположностями, хоть их и можно назвать «маей», но пока мы люди, никуда от этого не деться.
- Еще один тонкий момент чтения по рукам. Возможно, в Англии и Новой Зеландии это не так (хотя подозреваю, что так), но в практике хиромантии происходит не совсем тот процесс, о котором вы пишете. Вы говорите, что если чтец по руке не осознает своей миссии быть проводником шактипата (то есть передачи некоего благотворного, трансформирующего состояния), то некая энергия остается именно в его руках, а не в руках клиента. Я же замечу, что чаще все наоборот: вне зависимости от философских установок хироманта и уровня его осознанности, хиромант является для клиента донором своей энергии и своей уверенности. Просто в силу того, что чаще всего к хироманту приходят в момент жизненных трудностей, распутья, дилеммы или поисков себя.
То есть на практике все не так, как вы пишете: чаще всего энергия остается не «в руках» чтеца, а «в руках» клиентов. С этой точки зрения любой хиромант потенциально является целителем и психотерапевтом. А вот хиромант неэтичный, пугающий публику предсказаниями смертей и всего такого — тот да, скорее является энергетическим вампиром, если вы принимаете такую терминологию. В любом случае, как и любой психолог, хиромант на время частично передает клиенту свое психоэмоциональное состояние и частично принимает чужое. Вовсю работают известные психотерапевтам законы переноса и контрпереноса. Чем чище внутреннее психологическое пространство хироманта, чем он сам целостнее, тем большую пользу на психологическом уровне окажет его консультация. Наверное, в этом мы с вами сойдемся.
Кристофер отвечает, что согласен с феноменом переноса, и это ключевой момент в работе хироманта. Данную динамику важно осознавать, чего, как он уверен, многие хироманты не делают. Тут он снова вспоминает про "безрассудный интерес" к датировке и составлению прогнозов. Он так категорично к этому относится потому, что слишком часто встречал людей, психологически травмированных хиромантами, утверждавшими, что с ними произойдут определенные вещи. Он признает пользу медицинского чтения по руке. Но подобные исследования, в том числе сделанные Жакуином, "никоим образом не являются научными". Хотя он согласен, что рука может достоверно информировать нас о зарождающихся заболеваниях, сфера медицинской хиромантии имеет еще слишком слабую научную базу, поэтому он предпочитает таким не заниматься.
Хотя Джонс раз за разом апеллирует к академической науке, он считает нужным подчеркнуть , что "я не ученый" и что он не хотел бы выглядеть уничижительным. Хотя он получил академическое образование в области философии и теологии, с 1996 г. он является рукоположенным буддистом и уже много лет глубоко изучает буддийскую философию, а также классическую тантру. Поэтому относительно природы времени он скорее придерживается мнения, что нет ни прошлого, ни будущего, а это всего лишь иллюзия. Он уверен, что на чтецах по руке лежит обязанность исследовать и понять само сознание. А рука как раз находится на стыке разума и тела. Он признается в том, что в студенческие годы изучал работы К.Г. Юнга, но не считает, что при обсуждении сознания "полезны", такие термины, как Самость, надличностные измерения, высшее Я. Эти термины для него - теоретические спекуляции, потому что их "никак не доказать". И с восклицательными знаками он вопрошает, как я могу быть уверен, что источником гороскопа и линий руки является Самость? Он не согласен с "идеей" свободы воли, поскольку, она есть иллюзия и источник всех страданий в буддийском мышлении.
Алексей: Думаю, для вас и для меня, как людей, получивших гуманитарное образование (я тоже отучился на историческом факультете), очевидно, что на практику чтения по руке или практику астрологии напрямую влияет философия того, кто все это осуществляет. В этом плане вы — буддист и тантрик. А я скорее астропсихолог и аналитический психолог. Хотя это, конечно, упрощение (мой бэкграунд гораздо шире, я не понаслышке знаю, что такое эриксоновский гипноз, саентология, энергетические, психоделические практики и т.д.). Таким образом, мы оба имеем как научный, так и ненаучный, «мистический» бэкграунд в оценке фактов и оценке той пользы, что несет наш подход к чтению рук, толкованию гороскопов и т.д.
И вот что интересно: хотя мы оба хотели бы быть по-возможности научными, неизбежно мы уходим с этого поля. К примеру, для вас очень важно понятие «шактипат», но очевидно, что к науке оно не имеет отношения. Однако именно на нем вы выстраиваете здание своего анализа. Вы можете доказать научно, что шактипат существует? Что постулаты тантры и буддизма не есть вера? Что времени как физической категории не существует, хотя это понятие заложено в основу современной физики (фундаментальная физическая величина)? Но вы уверены в том, что пишете мне, хотя научно доказать свои ключевые тезисы не сможете. Почему тогда вы требуете этого от меня?
Тем не менее, я отвечу. «КАК вы в этом уверены?!!!» Я уверен на основании нескольких причин:
- Личный опыт. Поскольку вы буддист, вам будет легче принять идею множественности жизней. Так уж случилось, что я, а также ряд моих близких (сестра, близкая подруга и др.) помню себя до этого рождения. Я помню, как выбирал своих родителей, помню, ради чего я воплотился (хотя бы в общих чертах). Поэтому для меня то, что человек есть дух, а не тело — это факт. просто на основании того, что это мой опыт, каким бы ненаучным это ни было. Да, я знаю, что сам Карл Юнг старался на тему реинкарнации, будучи академическим ученым, не распространяться. Хотя допускал ее существование. Но для меня понятия духа и Самости — почти синонимы. Они легко согласуются друг с другом. Итак, я помню, как выбирал эту жизнь, это место и это окружение. Из этого логично следует: мое время и место рождения, мое тело с его нервной системой и линиями ладоней не случайно.
- Коллективный опыт, перекрестные подтверждения. Мы с друзьями уже не первый год глубоко погружены в духовно-психологические практики. Даже независимо от Юнга, христианских, индуистских, буддийских текстов мы время от времени сталкиваемся в своем подсознании с образами, явлениями, существами, которые говорят одно и то же. То же самое, что потом мы читаем в книгах. Это снова эмпирический опыт. У меня, как и у ряда моих друзей, был такой же опыт (на уровне переживаний, инсайтов и изменений в теле), как и у тысяч других практиков. А все эти явлениях хорошо описаны в рамках таких направлений, как аналитическая, трансперсональная и психоделическая психотерапии. Если одно и то же повторяется у тысяч людей, включая инсайты и состояния — не является ли это эмпирическим, научным фактом? (Вы способны пережить состояние Самости — связи со своим высшим Источником. Хотя не все это чувствуют, и тут можно посочувствовать.) Юнг и Гроф, представители мира науки, считают, что да. И я склонен с ними согласиться. По мере работы над собой мы фиксируем изменение линий на руках: разве это не яркое подтверждение того, что мы идем в нужную сторону?
Итак, Юнг и Гроф, а также тысячи психологов, пошедших за ними, констатируют существование глубинного исцеляющего начала внутри нас, которое манифестирует себя в снах, видениях, образах, культуре. Юнг называет это Самостью, Гроф — просто глубинной мудростью, которая больше, чем тело, я и различные эзотерики — высшим я. Эти образы, состояния и инсайты похожи друг на друга. Наиболее логичный вывод: речь идет о чем-то, что имеет место быть в реальности. Потому что это опыт повторяемый, единый для человечества.
- Практическая польза. Когда именно из такого взгляда на мир проводится консультация (что есть и некий каркас судьбы, и свобода воли, что человек не есть лишь тело, а также душа и дух, что любой показать гороскопа или линии руки работают на трех уровнях — соматическом, событийном, психологическом, и что меняя что-то одно, можно изменить и другое), она оказывает целительное воздействие. Неспроста психология Юнга так здорово интегрировалась в астрологию, превратившись в направление астропсихологии. Я применял разные подходы к прогнозу и консультациям — от простой констатации грядущих событий до астропсихологического подхода, и увидел большую практическую пользу последнего. Вы можете сказать, что это всего лишь вера, убеждение. Но если убеждение исцеляет людей и коррелирует с реальностью — только лишь вера это?
Кристофер признается, что тоже считает себя иногда "чем-то вроде астропсихолога", поэтому он понимает мою точку зрения. Юнга и Грофа он считает одними из самых проницательных философов 20 века. Признавая пользу от включения в мир астрологии идей Юнга, он добавляет, что все же находит большую пользу в старой хорарной астрологии. Именно ее он больше применяет в своей жизни и считает более интересной, нежели психологическая астрология. Неожиданно для меня, он отвергает идею реинкарнации - в нее он просто не верит. Даже если она существует, пишет Джонс, это не имеет "какого-либо значения или последствий". Вновь встав на позицию скептика, он утверждает, что нет никаких научных доказательств веры в прошлые жизни. Опыт большого числа людей или их уверенность в чем-то не делает это научным фактом, констатирует Джонс. Он согласен с феноменом изменения линий на руках, но не считает значимое изменение линий подтверждением того, что человек идет в нужную сторону. Раньше он тоже так считал, но не теперь.
Алексей: Вы меня сильно удивили тем, что много десятилетий в буддизме и несколько лет в тантре не привели к тому, что вы увидели реальность реинкарнации. К счастью, на эту тему были за прошедшие десятилетия проведены в том числе и научные исследования, о которых много раз писал Станислав Гроф. (При желании, все ссылки на эти работы можно у него найти.) Поэтому, безусловно, тут речь идет не только о вере. В моей жизни, жизни друзей и знакомых была масса примеров того, что человек не есть тело, что существует телепатия, предвидение будущего, феномен полтергейста. Возможно, кому-то просто суждено быть открытым широкой реальности изначально, а кому-то нет, несмотря на годы практик. Понимаете, то, что со стороны выглядит как вера, для меня — знание. Вы можете отмахнуться: «Ой, да не верю!» и тем самым обесценить все, что человек прожил в опыте. Это как на все воспоминания Далай-ламы или Ринпоче-ламы снисходительно отмахнуться: да выдумки все это. Ну, я все еще впечатлен, что вы можете быть скептиком в таких вопросах после десятилетий духовных практик. Обычно такое знание просто открывается человеку. Когда подобные тонкие вещи необходимо доказывать — это неизбежно их профанирует. (Хотя есть те, кто готов бодаться с академическим скептицизмом и что-то годами себе и миру доказывать, я в этом плане тоже был таким и много что писал в защиту астрологии и хиромантии, проводил эксперименты. Но сейчас вижу ограниченность этого: все в итоге упирается всегда в опыт и веру, в том числе в вашу веру, веру в то, что чего-то нет, а что-то есть, что академическая наука лучше знает, хотя это, казалось бы, нонсенс для хироманта, астролога и буддиста.)
Да, я знаком с вашим исследованием насчет изменения линий. И я могу лишь выразить сочувствие по поводу того, что, вероятно, техники, которые вы применяете, не помогают существенно скорректировать неблагоприятные линии на ладонях людей (и своих собственных). У меня складывается впечатление, что вы сильно недооцениваете целительную роль веры (если так важно говорить именно о ней), под которой я понимаю ощущение живой связи со своим высшим Я, а по Юнгу это была бы связь с Самостью. Под верой я понимаю не следование постулатам какой-то религии, а живой духовный опыт, доверие интуиции и ощущениям своего тела. Доверие тому Источнику, что есть в каждом их нас, вопреки голосу ума-скептика, который перекрывает ее. (А это нужно уметь превозмочь, отделяя мух от котлет.)
Мне кажется, вы не случайно раз за разом ссылаетесь на свой многолетний опыт, словно бы стремясь опровергнуть мои слова, опыт, открытия (ссылка на авторитет — классический риторический прием). Понимаете, ваша школа — не единственная в мире. При всем уважении, есть и более опытные люди. К примеру, Владимир Финогеев, соединивший в своем подходе все лучшее от западной и восточной хиромантии, занимающийся чтением по рукам почти 50 лет, убедительно показал в своих многочисленных статьях и выступлениях на конференциях, что вера — один из ключевых факторов в исцелении.
Специально еще раз подчеркну: вера для меня — не синоним религиозности, неких догм, необходимости верить на слово некоему гуру. В идеале вера (собственный духовно-психологический опыт) согласуется с эмпирическими наблюдениями. То есть когда я говорю о том, что что-то в жизни человека изменилось к лучшему, то оцениваю его жизнь как психотерапевт — по широкому кругу жизненных сфер, сопоставляя его убеждения с жизненными фактами. Улучшилось или нет здоровье человека, его финансовое положение, качество общения с близкими и партнерами, сексуальная жизнь, творческая жизнь, уровень взаимопонимания, благополучия, сюжеты сновидений? Речь не идет об историях, которые вас так впечатляют, когда некий обманщик уверовал в то, что он гуру и стал выдавать себя за доктора богословия и реинкарнацию некоего важного монаха, хотя никакой степени он не имел.
Я не совсем понимаю, как через хиромантию вы можете вести людей к освобождению, если для вас «базовые» для буддиста моменты еще не стали реальностью? Куда именно вы ведете своих клиентов? Что за шактипат и от кого вы передаете? Какое отношение это имеет к науке? (Я это пишу, поскольку вы раз за разом к науке возвращаетесь и не готовы принимать чужой духовный опыт.) Почему прогноз вероятного события — это неэтично, иллюзия, майя (какое это имеет отношение к науке?), а чтение по руке и анализ линий на предмет понимания его психотипа, поведения, предрасположенностей по здоровью — это нормально, хотя это тоже, с точки зрения буддизма, майя? Зачем «играть» в одно, критикуя другое, хотя это тоже часть жизни и той самой майи? Не является ли все это проделками того самого Эго-ума, которое лишь делает вид, что идет по пути духовно-психологического развития и выхода из Колеса Сансары, а на самом деле никуда не делось, а только укрепилось? Зачем пытаться везде показать крутость своей школы и познаний, если все это не важно, майя, а ваша цель — высвобождение?
Кристофер не ответил на поставленные вопросы, сославшись на сильную занятость по своей книге. Но счел нужным прислать мне ссылку на одно из своих видео на "Utube", посвященных основам хирологии, словно стремясь переключить мое внимание на что-то еще.
Алексей: Я хочу вам подтвердить, что вы имеете право на свои убеждения. Я более не буду пытаться вас переубедить или что-то доказать. Опыт невозможно передать — только получить самому и добровольно. Мой интерес к диалогу с вами исчерпал себя. Спасибо за него и за то, что стали зеркалом моих осознанных и неосознанных убеждений. А также за то, что вновь напомнили мне, сколь наивно идеализировать авторитетов.
На этом наш диалог с Джонсом прекратился. Из общения с корифеем европейской хиромантии у меня сложилось впечатление, что он осознанно или скорее неосознанно играет зачем-то роль Трикстера: то он хиромант и астролог, то скептик и симпатизант науки, то буддист и тантрик. То он против прогноза в хиромантии, потому что «события нет», «время есть иллюзия» и это «неэтично», то лояльно смотрит на прогнозы методами астрологии и хвалится, что сам удачно предсказал за много лет события своей жизни методами астрологии. То он требует научных доказательств в хиромантии и астрологии, то смешивает хиромантию с буддизмом и тантрой, хотя они никакого отношения к науке не имеют. Понятно, для скептика что хиромантия, что астрология — все жульничество. А буддизм — религия, вера. Но это его не беспокоит. У меня сложилось стойкое впечатление, что для Кристофера существуют лишь два подхода: его собственный и «неправильный». Но общение в таком ключе никуда не ведет.
Я даже придумал вопрос-шутку в стиле дзэн по мотивам этой переписки: «Докажи мне, что ты испытал сатори научными методами!» (Это невозможно, потому что для науки сатори не существует, оно для скептика просто нереально. Ведь сатори, по своей сути, антилогично, это выход за пределы ума — главного научного инструмента.) Нужно хорошо понимать, что пока мы остаемся на поле приближенной к науке дискуссии, аргументы, связанные с фактами, статистикой, исследованиями релеванты. Когда же мы переходим на поле духовно-психологическое, трансцендентное, требовать доказательств — плохая риторика, потому что здесь все упирается в опыт, а он индивидуален и не передается. Его можно лишь получить самому, причем добровольно. Хотим мы того или не хотим, некоторый важный опыт жизни возможен лишь при условии, что мы начинаем верить или готовы поверить (довериться чему-то большему, чем ум-Эго): такой опыт возможен, когда мы как минимум ему не сопротивляемся, не считаем его по умолчанию «фейком» и «выдумкой».
Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:
Кристофер Джонс сам о себе и своей практике хирологии
Старый и современный подходы к прогнозированию событий в хиромантии
Изменение линий на руках с точки зрения аналитической психологии
Современные подходы к коррекции знаков и линий ладони
К. Джонс об изменении линий на ладонях