Достичь вершин своего потенциала — самоактуализация А. Маслоу

Биографическая справка: Абрахам Харольд Маслоу (1 апреля 1908 — 8 июня 1970 гг.) — американский психолог, один из основоположников гуманистической психологии. Вклад Маслоу в современную ему психологию огромен. Психологи благодарны ему за переориентацию внимания с изучения неврозов на изучение психологии здоровья, за конструктивную критику психоанализа, за убежденность в необходимости роста и развития. С другой стороны, представление о «саморазвивающемся семечке» стало догмой для огромного количества специалистов-психологов на многие десятки лет. Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Работая и проводя исследования в сфере астрологии и хиромантии, мы изучаем чужие судьбы. Ключевой темой обращающихся к нам людей является поиск счастья. А как же иначе? При этом для каждого человека счастье будет проявляться в чем-то своем. Психологическая наука также занимается изучением вопросов счастья, стремясь к отчетливому пониманию того, чем же является это состояние в каждом случае.

Движимый идеей расширения горизонтов познания и синтеза научной и мистической картин мира, я считаю важным и актуальным создание на просторах данного сайта новой рубрики, посвященной вопросам психологии. Конечно, вся астрология и хиромантия психологична. Однако здесь я хотел бы сделать акцент на ином — на психологии как науке, на тех открытиях, что были ею совершены, на ее ключевых терминах, на изучении взглядов ее пионеров. Я вижу грамотного астролога или хироманта современности как человека эрудированного, изучающего с большим рвением не только достижения своих коллег, но и всего здания науки. Пожалуй, не стоит и напоминать, что с точки зрения большинства современных ученых астрология и хиромантия науками в полном смысле слова не являются.

При этом я отдаю себе отчет в том, что проецирую на других свой идеальный образ, свои воззрения, способности и недостатки. Кого бы мы ни взяли — Эйнштейна, Юнга, Ганди, любого известного мирового деятеля, — он всегда будет смотреть на мир через призму своей психики, своего гороскопа. Симпатии и пожелания людей всегда отчетливо повествуют о них самих. Если вам, дорогой читатель, нужны примеры из сферы, близкой вам, я с готовность их предоставлю. Известный отечественный хиролог В. Финогеев, много лет ведущий тематическую рубрику в журнале «7 дней», изучая руки долгожителей, задавал им, среди прочего, один и тот же вопрос: что порекомендуете молодежи с высоты своего жизненного опыта? И ответы пожилых были весьма разнообразными: каждый из них проецировал на молодежь свой собственный опыт, свой идеальный образ. Многие из них считали свои интересы и опыт важными, рекомендуя молодым в чем-то повторить их решения, обратить внимание на те сферы, что были интересны им самим. Возможно, они полагали, что именно этой своей деятельностью обязаны личным долголетием. Те, кто работал в сфере науки, медицины и просто ценили знания обязательно рекомендовали упорно учиться*, те, кто работал в сфере психиатрии, призывали бороться с наркотиками**, те, кто всю жизнь трудился в промышленной сфере, рекомендовали овладевать промышленными специальностями, становиться хорошими инженерами***, а те, кто работал библиотекарем, советовали больше читать и т.д.****

Е. Острогорский и Ю. Ганжа недавно предприняли автопробег по городам страны, встретившись с шестью известными хирологами и хиромантами. Оба слова употреблены мною специально, поскольку для кого-то из них принципиально важно называть себя хирологом, а кому-то наукоемкость термина «хирология» не важна. Среди прочего Юрий и Евгений задавали специалистам по чтению руки один и тот же вопрос: какими качествами должен обладать хиролог? Стоит ли удивляться, что каждый из интервьюируемых ответил по-своему. Любящий науку делает ставку на образовании, эрудиции, а ценящий религию делает упор на моральном образе жизни и соблюдении правил, прописанных в религиозных книгах, и т.д.

Сколько существует людей, столько и историй поиска счастья. Или же науке есть что сказать нам? Возможно, всех счастливых людей объединяют некоторые черты? Чтобы развернуто, основательно ответить на этот вопрос, нам нужно познакомиться с несколькими ключевыми терминами из мира психологии, которые имеют непосредственное отношение к пониманию механики человеческого счастья, а именно — с терминами самоактуализации, индивидуации и потокового состояния. В сегодняшней статье мы рассмотрим первый термин.

Самоактуализация

Если мы решим понять с помощью «Гугла» или «Яндекса», что скрывается за термином самоактуализация, то получим довольно краткий ответ. Мы узнаем, что самоактуализация — это стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Проявив терпение, мы также откроем, что термин ввел в научный оборот психолог Курт Гольдштейн (1878-1965). Собственно, на этом и все. Ситуация, однако, куда сложнее и интереснее. Один из ключевых терминов современной психологии не так прост, как кажется. Прежде всего, отметим, что своим «новым рождением» и известностью термин обязан именно Абрахаму Маслоу (1908-1970), который сделал его ключевым понятием своей концепции.

Маслоу известен нам как автор так называемой «пирамиды Маслоу» — диаграммы, которая иерархически представляет человеческие потребности. Основной книгой, где были рассмотрены проблемы иерархии потребностей и самоактуализация является работа «Мотивация и личность» (первое издание — 1954 г., дополнено в 1987 г.). Исследование Маслоу самоактуализирующихся людей позволило сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на природу человека. Самоактуализация является, по Маслоу, самой высшей из потребностей человека.

К тематике счастья как такового Маслоу обращается не напрямую. Слово «счастье» не так уж и часто встречается на страницах его книги «Мотивация и личность». Даже в алфавитном указателе в конце работы нет этого понятия. Тем не менее, если следовать логике автора, то счастье — это удовлетворение всех базовых человеческих потребностей. При этом, по Маслоу, удовлетворение высших потребностей (т.е. тех, что находятся на вершине пирамиды Маслоу) ведет к более желательным субъективным последствиям, т.е. к более полному счастью, безмятежности и богатству внутренней жизни.

В психологической литературе мне доводилось встречать такие высказывания, когда понятия самоактуализации Маслоу и индивидуации Юнга использовались как синонимы. Но правильно ли это? Чтобы разобраться, что именно А. Маслоу вкладывал в термин самоактуализации, нам нужно будет проанализировать ряд выдержек.

Выдержки из книги А. Маслоу «Мотивация и личность»*****:

«Этот термин, введенный Куртом Гольдштейном (Goldstein, 1939), используется в этой книге в более специфическом и узком смысле. Он относится к желанию людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен.

Конкретное воплощение, которое принимают эти потребности, разумеется, отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эти потребности могут воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого — проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве. На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей в самоактуализации является то, что их появление обычно опирается на некоторую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении» (с. 76-77).

«Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией» (с. 76).

«…априори я предполагал, что достаток и высокое социальное положение делают самоактуализацию более вероятной» (с. 32).

«Совершенствование одного-единственного человека может быть делом года психотерапевтической работы, и после этого основным результатом этого «совершенствования» является то, что оно позволяет этому человеку взяться за выполнение задачи длиною в жизнь, а именно самосовершенствования. Мгновенная самоактуализация в великий момент превращения, инсайта или осознания действительно случается, но это происходит чрезвычайно редко, и рассчитывать на это не приходится» (с.189).

«Позитивным критерием для отбора было наличие признака самоактуализации (СА). Несмотря на все трудности, точного описания данного синдрома, для целей нашей дискуссии достаточно сказать, что это полное использование своих талантов и способностей, своего личностного потенциала. Такие люди полно реализуют себя, делают все, что в их силах, служа живым воплощением призыва Ницше «Будь самим собой!» Это люди, которые уже достигли или находятся в процессе достижения доступных им высот. Их способности могут быть уникальными или иметь значение для всего человечества» (с. 213).

«Самоактуализирующиеся люди имеют достойную восхищения способность снова и снова свежо и наивно переживать простые радости жизни, принимать как чудо то, что для других стало обыденным и привычным. Эту способность К. Уилсон назвал радостью новизны (C. Wilson, 1969). Самоактуализирующийся человек любуется каждым восходом или закатом солнца, как в первый раз, любой цветок для него захватывающе прекрасен, даже если до этого ему довелось видеть великое множество других цветов» (с.226).

«Самоактуализирующиеся люди испытывают глубокое чувство причастности, симпатии и приязни к человечеству в целом. Они ощущают родство и взаимосвязь с окружающими, словно все люди — члены одной семьи. …самоактуализирующиеся люди испытывают искреннее желание принести пользу всему человечеству. <…> Самоактуализирующиеся люди часто печалятся, выходят из себя, встречаясь с обычными человеческими слабостями; даже не очень значительные происшествия могут стать для них настоящей трагедией» (с. 228-229).

«Самоактуализирующиеся люди имеют все явные, или поверхностные, признаки демократического склада ума. Они готовы проявить дружеское расположение к любому человеку независимо от социального класса, политических убеждений, расы или цвета кожи, если человек близок им по духу. … они руководствуются собственными, довольно точными представлениями о добре и зле, хорошем и дурном. Они скорее вступят в схватку со злом, станут противодействовать недобрым людям, дурным поступкам, нежели станут уклоняться от этого. Самоактуализирующиеся люди испытывают гораздо меньше сомнений при необходимости выразить свой гнев, чем обычные люди» (с.229-230).

«По моим наблюдениям, ни один из самоактуализирующихся индивидов не испытал сомнений при необходимости различить хорошее и дурное в повседневной жизни. Независимо от того, удалось ли им описать происходящее словами, им не были свойственны внутренние конфликты или непоследовательное поведение при возникновении этических проблем, что столь характерно для обычных людей. Можно также сказать, что эти индивиды имеют определенные моральные стандарты, строгий этический кодекс и поступают в соответствии с ним, не нарушая его принципов. Само собой разумеется, что их представления о добре и зле могут заметно отличаться от общепринятых» (с. 231).

Результаты анализа выдержек Маслоу

Анализ всего процитированного выше показывает, на мой взгляд, следующее: Абрахам Маслоу постарался вместить в термин самоактуализации все самое лучшее и гуманное, что смог обнаружить в человеке. И в итоге мы получили образ, если так можно выразить, человечного человека, а не просто реализовавшейся личности. Такой Человек с большой буквы демократичен, обладает хорошим и неагрессивным чувством юмора, умеет радоваться простым мелочам настоящего момента, не стесняется своей физиологии и влечений, желает улучшить мир и социально активен. Те, кто знаком с хаббардовским описанием постулируемого состояния «клир» из «Дианетики», найдут здесь много общего. И клир, и самоактуализирующийся человек — это, по определению, психически здоровые во всех смыслах люди, пребывающие в настоящем времени, здесь и сейчас, и использующие свой разум по максимуму. Удивительно, но первая статья Маслоу о самоактуализирующихся людях, а также бестселлер Рона Хаббарда «Дианетика»****** вышли в печать в одно и то же время — в 1950 году. Возможно, сама идея психического здоровья и свободного, счастливого, полностью реализовавшегося человека витала в те времена в воздухе. А возможно, имела место синхронистичность или же еще что-то. Однако не будем на этом долго останавливаться.

Очевидно, что в цитатах Маслоу мы видим раз за разом один и тот же повторяющийся признак, на котором делается особый акцент, — это успешная реализация в социальной сфере. Таким образом, сам термин описывает нам не любого психически здорового во всех смыслах человека, а обязательно проявившего себя в социуме. И если он себя социально проявить не смог, то, исходя из критериев Маслоу, считаться самоактуализирующимся он не сможет. Полагаю, термин самоактуализация предполагает обязательную реализацию вовне. Судя по всему здесь сказался тот факт, что Маслоу был гражданином США и проецировал на других идеалы своей экстравертной и экспансивной американской культуры. Ведь, к примеру, для буддиста подлинная реализация никак не будет связана с социальными институтами, с обществом. Его главная цель — достижение внутреннего освобождения. А узнают об этом в обществе или же нет — не имеет для него значения. Так, во всяком случае, должно быть в идеале. Интересно, что очень близкий по смыслу к самоактуализации Маслоу термин имелся у Эриха Фромма, которого также интересовали вопросы человеческой свободы, реализации и счастья. Так, на странице его работы «Человек для себя» (1947) мы встречаем понятие «продуктивности», которое он определяет как способность человека использовать свои силы и реализовать врожденный потенциал, а также как установку, к которой способен человек, если не искалечен эмоционально и психически*******.


Отечественный психолог Е.П. Ильин также заметил неуниверсальность термина, предложенного Маслоу. В послесловии к книге «Мотивация и личность» он пишет:

«Слабость раскрытия А. Маслоу феномена самоактуализации состоит и в том, что он описывает его признаки только на выдающихся ученых. Возникает вопрос: эти признаки (личностные особенности) обеспечивают самоактуализацию (в его случае — достижение выдающихся результатов) или являются ее результатом, т.е. изменением личности в связи в достигнутыми результатами? Маслоу отвергает связь самоактуализации со способностями, но правильно ли это? Может ли человек, не обладающий способностями, самоактуализироваться в социальных сферах деятельности, т.е. добиться высоких результатов?»********.

Озвучивая то, что читается между строк, мы должны скорректировать определение самоактуализации по Маслоу. Судя по всему, если отделить все зерна от плевел, убрать все постулируемое слишком смело, в понимании известного ученого, самоактуализация — это социальная самореализация, предпринятая и успешно достигнутая психически здоровым человеком, находящимся в гармонии с самим собой. Возможно, слова о гармонии для Маслоу были бы излишними. Но для читателей это важное пояснение. По Маслоу, психически здоровый человек — это тот, кто не обладает ни психозами, ни неврозами, т.е. пребывает по умолчанию в ладу с самим собой и своими мотивациями. У него удовлетворены все базовые психологические потребности, находящиеся внизу и в середине пирамиды потребностей. По Маслоу, самоактуализирующийся человек не будет соблюдать социальные нормы, не близкие ему, не будет создавать внутренних психологических конфликтов. По современным же представлениям, особенно учитывая российские реалии, человек может быть психически здоровым и вынужденно терпеть подстройку к неудобным социальным нормам, законам и порядкам. А это, конечно, может создавать нарушение гармонии с самим собой. Если бы Абрахам Маслоу внезапно воскрес и оказался в России, уверен, он бы констатировал, что почти все граждане страны психологички нездоровы, поскольку склонны жить, закрывая глаза на тот факт, что многие их психологические потребности не удовлетворяются, и даже известные ученые должны носить на своих лицах маску, делая вид, что их все устраивает в стране. Самоактуализирующийся человек, по Маслоу, такого терпеть не будет.

Да, иногда на страницах своих работ Маслоу причисляет к явлению самоактуализации людей, которые каким-то образом достигли ее внезапно, как инсайт в результате психотерапии. Однако здесь Маслоу является жертвой своего же понимания термина: эти люди, пусть и испытавшие важнейший инсайт, не могут считаться самоактуализирующимися, если они ничего не добились по социальным меркам. Подытоживая данную статью, открывающую цикл исследований, мы можем констатировать, что для А. Маслоу идеалом гармоничного, счастливого человека является именно человек самоактуализирующийся, т.е. удовлетворивший все свои психологические потребности, раскрывший заложенный в него потенциал и сделавший существенный вклад в социальной сфере. Причем акцент американский психолог делает на выдающихся достижениях реализовавшейся личности: именно самораскрытие в социальной, общественной сфере, по Маслоу, дает основание называть человека достигшим вершин психологического роста.


* Финогеев В. Преодоление золота // 7 дней (22.12.2016 г.); он же. Сдвиг бремени // 7 дней (27.10.2016 г.); он же. Удаление гипса // 7 дней (29.09.2016 г.).
** Финогеев В. Человек, который мог // 7 дней (24.11.2016 г.).
*** Финогеев В. Необходимый отжим // 7 дней (22.09.2016 г.).
**** Финогеев В. Алгебра счастья // 7 дней (11.08.2016 г.)
***** Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 2016. — 400 с.
****** Хаббард Л. Рон. Дианетика: Современная наука душевного здоровья. М., 1999. — 530 с.
******* Фромм Э. Человек для себя. — М., 2016.- С. 115-119.
******** Ильин Е. Послесловие научного редактора // Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 2016. — С. 394.

2 комментария

  1. Может быть Маслоу и заблуждался и сам противоречил себе говоря что через инсайт можно достичь самоактуализации… но, во-первых всё же как написал один известный философ, видеть целое, суть а не разбирать отдельные фрагменты, запутавшись в них. Ваша статья свелась к критике этого отдельного явления, термина, а само явление осталось в стороне. Тогда уж укажите, что вы разбираете именно терминологию.
    На то он и научный поиск, сопряжённый с ошибками и заблуждениями — может он и ошибся — другие учёные его поправят и разовьют открытие.
    Во-вторых как раз здесь и кроется ответ, что не только через соц. самореализацию можно самоактуализироваться, ведь он предусматривает инсайт. Здесь эту тему можно расширить и понять как именно происходит самоактуализация и на каком этапе возникает или не возникает социальная самореализация.

    Я вот читая его определения самоак-ции, чувствовал что понимаю о чём пишет учёный — это действительно интересный процесс, здорово когда он происходит, по моему этот процесс другие называли просветлением (как планомерный процесс улучшения жизни и понимания её).

    1. Спасибо за комментарий, но хоть убейте, не могу понять, где именно я критикую Маслоу? Фактически статья посвящена детальному анализу термина самоактуализация, причем не в вольном пересказе других авторов, а именно при тщательном изучении источника. По-моему, в этом и состоит наука: понять, что именно вложил автор в используемый им термин. В этом-то и проблема, что все имеют какую-то свою ассоциацию, свое ощущение, и термины используются совсем не в том контексте, что имел в виду тот или иной автор. Это беда психологии. Все-таки, по моему разумению, критика, это когда я говорю: тут и тут Маслоу не прав, потому что… Я же такой задачи себе не ставил. Когда мы говорим о неуниверсальности термина «самоактуализация», то разве же это критика? Это просто наблюдение очевидного (не только мной, но и различными философами и психологами).

      Вы пишете: «Ваша статья свелась к критике этого отдельного явления, термина, а само явление осталось в стороне. Тогда уж укажите, что вы разбираете именно терминологию». К сожалению, мне кажется, Вы пробежали статью очень быстро, ведь я именно это и констатирую. Цитирую себя: «Чтобы развернуто, основательно ответить на этот вопрос, нам нужно познакомиться с несколькими ключевыми терминами из мира психологии, которые имеют непосредственное отношение к пониманию механики человеческого счастья, а именно — с терминами самоактуализации, индивидуации и потокового состояния. В сегодняшней статье мы рассмотрим первый термин».

      Повторюсь еще раз: если мы хотим хорошо понимать психологов прошлого, то не нужно за них додумывать, что именно они имели в виду, а нужно именно внимательно, въедливо читать, что же они писали, слушать, что и как они говорили. Надеюсь, Вы поняли теперь мою позицию и подход.

Добавить комментарий для Алексей Шлыков Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.