Биографическая справка: Лафайет Рональд Хаббард (13 марта 1911 — 24 января 1986 гг.) — американский писатель и философ, создатель дианетики и саентологии. Автор ряда интересных разработок, в частности, одитинга, специальных тренировочных упражнений (ТУ), программ реабилитации людей, принимавших наркотики («Нарконон»), перевоспитания преступников («Криминон»), эффективного выведения из человеческого организма наркотиков, алкоголя, медицинских препаратов и других токсичных веществ («Очищение»), курса практического менеджмента и руководителя организации. За плечами имел только три года обучения в университете, где изучал инженерное дело, математику и физику. Обучение не завершил, высшего образования не получил. Психологического образования не имел, ни у кого в области психологии систематически не учился, изначально начал карьеру как писатель-фантаст.
Мы продолжаем исследовать тематику понимания счастья различными психологами и философами. Самостоятельную позицию по данному вопросу имела такая резонансная, спорная и, безусловно, неординарная личность, как Рон Хаббард, чьи взгляды повлияли на миллионы людей по всему миру. Саентология и входящая в нее как составная часть методик дианетика не воспринимаются всерьез академической наукой как способные помочь психологическому росту и оздоровлению человека. Они попросту причислены к разряду лженаук. Однако не стоит, как и в случае с астрологией и хиромантией, выплескивать вместе с водой и ребенка. Несмотря на неоднозначность личности и поступков Хаббарда, непредвзятый исследователь, не стесненный сугубо рамками устаревшей научной парадигмы, найдет в учении, методах и открытиях Рона Хаббарда немало стоящего. Подобной позиции, к примеру, придерживаются такие не последние люди в психологических дисциплинах, как Станислав Гроф*, Фредерик Перлз** и Николай Козлов***. Ниже мы рассмотрим ряд цитат из работ Рона Хаббарда о счастье.
Цитата из книги Хаббарда «Дианетика: современная наука о разуме» (рус. издание — 2005 г.; ориг. издание — 1950 г.):
«Счастье — это преодоление осознаваемых препятствий на пути к осознаваемой цели, а также, если говорить о мимолетном состоянии, получение удовольствия или предвкушение его» (с. 66).
Выдержки из работы Хаббарда «Наука выживания: предсказание человеческого поведения» (рус. издание — 2004 г.; ориг. издание — 1951 г.):
«Существует определение счастья как процесса преодоления распознаваемых препятствий на пути к известной цели или созерцания выполненной задачи в течение короткого промежутка времени. Можно видеть, что это является определением счастья, и это определение действительно работает. Но чтобы человек был счастлив, ему необходима смелость. Так все и получается на шкале тонов****: чем больше у человека свободной тэты***** в сравнении с энтурбулированной****** тэтой, тем счастливее может быть этот человек, тем больше смелости он будет демонстрировать в своих действиях, продвигаясь по жизни, а также перед лицом испытаний» (с. 177).
«Истинное удовольствие ведет к счастью. «Удовольствие», которое тяготеет к смерти, является реактивной подделкой, оно оно кажется совершенно неоспоримым тому, кто находится в диапазоне смерти на шкале тонов.
Можно сказать, что счастье — это преодоление распознаваемых препятствий на пути к известной и желанной цели.
Вследствие этого возникает постулат о том, что величайшее счастье — это максимальное приближение к бессмертию. Хорошая работа, мастерство, богатый урожай, имущество — это то, к чему стремятся люди. У счастливого человека на каждый день недели есть совершенно определенные цели, и у него также есть крупные цели, на достижение которых он направляет свои усилия. Человек испытывает счастье не от достижения целей, а от преодоления препятствий на пути к достижению этих целей» (с. 331-332).
«Когда-то существовала целая философия, посвященная удовольствию, — гедонизм. Выживание — это удовольствие; но бездумно предаваться чувственным удовольствиям без какого-либо замысла или продвижения к какой-либо цели (как стрекоза в известной басне) — разрушительно, если рассматривать это с точки зрения большого периода времени. <…> Удовольствие — это нечто, без чего не могут обойтись ни человек, ни цивилизация, и отсутствие удовольствия ведет к гибели. Поскольку можно увидеть, что счастье — это преодоление распознаваемых препятствий на пути к известной цели или размышление о цели, очевидно, что бездумное удовольствие неизбежно представляет собой инертное или разрушительное чувственное удовлетворение. Удовольствие редко является бездумным в этом смысле, но оно так же часто бывает располагающим к лени и расслабляющим по своему характеру, как и динамичным и конструктивным. Человек не может жить без удовольствий» (с. 554).
Цитаты из работы Хаббарда «Саентология: основы жизни» (рус. издание 2005 г.; ориг. издание — 1956 г.):
«Человек, зафиксированный на слишком большом количестве барьеров, жаждет быть свободным. Но если его «зашвырнуть» в полную свободу, он теряет какую-либо цель и становится несчастным.
Существует свобода среди барьеров. Если барьеры известны и свободы известны, то возможны жизнь, счастье и игра» (с. 50).
«Проведенная в Саентологии проверка выявила, что человек начинает страдать от проблем, когда он не имеет их в достаточном количестве. Есть одна старая пословица: «Если вы хотите, чтобы что-то было сделано, поручите это занятому человеку». Аналогично, если вам нужен жизнерадостный товарищ, найдите того, кто способен иметь массу проблем.
Это объясняет, почему в богатых семьях столь часты случаи невроза. Этим людям почти нечего делать, и у них очень мало проблем. Основные проблемы питания, одежды и жилья уже решены за них. Если бы счастье зависело только от свободы, то можно было бы предположить, что эти люди счастливы. Однако они несчастны. Из-за чего? Из-за нехватки проблем. <…>
Несчастный человек — это тот, кто непрерывно размышляет о том, «как стать свободным». Это можно увидеть на примере конторского служащего, который постоянно пытается уклониться от работы. Хотя у него масса свободного времени, он никогда не получает от него удовольствия. Он пытается избежать контактов с людьми, объектами, энергиями и пространствами. В конце концов он оказывается в ловушке — в своего рода прострации. Если бы этот человек смог просто изменить свое мнение и начать «беспокоиться» о том, как бы ему найти побольше работы, то он мог бы стать заметно счастливее. Тот, кто постоянно строит планы, «как бы от чего-то уклониться», будет несчастным. Тот, кто строит планы «заняться чем-то», имеет намного больше шансов стать счастливым» (с. 55).
Выдержки из сочинения Хаббарда «Саентология: новый взгляд на жизнь» (рус. издание 2005 г.; ориг. издание — 1965 г.):
«Как быть счастливым в этой вселенной? Вот задача, за прямое рассмотрение которой осмеливались браться немногие пророки и мудрецы. Мы обнаруживаем, что они «решают» эту задачу о счастье, уверяя нас, что человек обречен на страдание. <…>
Чтобы быть счастливым, человек просто должен быть в состоянии конфронтировать, то есть быть способным переносить то, что существует.
Несчастье — это не что иное, как неспособность конфронтировать то, что существует. <…> Таким образом, сегодня у нас есть два золотых правила счастливой жизни:
1) будьте в состоянии перенести все, что угодно;
2) поступайте только таким образом, чтобы люди были в состоянии перенести это с легкостью.
По тому, как вы реагируете на эти правила, вы поймете, насколько долгий путь вам еще предстоит пройти.
И если вы обретете способность применять эти два золотых правила, вы будете одним из самых счастливых и преуспевающих людей в этой вселенной, — ведь кто тогда сможет управлять вами с помощью зла?» (с. 41-45)
«Ключ к счастью — быть тем, кого интересует жизнь. Люди счастливы настолько, насколько они сами могут создавать это счастье. Они ниоткуда не получат счастья, если только сами не явятся его источником. они получат столько счастья, сколько они сами смогут создать.
Но счастье само по себе не эмоция. Это слово, которое называет это состояние, и сердце этого состояния — интерес. Можно сказать, что счастье — это преодоление известных препятствий на пути к известной цели.
Основа этого проста: все зависит от того, сколько интереса может вызвать человек в себе к чему-либо и сможет ли он вызвать его достаточно, чтобы интерес провел его через весь тот тяжелый труд, который необходимо будет в это вложить. Именно то, насколько сильный интерес может вызвать в себе сам человек, именно то, насколько он способен сохранять у себя интерес к жизни, и делает человека счастливым. Ведь счастье — это воздействие самого человека на жизнь. Вот и все, что такое счастье» (с. 57-58).
«Счастье и сила продолжают существовать при отсутствии ненависти. Одна лишь ненависть 0 это путь к беде. Любовь — это путь к силе. Любить, несмотря ни на что, — вот секрет величия. И очень даже может быть — величайший секрет в этой вселенной» (с. 239).
Цитаты из «Словаря терминов дианетики и саентологии» (год публикации в издании не указан):
«Счастье: 1. Не является само по себе эмоцией. Это слово, которое обозначает состояние, и анатомия этого состояния — интерес. Вы могли бы сказать, что счастье — это преодоление не непознаваемых (непостижимых) препятствий на пути к известной цели. <…> 2. Счастье проявляется от самоопределенности, продуктивности и гордости. Счастье — это сила, а сила — это способность делать то, что он делает тогда, когда он делает это» (с. 297).
* См., к примеру: Гроф С., Гроф К. Холотропное дыхание: новый подход к самоисследованию и терапии. — М., 2013. — С. 271.
** Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. — М., 2002.
*** Козлов Н. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. — М., 1997.
**** Шкала тонов — шкала, применяемая в саентологии, которая показывает эмоциональные тона человека. Эти тона изменяются от самого высокого к самому низкому и включает в себя безмятежность, энтузиазм (по мере того как мы движемся вниз), консерватизм, скуку, антагонизм, гнев, скрытую враждебность, страх, горе, апатию. каждому уровню на шкале присвоено произвольное числовое значение. Шкала тонов имеет много аспектов, и, если пользоваться ею, становится возможным предсказание человеческого поведения (определение из книги «Саентология: новый взгляд на жизнь»).
***** Тэта — мысль, которая потенциально не зависит от материального вместилища или среды, в которой она действует. Жизненная сила. Elan vital (определение из «Науки выживания»).
****** Энтурбулированный — пришедший в состояние возбуждения или беспокойства, смятения и расстройства (определение из «Науки выживания»).
Источники:
Гроф С., Гроф К. Холотропное дыхание: новый подход к самоисследованию и терапии. — М., 2013. — 352 с.
Козлов Н. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. — М., 1997. — 480 с.
Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. — М., 2002. — 480 с.
Хаббард Л. Рон. Дианетика: современная наука о разуме. — М., 2005. — 590 с.
Хаббард Л. Рон. Наука выживания: предсказание человеческого поведения. — М., 2004. — 690 с.
Хаббард Л. Рон. Саентология: новый взгляд на жизнь. — М., 2005. — 310 с.
Хаббард Л. Рон. Саентология: основы жизни. — М., 2005. — 212 с.
Хаббард Л. Рон. Словарь терминов дианетики и саентологии. — М.: бг. — 354 с.