
Недавно со мной приключился любопытный случай, продемонстрировавший мне с новой стороны силу проекций. Один человек, с которым мы плотно общались в прошлом, решил восстановить со мной общение, начав «с чистого листа». Подумав, как урегулировать давнюю обиду, он решил прибегнуть к практике благодарности1. Он вспоминал лучшие моменты из прошлого со мной, и в этом состоянии написал мне о своем желании возобновить прервавшееся на много месяцев общение. Одной из причин этой паузы стала скорее моя усталость от регулярных претензий в свой адрес, необходимость часто прояснять отношения и невозможность донести свое понимание и мировоззрение до товарища. В глобальном плане, видимо, наши жизненные траектории существенно разошлись, поскольку мы идем к разным целям.
Но ощущалось его внимание крайне странно. В те несколько дней, когда мы вновь стали переписываться, я стал ощущать неизвестно откуда взявшийся дискомфорт. Поскольку за прошедшие пару лет я поднаторел в практике активного воображения и фокусинга, то смог локализовать и то, где зависли некие массы-образы, и кто их источник. Что-то сбивающее с толку висело пару дней перед моим лицом, мешая мне спокойно воспринимать друзей; они тоже это почувствовали и отметили как некая «подозрительность» в моей подаче и ощущении от меня. Я не сразу понял, что это, и смог убрать, когда отследил, что это связано с тем самым товарищем, который решил воскресить наше общение и дружбу.
Погрузившись в этот висящий передо мной морок, я пережил неприятные эмоции — за хаосом неопределенности и иллюзий скрывался страх. Он затягивал. Я переключил свое внимание с этого страха на то, что окружает меня и мое тело, тем самым заземляясь, и постепенно разрядил значительную часть этого напряжения. В моем случае верным признаком того, что напряжение уходит, является частое желание зевать. Которое в какой-то момент завершается, то есть, очевидно, не связано с желанием спать или нехваткой кислорода (оно начинается и завершается в моменты проработки напряжения).
И вот что я понял в связи с этой ситуацией. В юнгианской психологии есть понятие проекции, под которой понимается бессознательное приписывание человеку черт и качеств, которых в нем на самом деле нет. Или же они присутствуют лишь в малой степени. И которые являются, на самом деле, частью личности проецирующего, прежде всего (но не только), его Тенью, тем, что он в себе не видит, не признает и осуждает. Легко предугадать, что когда в нашей жизни есть человек или группа людей, в которых мы подмечаем лишь плохое, мы проецируем свою Тень. Но верно и обратное. Когда мы стараемся видеть в другом лишь исключительно хорошее, это тоже проекция. Ярким примером позитивной проекции является влюбленность на начальной стадии или обожание кумира. Когда бабушка восхищенно смотрит очередное выступление президента, будучи уверенной, что «царь хороший, бояре плохие» — это тоже позитивная проекция и игнорирование реальности.
Можно заниматься проецированием, вспоминая и смакуя все нехорошее и неприятное, связанное с неким знакомым. А можно проецировать, зависая на самых приятных моментах прошлых лет с кем-то. Занимаясь сессиями «практики благодарности», мой экс-товарищ, увы, вновь вешал на меня свои любимые проекции. И оттого это ощущалось как что-то ложное, иллюзорное, затуманивающее и не дающее мне быть самим собой.
Есть принципиальная разница между ощущением любви и благодарности к кому-то здесь и сейчас и смакованием хороших моментов давно минувших лет. В первом случае человек стремится погрузиться и осознать, прочувствовать, ощутить всем телом сначала свое (это базовая настройка, центрирование), а затем состояние другого человека. И тогда он почувствует и отношение друг к другу. По моему опыту, без рек слез такая практика редко проходит. Ибо на глубоком уровне люди столь сильно нуждаются в любви и принятии и на внешнем уровне столь мало этого дают другу другу. Они часто ощущают себя такими одинокими, и этих персональных трагедий — миллиарды. Во втором случае человек «посылает» благодарность не реальному, уже изменившемуся, человеку, а его фантому, своему собственному образу другого человека. И потому это не срабатывает: не только не помогает, а скорее вредит, потому что «получатель» начинает чувствовать себя втиснутым в какие-то рамки, обязанным соответствовать чужим узким ожиданиям. (Узкие — потому что широкое отношение подразумевает принятие и благодарность как приятным, так и неприятным, мучившим нас раньше чертам в другом человеке.)
Примечательно, что спустя несколько дней после написания основного текста этой заметки, читая аналитического психолога Эдварда Эдингера, я встретил следующие строки, которые великолепно иллюстрируют сказанное выше:
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Причина плача - утрата предмета или человека, который был носителем значимой спроецированной ценности. Для устранения проекций и включения их содержания в собственную личность необходимо пережить утрату проекции как предварительный этап на пути к открытию содержания или ценности в своем внутреннем мире. Плачущим повезло, потому что они участвуют в процессе развития. Они утешатся, когда в психике будет восстановлена утраченная спроецированная ценность»2.
Если вам интересно узнать, а к чему же привело стремление давнего товарища восстановить между нами доверительное и искреннее общение, то в настоящий момент — ни к чему. Спустя пять дней переписки он сам решил ее прекратить, будучи уверенным, что мне более не важно общение с ним, хотя я такого не говорил. По моему мнению, виной тому снова проекции. Он некорректно растолковал некоторые мои слова и вновь обиделся на смысл, который я в них не вкладывал. К примеру, он стал выспрашивать похвалу в свой адрес (маскируя ее под вопрос в духе, а что ценного ты видишь в общении со мной?), на что я откровенно ответил: то, что ценил в прошлом, во многом ушло, а то, каким будет наше новое общение «с чистого листа», зависит уже от нас обоих, от того, что мы будет вкладывать в него сейчас, что вместе создадим.
Любая исцеляющая и восстанавливающая практика должна выполняться из состояния центрированности в здесь и сейчас, а не из погруженности в бессознательное, то есть свои картинки о прошлом. Из состояния любви, а не своих мечтаний, «как было бы лучше». И да, я тоже делал в прошлом такие ошибки и иногда делаю их и сейчас.
Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:
Эдвард Эдингер о толковании сновидений
Мария-Луиза фон Франц о проекциях, личном и коллективном бессознательном
Изгнание демонов или интеграция комплексов: Мария-Луиза фон Франц о путях достижения целостности
Роберт Джонсон о работе со своей Тенью
Визуализация: польза или вред?
1 Приведу его строки: «Я стал вспоминать все хорошие моменты и давать благодарность тебе и этим моментам, и мое напряжение растворилось. В общем, это был сигнал, что нужно тебе написать».
2 Эдингер Э. Эго и архетип. Сознание и бессознательное в мифе, религии и культуре. — М., 2024. — С. 202.