Хиромантия в XV веке: фатализм, Аристотель и Библия

Вашему вниманию предлагается новый перевод двух статей Кристофера Джонса, размещенных на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В нем идет речь о развитии хиромантии в XV столетии и успешных попытках науки руки интегрироваться в научную картину мира того времени.

Разнообразные хироманты XV столетия

Если мы сравним некоторые другие рукописи пятнадцатого века с описанными до сих пор, становится очевидным, что несмотря на некоторые очевидные сходства, хиромантия в это время состояла из множества различных направлений и традиций. Мы уже могли увидеть, что Метам (Metham) распределил планеты по пальцам в порядке Венера-Юпитер-Сатурн-Меркурий-Марс от большого пальца до мизинца. Однако другие рукописи того же периода заметно отличаются от его работы.

«Ms Douce 45» является алхимическим текстом на латинском и средневековом английском языках, который включает в себя восьмистраничный трактат о хиромантии и датируется примерно 1450 годом. Текст трактата следует обычной компоновочной схеме, которая заключается в наличии одного большого рисунка руки, а также двадцати четырех дополнительных рисунков внутри текста, чтобы проиллюстрировать различные линейные образования. Они включают в себя обычные описания значений различных крестов и других знаков судьбы и удачи (например, круговых образований на линии жизни, указывающих на то, что у вас выколоты глаза!). Возможно, это самый ранний текст, в котором гипотенарная область ладони отдается под управление Луны. В этом тексте пальцам даются управители в лице Венеры-Юпитера-Сатурна-Солнца-Меркурия, т.е. речь идет о системе планетарного распределения, которая сохранилась до наших дней. Однако в другом тексте, «Ms Rawl D 247», трактате на латинском о хиромантии, датируемым примерно 1450 годом, дается следующий порядок планет, управляющих пальцами: Венера-Юпитер-Сатурн-Меркурий-Солнце!

Хотя астрологический символизм широко использовался в средневековой хиромантии, совершенно очевидно, что всеобщего согласия о том, как его следует применять, не существовало. Это само по себе указывает на то, что в то время существовало несколько независимых линий хиромантии, а не единая прочная и последовательная традиция. Более того, такое несогласие подрывает любые претензии на древность палмистрии, на которую современные чтецы ладони ссылаются, дабы оправдать использование планетарного символизма в его «традиционном» значении применительно к ладоням.

Европейские традиции

Наиболее ранний известный текст о хиромантии на латинском языке относится к концу двенадцатого-началу тринадцатого веков, в то время как самый ранний текст на английском языке датируется, самое ранее, концом четырнадцатого-началом пятнадцатого веков. Самый ранний известный текст на немецком языке относится к середине пятнадцатого века, это работа Иоганнеса Хартлиба1 под заглавием «Die Kunst Chiromantia» («Искусство хиромантии»). Хотя трактат был написан в 1448 году, он не печатался до 1475 года, когда был применен метод деревянной блочной печати. Данная работа состоит из 45 иллюстраций рук с грубо нарисованными линиями и знаками на ладони вместе со сжатыми интерпретациями их значений. Большинство отметок на линиях не имеют сходства с тем, что можно увидеть в живую на ладони и приведенные в книге интерпретации в самом деле довольно нелепы! Однако важность этого текста заключается просто в том, что это, возможно, первая печатная работа в истории хиромантии.

Другие тексты, которые появились в конце пятнадцатого века, включают в себя первую работу от итальянского хироманта Антиоха Тибертуса «Libellum de Chiromantia», напечатанную в Болонье в 1494 году, а также анонимный трактат «Cyromancia Aristotelis cum Figuris», изданный в Ульме в 1491 году, множество копий которого находится в библиотеках по всей Европе. Как мы можем понять, данный текст явно не относился к авторству Аристотеля, однако очевидна причина использования его имени как попытки подчеркнуть серьезный характер хиромантии как искусства. В самом тексте книги автор всячески старается убедить читателя, что изучение хиромантии является правомерным в глазах Бога, — практика, которая продолжилась в течение большей части XVI-XVII вв. с помощью цитирования тех отрывков из Библии, которые, как кажется, благосклонно относились к данному искусству. Это обращение к интеллектуальным авторитетам, подобным Аристотелю, а также к авторитету самого Священного Писания способствовало становлению хиромантии законным субъектом интеллектуального исследования в это время, и к началу XVI века хиромантия в самом деле стала уважаемым искусством. В сочетании с физиогномией и астрологией она составляла жизненно важную часть того духа научного исследования, который пронизывал Европу на протяжении всего периода Возрождения.

Жизнь в пятнадцатом веке. Хиромантия, фатализм и предсказания

Сравнивая эти три текста друг с другом, мы можем увидеть некоторые значительные соответствия между ними в их мироощущении и ориентации, что дает нам довольно ясное представление о состоянии искусства чтения руки в то время. Здесь также интересно принять во внимание, сколь много из представлений хиромантов XV столетия просочилось сквозь века. Так как благодаря этим текстам мы можем понять, почему существует устойчивое общепринятое представление, что хиромантия — это все то, что связано с впечатляющей удачей и предсказанием браков, количества детей и самой смерти.

В особенности бросается в глаза, насколько современная хиромантия все еще использует эти устаревшие интерпретации! Значения, придуманные для линий Аполлона и привязанностей, по-прежнему считаются важными показателями славы и брака даже сегодня. Но ведь совершенно очевидно, что использование определенных символов и знаков, в частности, таких, как Треугольник и Четырехугольник, на самом деле имеет отношение только к установкам ума и менталитету пятнадцатого столетия.

В то время акцент в хиромантии был явно ориентированным на анализирование руки в терминах знаков рока и удачи. Но в столь жесткой модели общества, как феодализм, подобное фаталистическое отношение является вполне ожидаемым. Жизнь человека протекала по определенному шаблону, и вы продолжали пребывать в пределах того социального класса, в котором довелось родится. Существовало мало возможностей для социальной мобильности или улучшения вашей участи: если вы родились крепостным, то только им и могли остаться2. Более того, предопределение, которое было очевидностью в повседневной жизни того времени, было в равной мере отражено и в философии предопределения, преобладающей в позиции Церкви. Учитывая эти факты о жизни в пятнадцатом веке, не удивительно, что хиромантия тогда была озабочена предсказанием рока и судьбы человека.

Очевидно, что большая часть этой ранней хиромантии имеет очень малую актуальность и практическую пригодность для использования людьми сегодня, и поэтому удивительно видеть, как многие из знаков и символов, используемых тогда, все еще применяются в современной хиромантии! Из рассмотрения таких текстов, как эти, мы можем видеть, сколь неуместно, не задавая вопросов, использовать средневековые традиции чтения руки в нынешнее время и что на самом деле довольно наивно продолжать интерпретировать линии рук сугубо как знаки и предзнаменования своего «предопределения». Рассуждения о судьбе и создание прогнозов — это именно то, что интересовало хиромантов пятнадцатого столетия, и учитывая социальный, экономический и политический контекст общества той эпохи, это совсем не удивительно. Да, такое чтение руки считалось правильным пять столетий назад. Но относиться к современной науке чтения руки подобным образом — это все равно, что ожидать, будто ваш терапевт будет лечить вас пиявками от болезней!3 Звать лекаря пиявками вместо современного врача — это игнорирование всех разработок медицинской науки за последние пятьсот лет. Точно так же рассуждать о современном анализе ладони как о простом «рассказывании судьбы» — это возврат в прошлое на пять столетий назад…


1 Иоганнес Хартлиб (ок. 1410-1468) — врач в позднесредневековой Баварии. Служил при дворе у Людвига VII Баварского и Альбрехта VI Австрийского в 1430-х годах, а также у Альберта III Баварского с 1440 года и у последнего сына Сигизмунда с 1456 года. Создал компендиум по травам около 1440 года, а в 1456 году написал сборник, посвященный запрещенным искусствам, суевериям и колдовству. Известен также переводами на немецкий трудов классических и средневековых авторов (Тротулы, Макробия, Гильбертуса, Мусцио).

2 Здесь стоит отметить, что пятнадцатый век — это время существенных подвижек к лучшему в ситуации с крепостным правом в Западной Европе. Именно в XV столетии крепостное право было отменено в Англии, Испании и Нидерландах. В Восточной Германии, напротив, крепостное право только набирало силу, получив свое полное развитие в XVII веке. А вот в Швеции и Норвегии крепостного права, к счастью для крестьян, как такового так и не сложилось.

3 На самом деле, это не самое лучшее сравнение, поскольку в пятнадцатом веке безымянный палец часто упоминался как палец пиявки (leech finger) (или исцеляющий палец в латинских текстах). Это название безошибочно отражает сам характер медицинской практики того времени, поскольку пиявки считались полезным средством дренирования и очищения крови и, следовательно, являлись ценной терапией для лечения инфекций. Интересно, что их помещали на безымянный палец, поскольку считалось, что этот палец имел особую связь с сердцем — отсюда и традиция носить на нем обручальное кольцо (примечание К. Джонса).

Источники:

http://www.johnnyfincham.com/history/diverse.htm
http://www.johnnyfincham.com/history/fifteenth.htm

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.