Биографическая справка: Ричард Филлипс Фейнман (11 мая 1918 — 15 февраля 1988 гг.) — американский учёный, основные достижения которого относятся к области теоретической физики. Один из создателей квантовой электродинамики. В 1943-1945 годах входил в число разработчиков атомной бомбы в Лос-Аламосе. Реформатор методов преподавания физики в вузе. Лауреат Нобелевской премии по физике. Кроме теоретической физики, занимался исследованиями в области биологии.
Ниже приведены выдержки из раздела «В чем состоит и в чем должна состоять роль научной культуры в жизни общества» из книги Ричарда Фейнмана «Радость познания» (ориг. изд. 1999 года; рус. изд. 2013 года). Это текст лекции, прочитанной Фейнманом на Галилеевском симпозиуме в Италии в 1964 году:
«Галилео мог бы сказать: «Я обнаружил, что Юпитер представляет (собой) шар с несколькими лунами и что нет Бога на небесах. Скажите, что случилось с астрологами?» А они по-прежнему процветают — публикуют свои прогнозы в ежедневных газетах, по крайней мере в Соединенных Штатах. Почему у нас еще есть астрологи? Почему кто-то может написать книгу вроде «Worlds in Collision» («Миры в столкновении»), фамилия автора начинается на «В», это, кажется, русская фамилия — Вининковский?* И почему она стала популярной? Что это за чушь о Мэри Броди или что-то в этом роде? Не понимаю — это просто дурацкая чушь. Некоторая доля чуши всегда существует. Есть бесконечное количество глупости, потому что мы идем по другому пути — общество активно и интенсивно ненаучно. Можно поговорить о телепатии — но она сегодня вымирает. Повсюду существует лечение внушением. Продолжается чудо исцеления в Лурде**. Может ли оказаться истинной наукой астрология? Может ли оказаться правдой, что вам лучше пойти к дантисту в тот день, когда Марс находится под прямым углом к Венере, а не в какой-то другой? Может ли оказаться правдой, что вас исцелит чудо Лурда? Но если это правда, она подлежит исследованию. Почему? Для совершенствования. Если это правда и звезды действительно влияют на жизнь человека, то можно создать более мощную систему путем статистического исследования, путем научной, более тщательной оценки объективных фактов. Если процесс исцеления работает в Лурде, то возникает вопрос, как далеко от места, где совершается чудо, может находиться больной человек? <…> Вы можете смеяться, но если вы верите в реальность исцеления, вы несете ответственность за исследование этого явления, за улучшение его эффективности и за удовлетворительный результат вместо мошенничества.
<…> Дело в том, что если вам удастся установить истинность пусть не всей концепции астрологии, а хотя бы одного из небольших ее аспектов, это может оказать фантастическое воздействие на наше понимание мира***. И причины, по которым мы посмеиваемся над этим, состоят в том, что мы слишком самонадеянны в нашем взгляде на мир, пребывая в убеждении, что идеи астрологов не вносят никакого вклада. С другой стороны, почему бы нам не освободиться от этого? Прихожу к мысли, что лучше покончить с этими вопросами сейчас же, поскольку наука, как я уже говорил, не совместима с астрологией» (с.145-147).
«Я стараюсь лишний раз подчеркнуть, что наука тут неприменима. Это странно звучит, и я хотел бы снова вернуться к этому вопросу. Конечно, наука применима даже для объяснения астрологии; если осмысливать мир, исходя из результатов наших исследований, мы не сможем понять, как сюда вписываются астрологические исследования. И следовательно, наука не является лишней, ненужной. Однако для людей, которые верят в астрологию, это не имеет значения, поскольку ученые не снисходят до разумной аргументации и споров с ними. А людей, верящих в возможность исцеления, в свою очередь, не беспокоит наука, поскольку никто им не приводит контраргументов. Вы не будете изучать науку, если не чувствуете в ней надобности. <…>
Думаю, мы должны главным образом писать статьи. К чему это приведет? Человек, верящий в астрологию, узнает немного об астрономии. Человек, верящий в чудесное исцеление, немного узнает о медицине, о биологии благодаря аргументации, появившейся там и здесь. Иначе говоря, обращение к науке станет для него необходимостью» (с.149-150).
«Для движения к прогрессу надо только приоткрыть дверь неизвестному — только приоткрыть. Мы находимся лишь в начале развития человечества; для развития человеческого ума, интеллектуальной жизни у нас есть в запасе годы и годы. Наша ответственность — не принимать поспешных решений, касающихся глобальных проблем, не делать категоричных заявлений. Иначе мы будем ограничены пределами нашего воображения, ограниченного, в свою очередь, научным знанием на данный момент времени» (с.155).
* Речь идет о книге психолога и социолога Иммануила Великовского, опубликованной в 1950 году.
** Р. Фейнман имеет в виду французский городок Лурд, население которого в настоящее время составляет около 14,5 тысяч человек. Он является одним из наиболее важных в Европе центров паломничества. По мнению Католической Церкви, в 1858 году местной 14-летней жительнице по имени Бернадетта явилась Дева Мария. Произошло это в одной из местных горных пещер. Церковь и местные власти неоднократно проверяли вменяемость девушки, не выявив отклонений. Бернадетта Субиру со временем стала монахиней, а в 1933 году ее канонизировали. Лурд превратился в центр паломничества. С 1858 года здесь зарегистрировано около 7000 случаев необъяснимых исцелений. Католическая Церковь ведет свой придирчивый подсчет: по данным на 2013 год она официально признала чудесными только 69 исцелений. К сожалению, сама Бернадетта, тяготившаяся своей славы, умерла в 1879 году в возрасте 35 лет от туберкулеза.
*** Здесь американский ученый излишне оптимистичен. За последние годы накоплено большое число научных работ, показывающих реальность взаимосвязей между ситуацией на небе и жизнью общества, здоровьем человека, экономическими и историческими процессами. Однако подобные исследования зачастую игнорируются научным сообществом.
Источник: Фейнман Р. Радость познания. — М., 2013. — 352 с.