Исторические перемены и упадок хиромантии

Вниманию читателей блога предлагается перевод статьи Кристофера Джонса, размещенной на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В данной небольшой статье английский исследователь рассказывает о причинах упадка интереса к науке чтения руки в XVII-XVIII веках, которому суждено было возродиться только спустя два столетия — в XIX веке. На русском языке публикуется впервые.

Когда мы рассматриваем социальные условия жизни в период с пятнадцатого по семнадцатый век, нас не должно удивлять, что люди, которые посещали хиромантов, были столь сильно озабочены такими вопросами, как продолжительность своей жизни, когда и как они могут умереть, а также какая иная судьба может настигнуть их завтра. Как отметил известный философ семнадцатого века Томас Гоббс (1588-1679), жизнь в то время действительно была скверной, жестокой и короткой.

Жизнь и смерть

Ожидаемая продолжительность жизни в то время составляла максимум 40-45 лет, хотя большинство людей могло рассчитывать только на свой 29-й день рождения*. В то время были широко распространены плохое питание и болезни, связанные с недоеданием, а также заболевания, вызванные всеобщим отсутствием гигиены и санитарии. Были широко распространены крупномасштабные эпидемии оспы, тифа, гриппа и дизентерии, а также Чумы, которая впервые прокатилась по Европе в 1350-е гг. Повторяющиеся опустошительные нашествия «Черной смерти», как известно, были столь сильны, что Лондону удавалось быть свободным от чумы лишь в течение двенадцати лет за 150-летний отрезок времени до 1665 года!** Преобладание деревянных зданий с соломенными крышами означало также, что большую опасность для людей того времени представляли пожары, особенно в городских районах, где масштабное бедствие (как, например, Великий лондонский пожар 1666 года***) в одночасье могло превратить вас в нищего.

Свою роль в порождении социальной и экономической неопределенности сыграли также и войны, обеспечившие также достаточный импульс к идее «быстрой» жизни. После Крестовых походов (ок. 1089-1295 гг.), забравших жизни многих молодых людей, населению Англии пришлось сражаться с Францией в Столетней войне (ок. 1353-1453)**** и участвовать в гражданской Войне Роз (ок. 1390-1485 гг.)*****, не говоря уже о Гражданской войне в Англии в 1640-х гг. Даже такие события, как Крестьянское восстание 1381 года, неизбежно вызывали огромное количество смертей, учитывая то число людей, что были убиты в то время. Общественная и политическая жизнь представляли опасность повсеместно! В добавок к этому, изменения в состоянии Римско-католической Церкви в XVI веке, четыре столетия Инквизиции, гонений и других религиозных конфликтов также в незначительной степени помогали стабилизации общества. Бедность, болезни, смерть и внезапные бедствия были характерными чертами социальной среды того периода, и, учитывая подобные условия, было бы попросту нереалистичным ожидать обнаружить от хиромантии той эпохи что-то иное, помимо озабоченности жизнью, отпущенным сроком и способом ухода в мир иной.

Наука, технологии и социальная организация

К концу семнадцатого столетия астрология и хиромантия практически перестали представлять интерес для ученых. Новая эра интеллектуальных исследований, зародившаяся еще до появления последних работ великих английских эзотериков, пустила корни, и старый символический взгляд на Вселенную и место человека в ней стал постепенно отмирать.

Отчасти этому способствовали как достижения в области науки и техники, так и социальные и политические перемены, повлиявшие на образ жизни людей. Новая интеллектуальная свобода, обретенная после Реформации, означала освобождение от многовековых интеллектуальных ограничений, обусловленных догмами Римско-католической церкви, и, следовательно, развитие как естественных, так и общественных наук.

Стали развиваться важные общественные организации, подобные пожарной службе****** и страховой брокерской деятельности, которые прошли долгий путь, дабы суметь помочь людям и защитить их от неопределенностей жизни, в результате чего снизилась и потребность вопрошать астролога или хироманта о своей будущей судьбе или удаче. По мере того, как люди начинали понимать, что способны взять на себя больший контроль над обстоятельствами собственной жизни и на самом деле могут сделать что-то, чтобы улучшить судьбу, оставалось куда меньше необходимости придерживаться старых суеверных ритуалов. И чем больше расширялось научное понимание мира, тем меньше было нужды, как казалось, прибегать к магическим разъяснениям.

Эпоха Просвещения

Но именно изменение философских взглядов, переход от символического взгляда на Вселенную как на гигантский организм, все части которого взаимосвязаны и взаимопроникающи, к научному взгляду на нее как на огромный механизм, фактически привело к разрыву с прошлым. Подъем науки и математики уничтожил старое мировоззрение просто потому, что он подорвал понятие взаимоотражения микро- и макромира — принцип, фундаментальный как для изучения астрологии, так и для изучения хиромантии. Новая философия рационализма, изложенная Декартом (1596-1650) и Лейбницем (1646-1716) на континенте, а также эмпиризм, предложенный Джоном Локком (1632-1704) в Англии, привлекли внимание ученых и пустили корни. Наступила новая «Эра разума», и в процессе своего становления она отбросила в сторону всю символическую философию оккультных наук. Астрология стала не более чем астрономией, алхимия стала химией, на хиромантию же стали смотреть свысока и оставили увядать. Интеллектуальный климат изменился радикальным образом, однако хиромантия и астрология не претерпели изменений вместе с ним.

Новые интеллектуальные требования научного метода, системы и ясности в сочетании с общим пренебрежением обоими предметами как «глупыми, ложными, скандальными и суеверными практиками, попахивающими гаданием и пактом с дьяволом» означали, что и хиромантии, и астрологии нужно было подождать еще около двух сотен лет, прежде чем снова начать считаться предметами, достойными изучения лучших умов.


* Тем не менее, это не помешало тому же Томасу Гоббсу дожить до 91,5 года. Джон Локк, другой известный английский философ XVII столетия, умер в возрасте 72 лет. Однако это скорее исключения из правил. Если мы вспомним других известных философов XVII века, то увидим, что они часто не доживали до старости. Так, Рене Декарт умер от пневмонии в 53 года, Бенедикт Спиноза скончался в 44 года от туберкулеза, а Блеза Паскаля не стало в возрасте всего лишь 39 лет (смерть от рака и туберкулеза).

** Даты 1665-1666 гг. известны как время Великой чумы — массовой вспышки бубонной чумы в Англии, во время которой умерло приблизительно 100 000 человек, 20% населения Лондона. Эпидемия 1665-1666 годов была значительно меньше по масштабам, чем более ранняя пандемия «Чёрная смерть» (смертельная вспышка болезни в Европе между 1347 и 1353 годами). Однако эпидемию семнадцатого века запомнили как «великую» чуму потому, что это бедствие стало одним из самых заметных проявлений болезни в Англии в то время.

*** Пожар, при всех своих минусах и жертвах, помог Лондону избавиться от Великой чумы, которая начала свирепствовать в городе в 1665 году.

**** Ныне начало Столетней войны в исторической науке датируется 1337 годом.

***** Ныне датируется 1455-1485 гг.

****** Существенным толчком к развитию страхования имущества от огня явился Большой Лондонский пожар 1666 года, уничтоживший 13200 зданий в центре Лондона. Именно после этого трагического события была учреждена первая в мире страховая компания, осуществлявшая страхование от огня. Принято считать, что страхование жизни также зародилось в Великобритании. Именно здесь в 1762 году появилась страховая компания «Equitable Life Assurance Society».

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/decline.htm

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.