Парацельс и наука чтения руки

Алексей Шлыков / Авг.5.2017. / Нет комментариев

Перевод статьи Кристофера Джонса, которая размещена на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В ней рассказывается о связи истории хиромантии в XVI столетии с именем известного алхимика и врача Парацельса.

Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм

Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (1492-1541)*, также более известный как Парацельс, является, пожалуй, одной из наиболее спорных фигур в истории западной медицины. Его влияние на мир медицины все еще сохраняется и сегодня, поскольку он был первым врачом, который приписывал некоторые болезни действию того, что мы ныне называем «микробами».

Однако подход Парацельса к медицине был очень нетрадиционным даже по меркам его времени. По причине необычной медицинской философии и странствующего образа жизни некоторые авторы в настоящее время сомневаются, что Парацельс на самом деле когда-либо получал полное медицинское образование (full medical licence). Однако на практике он был и доктором медицины, и аптекарем и считал очень важным получать познания об исцелении с помощью непосредственного контакта со своими пациентами — практика, которая почти что отсутствовала в медицине XVI века.

Хотя Парацельс родился в Швейцарии, он много путешествовал по Германии, Франции, Англии и итальянским университетам, чтобы углубить свои медицинские познания и даже успел послужить в Венецианской армии в качестве военного хирурга. Его взгляды на медицину и философия медицины находились, с одной стороны, под сильным влиянием оккультной науки и суеверий, а с другой, — сверхъестественных и теологических идей. Для Парацельса четырьмя столпами медицины были философия, астрология, алхимия и оккультные добродетели, а сутью исцеления он полагал любовь и правильные взаимоотношения с Богом. Он стремился привнести в свою медицинскую практику идею взаимопроникновение микрокосма и макрокосма, не замечая реального различия между естественным и сверхъестественным.

Для Парацельса силы природы имели первостепенное значение, поскольку он видел, что природа, по сути, является куда более великим целителем, нежели сам медик. Он обучался алхимии и Каббале** и полагал, что изучение таких предметов, как астрология и хиромантия, является основополагающим для медицинской практики. Ибо: «Нет ничего в человеке, что не было бы отмечено в его внешности, поэтому по внешности мы можем обнаружить то, что имеется в человеке, который носит знак». Затем он перечисляет четыре способа, с помощью которых мы можем получить информацию о внутреннем человеке: это хиромантия, физиогномика лица и тела, а также его поза (осанка — posture), движение и жесты (мимика — gestures). Рука является лишь одним из проявлений многочисленных взаимосвязей внутреннего и внешнего и является важным инструментом в Искусстве Знаков или Доктрине Сигнатур***, основным защитником которых оставался Парацельс.

Однако его понимание хиромантии выглядит немного искаженным, поскольку он полагал, что это изучение как рук, так и ног! Более того, в одной из своих работ он говорит: «Существуют, однако, и другие виды хиромантии, например, те, что связаны с травами или листьями деревьев, древесиной, камнями, рудами, или хиромантия ландшафтов, дорог и рек и т.д.» Хотя это, возможно, просто утверждение о том, как внутренние добродетели или качества объекта могут быть узнаны по своей внешней форме, все же, он, кажется, вышел за границы собственно хиромантии и несколько спутал ее с геомантией!

В других случаях он также называет хиромантию «ложным искусством, которое относит себя к предсказанию», и классифицирует ее вместе с пиромантией и гидромантией как «ненадежное искусство», посредством которого человек может быть обманут и сбит с пути. Похоже, он больше интересовался самим принципом хиромантии, говорящим, что внешняя форма раскрывает внутреннюю сущность, нежели был практикующим специалистом по чтению руки как таковым. Несомненно, что нет ни одной письменной работы по хиромантии, которая бы упоминалась, как написанная им в различных списках его полных произведений. Таким образом, мы можем считать, что он фактически не был практикующим хиромантом.

Парацельс писал на значительное число разнообразных тем, хотя, похоже, он сталкивался со значительным противодействием при желании публикации своих работ. В дополнение к написанному по астрологии и алхимии, магии и таинственным силам в целом, он также создавал работы на теологические и религиозные темы, такие, как Псалмы, а также уделял внимание медицинским темам, подобным лечению истерии и сифилиса. Хотя его комментарии к хиромантии не являются особенно обширными и не предполагают того, что он много знал о подробностях практики хиромантии, все же фигура Парацельса делала его одним из главных защитников искусства хиромантии в свою эпоху.


* По современным данным, Парацельс родился 21 сентября 1493 года.
** Каббала — религиозно-мистическое и эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке и получившее распространение в XVI веке. Эзотерическая каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения. Каббала связана с осмыслением творца и творения, роли и целей творца, природы человека, смысла существования.
*** Учение о сигнатурах — учение о взаимосвязях в живой и неживой природе, которая проявляется во внешнем подобии и отмечено особыми знаками (сигнатурами). Присутствует у Галена и Диоскорида, позже было развито Парацельсом и Якобом Бёме. Учение утратило научную актуальность в XVII веке.  Одним из первых трактатов, обобщающих учение о сигнатурах, была работа, написанная древнеиндийским астрологом Брахмагуптой, жившим во II веке н. э.

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/paracelsus.htm

Оставить комментарий