В чем разница между понятиями «хиромантия» и «хирология»?

В многочисленной литературе, посвященной вопросам чтения руки, мы можем встретить не только популярное слово «хиромантия», но также и термин «хирология». Являются ли они синонимами? Многообразие терминов, употребляемых в связи с хиромантией, особенно бросается в глаза, когда мы читаем англоязычные тексты. Здесь мы можем встретить слова handreading, chirology, chiromancer, palmist. Как мы только что отметили выше, в русском же языке мы чаще всего используем слова хиромантия и хирология. Слово пальмистр, калька с англ. palmist, пока что не прижилось на нашей отечественной почве, хотя некоторые специалисты устойчиво называют себя именно пальмистрами. В сегодняшней статье, не претендующей на всеохватность темы, мы постараемся вкратце рассмотреть основные мнения по поводу различия терминов «хиромант» и «хиролог», представленные в работах как отечественных, так и зарубежных авторов.

Начнем с небольшой предыстории вопроса. Трудно сказать, когда именно впервые появился термин «хирология». Можно лишь констатировать, что он упоминается еще в XIX веке. Так, понятие «хирология» мы встречаем в работе знаменитого французского писателя Оноре де Бальзака (1799-1850), который, как известно, проявлял интерес к науке чтения руки. В своей сатирико-философской книге «Физиология брака» (1829) он, в частности, говорит следующее:

«Из всех наших органов рука первой выдает наши чувственные склонности. Хирология — пятый труд, сочинение которого я завещаю потомкам, ибо теперь коснусь лишь тех сторон этой науки, что имеют самое непосредственное отношение к предмету моего разговора. <…> Испокон веков колдуньи стремились прочесть нашу судьбу по линиям руки и имели на то веские причины: ведь линии руки и в самом деле соответствуют основаниям жизни и характера человека»1.

Нам также известно, что два созданных в конце XIX столетия общества по изучению руки назывались «хирологическими»: речь идет о Лондонском (основано в 1889 г.) и Американском хирологических обществах (основано в 1897 г.). Далее перенесемся ближе к современности и рассмотрим взгляды западных авторов на данный предмет. Американский автор Натаниэль Альтман в своей работе «Хиромантия. Иллюстрированная энциклопедия» (1-е изд. в 1999 г.; рус. изд. 2003 г.) пишет следующее: «Хиромантия — это наука и искусство предсказания будущего по линиям руки…» И далее: «Информация о нашей сущности, закодированная в строении руки, является основой психологически ориентированного анализа (хирологии), который следует отличать от предсказательной хиромантии. …руки расскажут о своем хозяине гораздо больше и подробнее, раскрыв нашу сущность глубже и точнее, чем любая другая часть тела»2. Те же самые строки почти слово в слово содержатся и в его более ранней работе «Хиромантия сексуальности» (1-е изд. в 1986 г., рус. изд. в 2004 г.): «Идея о том, что ладонь выражает нашу внутреннюю сущность, лежит в основе психологически ориентированного исследования ладони (хирологии), в противоположность предсказательному анализу, или хиромантии»3.

Вот что пишет о хирологии великолепный австралийский специалист чтения руки Эндрю Фитцгерберт, автор книги «Hand psychology» (англоязычн. изд. 1989 г.; рус. изд. 1997 г.), переведенной у нас просто как «Хиромантия»: «Традиционное изучение характера и склонностей человека по руке называется хиромантией. однако это слово приобрело дурную славу в Северной Америке благодаря ассоциациям с цыганами и мошенниками. <…> Чтобы отличить настоящую науку от бессмысленного бормотания цыганок-прорицательниц, был изобретен термин «научная хиромантия». Это словосочетание следует понимать буквально: научное исследование руки. <…> В лабораториях и институтах Англии, Индии, Австралии и Соединенных Штатов проводились бесконечные эксперименты ради подтверждения научной значимости данной области психоанализа». И еще: «Изучение психологии по ладони, или научная хиромантия, — это наиболее волнующая или личная из всех систем самопознания»4.

Швейцарский хиролог и астролог Гертруда Хюрлиманн в своей работе «Чтение по руке. Искусство хиромантии и астрологии» (швейц. изд. 2002 г.; рус. изд. 2005 г.), разграничивает термины хиромантия и хирология, отдавая предпочтение последнему. Она пишет: «Надеюсь, что моя работа поможет избавить хирологию от бытующего полупрезрительного к ней отношения, поскольку она, так же, как графология и астрология, является средством диагностики личности и, следовательно, ветвью психологии«. И еще: «Хиромантия (от греч. chiro — «рука» и mantika — «искусство видеть»), предсказание по руке, уходит своими корнями в культуру Индии. <…> Практикуют хиромантию и сейчас. Это истинное искусство предсказания по линиям рук скорее можно назвать особым даром, а не только тем, чему можно научиться. / Хирологии (от греческого chiro — «рука» и logos — «разум» или «наука»), учению о руке, научиться можно. Во всяком случае, она основана на искусстве составления целого из фрагментов. Но хирология — это наука, основанная, прежде всего, на наблюдениях и опыте. Профессионалы должны безошибочно обнаружить некие отличительные особенности и классифицировать их. Цель этой науки состоит в исследовании характера и предрасположенности человека«5.

Если мы правильно понимаем мысли Хюрлиманн, то, по ее мнению:

  • хиромантия отличается интуитивным подходом и стремлением предсказывать события;
  • хирологию характеризует аналитический и психологический подход, основанный на искусстве чтения различных признаков и умении их классифицировать.

Перенесемся теперь в Россию и страны СНГ. В то время как изучение хиромантии и хирологии в странах Запада и Востока не останавливалось на протяжении двадцатого столетия, как мы хорошо понимаем, идеология Советского Союза внесла существенные коррективы в интересы своих граждан. Поэтому никаких работ по хиромантии или хирологии в СССР не существовало вплоть до эпохи Перестройки, когда рухнул барьер цензуры и наступил период гласности. Уже в 1989 году была опубликована первая книга по хиромантии. А дальше лавина литературы по хиромантии и другим оккультным дисциплинам заполонила книжные прилавки. Вслед за информацией, опубликованной в загадочном безымянном сборнике «Эзотерика. Т.1. Хирология: Учебный курс» (1993), который будто бы является материалами учебного курса некоего Мюнхенского Института Парапсихологии, многие отечественные авторы стали утверждать, что на втором Конгрессе экспериментальной психологии, состоявшемся в 1913 г. в Париже, хирология была признан наукой. Между тем, совершенно не ясно, о каком именно конгрессе и с каким научным составом идет речь. Данное заявление очень похоже на красивую легенду. Интересно отметить, что неизвестные авторы этой солидной по объему книги фактически смешивают смысл терминов хиромантия и хирология. Например, читаем на страницах данной работы следующее:

«Хирология — это древняя наука, которая, как и любая наука, занимающаяся изучением человека, позволяет определить путем наблюдения и опыта, что представляет собой человек, что с ним было, что с ним станет. Как и все науки, хирология тоже базируется на наблюдении и причинно-следственном опыте, и, следовательно, из следствия часто можно вывести причину. Хирология — тысячелетняя наука. Это метафизиология, т.е. естествознание»6.

На практике отечественные специалисты по чтению руки используют оба термина как синонимы. Иллюстрацией тому могут служить как оговорка Владимира Финогеева в одной из передач, где он начал рассказывать о разнице между хирологией и хиромантией, но по ходу беседы вновь стал использовать слово хиромантия, так и книга Николая Беспалова «Хирология. Вся жизнь на ладони» (2017)7, где в авторском предисловии речь начинается с рассуждений о книгах по хиромантии и плавно продолжается уже мыслями о хирологии без какого-либо принципиального разграничения понятий. А в аннотации к книге Бориса Астафьева «Основы хиромантии» (2006) так и написано через дефис: «хиромант-хиролог Б.М. Астафьев»8. В работе Н. Беспалова «Энциклопедия хиромантии» (2017) мы вновь наблюдаем синонимичное употребление терминов, поскольку автор на страницах книги обращается к читателям как к хиромантам. Фактически в книге автор использует всюду именно термин хиромантия. Однако в предисловии дана цитата В. Финогеева, гласящая: «Хиромантия, обозначавшая период традиции, передала права хирологии, задача которой провести квалифицированное описание признаков, провести реформу терминологии, осуществить опытные проверки знаний и построить теорию. Представляется, что хирология должна стать подлинно научной дисциплиной»9. А ведь именно эту задачу хирологии, стоит полагать, Николай Беспалов и поставил перед собой: сделать квалифицированное описание знаков руки в книге, озаглавленной как энциклопедия по хиромантии.

Вполне понятным стремлением придать больший научный вес изучению руки продиктован и тот факт, что начавшая ежегодно проводиться с 2013 года в России Международная научно-практическая конференция была названа первоначально именно конференцией по хирологии10. Однако предвзятого отношения научного сообщества это никак не изменило. И в дальнейшем конференция поменяла свое название, став уже конференцией по биометрии11. Данное переименование было связано также и с тем фактом, что на конференции выступали не только хирологи-хироманты, но и специалисты по физиогномике, астрологии, дерматоглифике.

В своей работе «Чтение по руке для начинающих» (2014) белорусский автор Сергей Савоськин также уделяет внимание разнице в терминах, однако себя он именует в тексте книги именно хиромантом. Он отмечает, что термин «хиромантия», подразумевающий пророчество по руке, ассоциируется с таинственностью, мистичностью, чем-то скрытым и делает вывод, что «сама хиромантия всегда будет покрыта неким мистическим ореолом и по определению никогда не будет наукой». Далее он справедливо пишет, что хирологами называют себя те специалисты, что стараются придать учению о руке научное значение или же не хотят связываться с предсказанием будущего и гаданием. Упоминает он и о термине «пальмистрия», который будто бы объединяет в себе знание о руках, о лице и любые знания об измеряемых параметрах человека, хотя это всего лишь калька с английского слова «palmistry» (хиромантия; образовано от англ. слова palm — «ладонь»), в чем можно легко убедиться, читая работы западных хиромантов на оригинальном языке12.

Таким образом, среди западных авторов, использующих термин хирология, упор делается именно на психологическом значении чтения ладони. Таким образом, они разграничивают психологический анализ по руке и предсказательную практику, т.е. хиромантию. Отечественные же авторы под термином «хирология» понимают не столько акцент на психологии, сколько стремление абстрагироваться от образа «гадалок». Учитывая этот подход, отечественный читатель может быть разочарован после приобретения книг западных авторов: эти работы с большой долей вероятности с психологической точки зрения будут написаны очень грамотно и обстоятельно, однако зачастую не будут содержать точных рекомендаций по датировке будущих событий. В сознании русскоговорящего читателя от специалиста по чтению руки требуется, прежде всего, именно это — чудо прогноза. Русская же традиция чтения руки в этом плане куда ближе восточной ветви традиции, которая, в свою очередь, уделяет огромное значение именно предсказаниям. В России специалист, ничего не способный сказать по поводу будущего, будет считаться своими же коллегами некомпетентным. Фактически, в строгом смысле слова, специалист, судящий о тенденциях будущего по руке и называющий конкретные даты, выступает не как хиролог, а именно как хиромант! Стоит ли уточнять, что все известные отечественные хирологи умеют выносить прогностические суждения с той или иной степенью успешности.

Подводя итоги, мы можем констатировать: сколь бы не различался смысл терминов хирология и хиромантия в теории, на практике русский хиромант и хиролог занимаются одним и тем же — рассуждают о психологических способностях и характеристиках человека, делают предположения о минувших и будущих событиях, с той только разницей, что хиролог старается в большей степени опираться на статистический анализ и в меньшей — на интуицию. И опять же, здесь есть свои исключения, поскольку ведущий хиролог страны В. Финогеев порой удивляет своих коллег, находя на отпечатках ладоней и пальцев микроскопические образы в виде цифр, букв и «картинок», которые невозможно статистически проверить и во многих случаях даже разглядеть другим специалистам, изучающим те же самые отпечатки. И не совсем ясно, с чем же мы здесь имеем дело — с проявлением работы воображения, которое, как известно, склонно искать образы там, где их нет, с сильной интуицией или же с реальными микро-знаками.

Завершим же мы статью на следующей ноте. В своем докладе, зачитанном на третьей Международной конференции по биометрии, проходившей в 2015 г. в Санкт-Петербурге, Владимир Финогеев констатировал: «Построение на основе хиромантии научной дисциплины — хирологии требует целого комплекса преобразований. <…> Хирология, как научная преемница хиромантии, должна выработать и теоретически систематизировать объективные знания о папиллярном узоре, морфологической и рельефно-линейной характеристиках кистей рук человека, осуществлять проверку накопленного материала, переходить от предметной к проблемной ориентации». Далее он признается, что существовала идея заменить само слово «хирология» на более подходящее и наукоемкое, но такового просто не нашлось в русском языке13.


1 Бальзак О. де. Физиология брака, или Размышления философа-эклектика о радостях и горестях супружеской жизни. — СПб., 2016. — С. 225-227.
2 Альтман Н. Хиромантия. Иллюстрированная энциклопедия. — М., 2003. — С. 11-14.
3 Альтман Н. Хиромантия сексуальности. — М., 2004. — С. 14.
4 Фитцгерберт Э. Хиромантия. — М., 1997. — С. 7-9.
5 Хюрлиманн Г. Чтение по руке. Искусство хиромантии и астрологии. — СПб., 2005. — C. 13-16.
6 Эзотерика. Т.I. Хирология: Учебный курс. — М., 1993. — С. 10.
7 Беспалов Н. Хирология. Вся жизнь на ладони. — М., 2017.
8 Астафьев Б. Основы хиромантии. — СПб., 2006.
9 Беспалов Н. Энциклопедия хиромантии. Полная карта знаков и линий руки. — М., 2017. — С. 7.
10 Международная научно-практическая конференция по хирологии. Санкт-Петербург. 29 июня 2013 г. Сб. докладов. — СПб., 2013.
11 3-я и 4-я Международная конференция по биометрии. Сб. докладов. — М.: б.и., 2017.
12 Савоськин С. Чтение по руке для начинающих. — М., 2014. — С. 9.
13 Финогеев В. Создание единой терминологической системы в хирологии // 3-я и 4-я Международная конференция по биометрии. Сб. докладов. — М.: б.и., 2017. — С. 5-6.