В книгах по хиромантии нередко обсуждается значение так называемого Четырехугольника — пространства на руке, находящегося между линиями Головы и Сердца. Авторы анализируют взаимное расположение этих линий относительно друг друга. И здесь можно выделить два крайних случая: узкое или широкое расстояние между линиями Ума и Сердца, т.е. узкий или широкий Четырехугольник.
Вопрос Четырехугольника относится к одной из спорных тем в хиромантии. Некоторые авторы, например, Сингх Бирла, а вслед за ним и К. Пилипишин, предлагают подробную систематизацию различных видов Четырехугольника (Бирла 2003, с. 55-93). Другие лишь мимоходом касаются этого вопроса или вовсе его игнорируют. Однозначно можно сказать лишь то, что современные хироманты во многом повторяют друг за другом малопроверенные тезисы, которые зачастую брались с потолка или рождались из буквальных аналогий. Если проследить эволюцию воззрений на значение Четырехугольника, то увидим нечто похожее на правило «кто во что горазд».
Давайте не будем голословными и сравним старые и новые трактовки. У Н. Беспалова читаем: «Большой четырехугольник, или «Стол руки». Формируется линиями Ума, Сердца, Судьбы и Меркурия. Чем больше и шире — тем успешнее карьера и жизнь человека, тем шире его мышление и богаче мировоззрение» (Беспалов 2017, с. 29). К. Пилипишин, автор очень информативного, но окрашенного ведической философией и взглядами О. Торсунова пятитомника, отмечает, что суженный Четырехугольник сообщает о внутренней напряженности, «очень узком взгляде на жизнь», сдержанности и скованности в общении с окружающими, мелочности, педантичности и даже склонности к депрессиям. Плюсом такой комбинации он считает умение хранить секреты и чужие тайны. Расширенный Четырехугольник, по его мысли, сообщает об отстраненности от реальности, неумении придерживаться золотой середины в чувствах и материальных запросах, широких и грандиозных планах на жизнь, но также и о склонности «замыкаться в себе» (Пилипишин 2015, с. 160-161).
Если перенестись в середину XIX столетия, то в книге А. Дебарроля «Тайны руки» (1859) читаем следующее: «Четырехугольник… также называют скрижалью руки. / Четырехугольник, широкий посредине… выражает хорошее сложение и честного человека, счастливого и верного, ибо выражает равенство и умеренность природного жара. / Узкий в середине он означает стеснение природного жара и между прочим расположение к несправедливости, к злости, к обману; некоторые хиромантики говорят также, что это знак изгнания, ссылки» (Дебарроль 1989, с. 324-325). Устремив свой взор еще глубже в прошлое, мы обнаруживаем рассуждения о значении Четырехугольника в книге некоего Иоганна (или Иоанна) Философа, средневекового немецкого хироманта: «Стол руки, который называется четырехугольником, когда он широкий и просторный, обозначает щедрость, хороший характер и умение дружить. Если он узок — то жадность, разногласия и враждебность. Если же он ровный и хорошего цвета, то означает храбрость и щедрость души» (Полная хиромантия 2009, с. 410). Как отмечает К. Джонс, до нас дошли, по крайней мере, семь рукописей, приписываемых авторству Иоганна Философа. Их датировка варьируется от конца XIV до конца XV столетия (Джонс 2018, с. 50).
Узкий и широкий четырехугольник ладони.
Таким образом, какой-то очевидной преемственности в трактовках Четырехугольника мы не наблюдаем. Сохраняется, в основном, общая идея, что узкий Четырехугольник — это скорее не хороший знак, а широкий — скорее позитивный. Хотя появляется точка зрения (Бирла, Пилипишин), что оба варианта являются отклонением от идеальной и гармоничной картины. Однако стоит признать, что старые трактовки и ряд «новых» значений Четырехугольника ладони довольно сомнительны и противоречивы. На практике такие трактовки, как «широкие планы на жизнь», «широкое мышление» или «узкий взгляд на жизнь» не выдерживают критики и зачастую не соответствуют действительности. Исходя из собственных наблюдений и здравого смысла, я лишь осторожно могу сказать следующее: чем меньше расстояние между линиями Головы и Сердца, тем сильнее человек стремится контролировать свои чувства и анализировать их, а чем он шире, тем меньше разум и чувства влияют друг на друга. Судить же по ширине Четырехугольника о щедрости, кругозоре и широте планов на жизнь человека — необоснованно и избыточно.
Проблема не только в том, что мы до конца не знаем, о чем именно сообщает ширина Четырехугольника или высокая, низкая посадка линий Ума и Сердца (это предстоит выяснить на большой количественной выборке). Зачастую толкователи Четырехугольника игнорируют свои же собственные тезисы, касающиеся конфигураций и типа линий. А ведь линии никогда не теряют своих значений. Так, за дерзость планов отвечает все-таки расстояние между линиями Головы и Жизни и ветви от линии Жизни к Юпитеру, за кругозор — длина линии Ума, за доверчивость — длина линии Сердца, а за открытость в проявлении чувств — ее изогнутость. Однозначно всегда говорить о скрытности при наличии узкого Четырехугольника, увы, не получается. Рассмотрим примеры разных комбинаций.
- Прост в толковании случай, когда на руке имеется прямая линия Сердца и узкий Четырехугольник. В таком случае скрытность проявит себя во всей красе (просто потому, что речь идет об обладателе, повторим, прямой линии Сердца, т.е. человеке, не склонном афишировать чувства и эмоции). Несложен и противоположный случай, когда мы видим изогнутую линию Сердца и широкий четырехугольник. Здесь человек экспрессивно проявляет чувства, эмоции и не желает скрывать симпатии и антипатии.
- В случае же, когда мы видим узкий Четырехугольник и изогнутую линию Сердца, мы должны сделать вывод, что хотя в целом (и бессознательно, привычно) человек открыто, экспрессивно выражает свои переживания, он интеллектуально стремится как можно больше контролировать свои эмоции и чувства (и это удается ему не всегда). Несмотря на бурные реакции, ему комфортнее пореже обсуждать свою личную жизнь.
- А как толковать ситуацию, когда мы видим прямую линию Сердца, но широкий Четырехугольник? В таком случае человеку естественно контролировать свои эмоциональные и чувственные проявления, ему привычно сдерживаться в проявлении симпатий. Однако осознанно идеей самоанализа, рассуждениями о своих реакциях он обычно не озабочен.
Киану Ривз и Майкл Джордан — обладатели узкого и широкого Четырехугольника соответственно.
Есть и такая точка зрения, что чем выше идет линия Сердца на руке, тем с большим идеалистом, оторванным от реальности, мы имеем дело. Ведь линия Головы — это не только тип логики, но и здравый смысл. Данная тема нуждается в дальнейших исследованиях. Однако будьте здесь осторожны — не повторяйте доверчиво тезисы из книг, противоречащие базовой логике толкования линий (каким бы узким не был Четырехугольник, если линия Сердца изогнута, в характере будет доминировать не скрытность, а экспрессивность проявлений симпатий и антипатий).
Чтобы убедиться, насколько спорны стандартные тезисы из книг по хиромантии, описывающие значение Четырехугольника, следует обратиться к практике и изучить руки хорошо знакомых людей или фотографии и отпечатки знаменитостей. К обладателям узкого Четырехугольника относятся Киану Ривз, Люк Бессон и Рамзан Кадыров — люди, которых вряд ли возможно заподозрить в узких взглядах на жизнь и неуспешности карьеры. В отношении Киану Ривза кто-то может сказать, что отрабатывает тезис Пилипишина о склонности к депрессиям. Но данный момент куда ярче характеризуется сильно изогнутой линией Головы актера на левой (ведущей) руке. Среди обладателей широкого Четырехугольника мы найдем Джеки Чана, Ивана Урганта и Майкла Джордана. Справедливо ли будет предположение, что они отстранены от реальности, склонны замыкаться в себе, не умеют придерживаться золотой середины в чувствах и материальных запросах? Думаю, нет.
Литература:
Беспалов Н. Энциклопедия хиромантии. Полная карта знаков и линий руки. — М., 2017. — 384 с.
Бирла С. Ладонь & судьба. Как использовать хиромантию для построения успешных взаимоотношений. — М., 2003. — 288 с.
Дебарроль А. Тайны руки. — М., 1989. — 608 с.
Джонс К. От хиромантии к хирологии: история науки чтения по руке. — М., 2018. — 268 с.
Пилипишин К. Ваша карма на ладонях. Пособие практикующего хироманта. Кн. 3. — М., 2015. — 352 с.
Полная хиромантия Иоанна Философа // Кухня ведьм: Полезные тайны. — СПб., 2009. — 448 с.