Гленн Перри. Что такое астропсихология?

Биографическая справка: Гленн Перри (род. 08.07.1949 г.) — современный американский астролог и психотерапевт. Имеет степень доктора в клинической психологии, член Калифорнийской ассоциации брачных и семейных терапевтов (CAMFT). Основатель Ассоциации астрологической психологии, профессиональной организации психологов, заинтересованных в использовании астрологии как диагностического инструмента в психотерапевтической работе с клиентами. Преподаватель в Антиохийском колледже, Юнион-колледже, Годдард-колледже и Калифорнийском институте интегральных исследований.

Что такое астропсихология?

Астропсихология — это вид психологической астрологии, который характеризуется особой строгостью, структурой и точностью. Основываясь на двухтысячелетней традиции гороскопической астрологии, она также вобрала в себя концепции глубинной психологии, вечной философии1 и общей теории систем2. Архетипическая модель Юнга занимает в астропсихологии центральное положение, однако она заимствует идеи и из других школ, например, из биодинамической теории и психологии развития. Выкованный в огне реальной психотерапевтической практики, результирующий синтез ускоряет понимание и углубляет эмпатическую связь с клиентами.

Больше, чем просто синтез

На первый взгляд, астропсихология может показаться просто синтезом психологии и астрологии. Но этим все не исчерпывается. Каждая дисциплина — и астрология, и психология — радикально преображается и укрепляется благодаря союзу друг с другом. В самом деле, существует столь много корреляций и возможностей для взаимообогащения, что можно с легкостью потратить целую жизнь, изучая эти связи.

Во многих отношениях астрология являлась первой психологией в том смысле, что представляла собой раннее средство понимания природы человека. Исходя из предпосылки, что космос отражает душу, древние систематически наблюдали, как природа и циклы планет согласуются с человеческой природой и опытом. При всем своем блеске наши праотцы практиковали чрезвычайно упрощенную форму астрологии в сравнении с тем, на что мы способны сегодня. Здесь следует сделать акцент на слове «способны», поскольку значительная часть современной астрологии все еще погрязла в догматах прошлого.

Древние и средневековые астрологи были озабочены так называемыми «хорошими» и «плохими» планетарными позициями — вредоносными планетами, злыми аспектами, слабостью, падениями, бедствиями и другими подобными зловещими смысловыми категориями. Хотя они, очевидно, осознавали, что люди подвержены процессу старения, кульминацией которого является смерть, в их сознании либо уделялось очень мало внимания, либо вовсе не существовало концепции эволюции, то есть психо-духовного роста личности. Соответственно, астрология в значительной степени ограничивалась поверхностными описаниями черт характера, предопределенных событий и сомнительных предсказаниями благоприятного и неблагоприятного времени для различных инициатив.

Хотя некоторые специалисты могут утверждать, что древняя астрология была на самом деле более сложной и богатой техникой, чем ее современные ответвления, это не должно исключать того факта, что наши древние предки были преданы фаталистической и детерминистской модели космоса, которая не позволяла им оценить, как жизненный опыт, то есть судьба, может послужить катализатором для приобретения новых знаний и изменений, и как эти новые взгляды и изменения могут, в свою очередь, поменять судьбу.

Дискредитация астрологии

Астрология оказалась в значительной степени дискредитирована после научной революции XVII-XVIII веков в связи с тем, что оказалась несовместимой с механистической парадигмой, составлявшей дух времени новой, современной эпохи. Благодаря оживлению научной мысли родилась психология, пришедшая в итоге на смену астрологии как основное средство понимания человеческого поведения. Лишь в первой половине XX века, вслед за Дарвином и Фрейдом, концепция психологического роста и эволюции фактически стала частью общественного сознания. Не будучи обремененными предположениями о фиксированном характере и неизменной судьбе, ранние психологи основывали свои теории на том, что было наблюдаемо — на физиологии человека и его внешнем поведении. Основываясь на этих ранних наблюдениях, психологи разрабатывали свои теории личности.

Психология, однако, не ограничилась простым описанием типов личности. Она также оказалась способной объяснить, как люди меняются и развиваются с течением времени. Психология развития развивалась параллельно с теориями психопатологии и психотерапии, первая из которых занималась проблемами того, как может быть нарушено нормальное развитие, а вторая — тем, как лучше всего содействовать процессу исцеления и восстановления. В связи с этим в психологии стали появляться сферы, ранее не исследованные в астрологии.

Рождение гуманистической астрологии

Во второй половине XX века астрологи стали включать психологические концепции в свой образ мыслей. Практикующие осознали, что могут извлечь пользу, используя лучшее из обоих миров. Благодаря усилиям Дэйна Радьяра возникло направление гуманистической астрологии, которое способствовало возрождению астрологии в конце 1960-70-х годах. К концу XX века ряд новаторов занимался исследованием того, как юнгианские, психоаналитические, когнитивно-поведенческие и различные иные модели могут быть плодотворно интегрированы в новый гибрид — астропсихологию. И этот проект продолжается.

В то время как традиционная астрология рассказывала, как поведение человека соотносится с планетарными позициями, эти описания были ограничены поверхностными чертами личности. Астропсихология же напротив обращается к глубокой части психики и делает это в гораздо более детализированных терминах, нежели ее предшественники. Например, он показывает, как астрологические конфигурации символизируют основные потребности, стадии развития, психологические функции, когнитивные структуры, внутренние диалоги, интрапсихические конфликты3, бессознательные комплексы, защитные механизмы и расстройства личности — понятия, которые даже не существовали до двадцатого века.

По сути, астропсихология — это переформулирование астрологии в терминах психологических понятий и практик. Возможно, определяющей характерной чертой астропсихологии является ее ориентация на интеграцию карты рождения и, таким образом, поддержка развития человеческого потенциала и изменений. В данном подходе подразумевается ориентация на духовное развитие; таким образом, астропсихология по своему определению во многом ориентирована на трансперсональное.

Астропсихология как трансперсональная теория

Трансперсональная психология — это ветвь психологии, включающая в себя духовные понятия и являющаяся как таковая более открытой для нового (more inclusive) школой психологии — «четвертой волной», как окрестил ее Абрахам Маслоу, пришедшей вслед за психоанализом, бихевиоризмом и гуманистической психологией. Поэтому не следует отождествлять астропсихологию с общепринятыми понятиями психологии и тем самым лишать ее трансперсонального измерения.

Как трансперсональная теория, астропсихология добавляет психологии значительную глубину и ширину, превращая ее в более одухотворенную модель, связывающую психику с космосом и воссоединяющую человечество с его божественным наследием. При этом она бросает вызов детерминистскому предположению психологии о том, что человеческое сознание является лишь эпифеноменом4 его биологического субстрата и социальной среды. Однако биологический детерминизм и социальный детерминизм — это лишь современные версии небесного детерминизма, характерного для древней астрологии. Детерминизм есть детерминизм, независимо от того, что вы считаете определяющим фактором.

Дело в том, что астропсихология совершенно не детерминирована; скорее, она рассматривает психику как свою собственную причину, бесконечную, несократимую к чему-то меньшему сущность, которая сама себя порождает и способна проявляться в биологических и социальных условиях. По сути, то, что символизирует натальная карта — это придание конкретной формы (exteriorization) духовной структуре в терминах физиологии, особенностей характера и окружающей среды. Материальная реальность концептуализируется как синхронистическое отражение врожденной, предсуществующей психической структуры, которая развивается во времени (возможно, в течение жизни). С этой точки зрения психика отражается, но не вызывается положением планет в момент рождения человека.

Заключение

Таким образом, астропсихология является одновременно и теорией личности, и диагностическим инструментом. Как теория личности, она раскрывает, как структура и динамика психики отражаются во внешних условиях, обеспечивающих стимул к психо-духовному росту. А как диагностический инструмент, она обеспечивает беспрецедентное понимание основных, характерологических проблем, вызывающих дистресс5 и расстройства. Возможно, гороскоп лучше всего понимать как символически разворачивающуюся историю, в которой судьба меняется благодаря развитию и раскрытию характера.


1 Philosophia perennis (с лат. — «вечная философия») — непреходящая основа всякой философии, незыблемость философских догм. В современном значении у Лейбница philosophia perennis — идущая от мыслителей древности, получившая всеобщее распространение истина. В XX веке термин стал широко известен после выхода книги Хаксли «Вечная философия».

2 Общая теория систем — научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы. Тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов. Современные исследования в общей теории систем должны интегрировать наработки, накопленные в областях «классической» общей теории систем, кибернетики, системного анализа, исследования операций, системной инженерии и синергетики.

3 Интрапсихический конфликт означает борьбу между несовместимыми силами или структурами внутри психики человека, которая может проявляться в виде таких наблюдаемых феноменов, как симптомы, действия и мысли.

4 Эпифеномен — придаток к феномену, побочное явление, сопутствующее другим явлениям, но не оказывающее на них никакого влияния; термин, применяемый для истолкования сознания как совершенно пассивного, а потому не играющего никакой существенной роли, отражения материального (или идеального) содержания мира. Эпифеноменализм — теория в философии сознания, заключающаяся в том, что ментальные феномены являются эпифеноменами, то есть вызваны физическими процессами в мозгу, а не являются их причинами. С точки зрения такого подхода, впечатление о том, что мысли, чувства и ощущения влияют на физические процессы, является в определенной степени иллюзорным.

5 Дистресс — стресс, оказывающий отрицательное воздействие на организм, дезорганизующее влияние на деятельность и поведение человека.

Источник: https://aaperry.com/what-is-astropsychology/

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.