Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел I

Вашему вниманию предлагается первая часть переводов цикла биографических статей Майкла Мейера об одной из культовых фигур в истории астрологии XX века Дэйне Радьяре (1895-1985). Майкл Р. Мейер (Michael R. Meyer) является писателем, художником и астрологом, автором «Руководства для гуманистического астролога», издателем и редактором утраченных сочинений Радьяра.

«Что бы ни горело так ярко в душе молодого человека, переполненного интеллектуальной и душевной энергией, написавшего книгу о Дебюсси в возрасте 16 лет, имевшего свои неортодоксальные балетные партитуры, исполненные в Метрополитен-опере в возрасте 21 года, и сочинившего к 35 годам значительный и сильный музыкальный корпус, оно горит все ярче в тот момент, когда мы чествуем его 80-летие. Его жизнь и музыка — столь совершенные воплощения его понимания новой Культуры Семени — будут продолжать вдохновлять нас, каждого из нас».
(Чарльз Амирханян, композитор и музыкальный директор радио «KPFA»)

Часть первая: парижские годы (1895-1916)

Дэйн Радьяр, имевший кельтское и норманнское происхождение, родился 23 марта 1895 года в Париже (Франция) под именем Даниэля Шенневьера (Daniel Chenneviere). Своя имя он поменял в 1917 году, через несколько месяцев после прибытия в Нью-Йорк. Известно, что у Радьяра имелась сестра; его отец ушел из жизни в 1911 году, а мать, спустя много лет, — в 1954-м.

В возрасте семи лет мальчик начал играть на фортепьяно, попробовав свои способности композитора в 1912 году. Хирургическое удаление почки в возрасте тринадцати лет освободило его в 1914-м от военной службы, что фактически спасло ему жизнь, поскольку тот полк, к которому ему предстояло присоединиться, был полностью уничтожен в том же году во время сражений у Марны. В возрасте шестнадцати лет Радьяр получил в Сорбонне степень бакалавра философии.

В том же возрасте будущий астролог впервые осознал две вещи, которые обусловили всю его дальнейшую жизнь и работу: (1) Время циклично, и эта цикличность управляет как цивилизациями, так и всеми аспектами нашего существования; (2) Западная цивилизация приближается к тому, что символически можно назвать осенней фазой ее цикла существования. Подобные осознания, которые в значительной степени являлись спонтанными и интуитивными (хотя и находились под влиянием идей из книг Ницше), заставили юношу почувствовать стремление уехать из Европы в поисках «Нового Мира», страны, где он мог бы взрастить себя как семя, несущее в себе будущий урожай всего того жизнеспособного и конструктивного, что имелось в европейском прошлом. Таким образом, в сознании Радьяра зародился идеал «человека-семени», доминирующий в его мышлении и реальной жизни.

Первая книга Дэйна Радьяра «Клод Дебюсси и его труды» была опубликована парижским издательством «Durand» весной 1913 года вместе с тремя короткими фортепианными композициями. Первоначально эта работа должна была называться «Клод Дебюсси и цикл музыкальной цивилизации», ведь помимо биографических сведений о Дебюсси в оригинальном тексте содержались идеи Радьяра о времени, циклах и развитии музыки. Однако издатель удалил философскую и историческую части и дал оставшемуся биографическому очерку новое название. Некоторое время будущий астролог пытался изучать юриспруденцию, но отказался от нее, став постоянным сотрудником в «Le Revue», благодаря чему Радьяр, выглядевший к тому же старше своих семнадцати лет, открыл перед собой множество дверей в мир авангарда. Позже он даже некоторое время выполнял обязанности секретаря у знаменитого скульптора Огюста Родена.

В 1913 году Радьяр стал свидетелем премьеры «Весны священной» Стравинского. В том же году он начал общение с двумя очень творческими личностями — Валентиной де Сен-Пуант1 и молодым человеком по имени Вивиан Постель дю Мас — и стал участвовать в футуристической форме мультимедийного перформанса2, абстрактного синтеза танцевального движения, поэзии, музыки, геометрической формы, цвета и аромата, известного как «Метахория» (метатанец). Противоречивая и откровенная личность госпожи де Сен-Пуант сегодня считается прообразом, самым ранним примером женщины-исполнительницы перформанса.

Известно, что Радьяр написал в 1914 году несколько коротких оркестровых партитур (ныне утраченных) для «Метахории» — «Trois Poemes Ironiques» и «Vision Vegetale», — которые в дальнейшем были представлены на сцене в Нью-Йорке. Из-за военной активности немецких подводных лодок в Северной Атлантике, чтобы попасть в Америку, Радьяру вместе с госпожой де Сен-Пуант и Вивианом предстояло сначала доехать до Испании, а уже оттуда отправиться в Нью-Йорк, что они и сделали в ноябре 1916 года.

Вивиан дю Мас, Валентина де Сен-Пуант и Дэйн Радьяр.

«Я настоятельно рекомендую г-на Радьяра как знатока восточной музыки и философии. Я знаю его уже восемь лет и могу поручиться за его эрудицию».
(Леопольд Стоковский)

Часть вторая: в Новом Свете (1917-1919)

Торжественное представление Метахории в конечном итоге состоялось в Метрополитен-опере в Нью-Йорке 4 апреля 1917 года. Исполнение композиций, включающих в себя как «Прелюдию» Эрика Сати3 организованную Радьяром, так и оригинальные композиции Радьяра, происходило под руководством дирижера Пьера Монте4. Это было первое исполнение диссонирующей политональной музыки в Америке. Но тот факт, что это произошло почти в ту же самую ночь, когда Америка вступила в Первую мировую войну5, полностью затмил любое культурное влияние, которое могла иметь Метахория.

Летом 1917 года Радьяр жил в нужде, проводя большую часть своего времени в Нью-йоркской публичной библиотеке. Он изучал книги по восточной музыке, восточной философии, розенкрейцерству и алхимии. Два японских художника, Кавасима (художник лакированных поверхностей) и Сенсаки, который позже стал мастером Дзен Саски Роши, познакомили его с буддизмом. Также он стал близким другом Карлоса Сальзедо6, композитора-арфиста, и авангардного композитора Эдгара Вареза7. В канун Рождества 1917 года, с тридцатью пятью центами в кармане и небольшим сундуком одежды, все еще не владея английским языком, Радьяр оставил своих парижских товарищей, чей образ мыслей и жизни, был, как он понял, диаметрально противоположным его собственному.

Радьяру удалось добраться до Канады, где он останавливался в Торонто у пианистки Джэйн Лавуа Херц и ее мужа Зигфрида, а позже в Монреале у Альфреда Лалиберте8, близкого ученика Скрябина. Именно тогда он познакомился как с теософским учением Е.П. Блаватской, так и с музыкой Скрябина. В 1918 году в Торонто была издана сочиненная Радьяром книга французских поэм «Рапсодии», которая сначала была представленная там же перед частными группами, а в дальнейшем — в филадельфийском «Художественном альянсе». Летний период в 1917 и 1918 годах Радьяр провел в Сил-Харборе, находящемся в штате Мэн. Там он познакомился с Сальседо, Стоковским, Хоффманом, Габриловичем и многими другими музыкантами, что не смогли добраться до Европы из-за войны и нашли прибежище в Сил-Харборе.

Сайлас Басса исполняет «Tango d’Antan» (1915) Радьяра.

В течение зимнего сезона 1918-1919 Радьяр неоднократно виделся с Леопольдом Стоковским9 и присутствовал на репетициях его оркестра. Стоковский представил его замечательной женщине-новатору Кристине Уэзерилл Стивенсон. Миссис Стивенсон, известный теософ и богатая наследница, основала движение «Малый театр» и «Альянс искусств» несколькими годами ранее. Зиму 1919 года Радьяр провел в Филадельфии под ее покровительством. Там же он сочинил свою раннюю оркестровую работу «Огонь души», которая принесла ему в 1922 году приз в размере 1000 долларов от недавно образованного Лос-Анджелесского филармонического оркестра (под дирижерством Ротуэлла). Также он написал цикл пьес для фортепиано «Мозаики», связанных с эпизодами из жизни Иисуса, и короткие прелюдии «Восхищения», лучшие из которых впоследствии были включены в другие произведения. В течение этого продуктивного музыкального периода он также сочинил «Три трагические поэмы» для контральто. При этом Радьяр продолжал написание французских поэм, а также неопубликованных эссе о движении Бахаи и общественной организации. Именно тогда он впервые разработал свои идеи для новой глобальной цивилизации и человечества, объединенные в то, что он назвал Синантропией. Радьяр даже придумывал эскизные планы относительно международного города, несколько напоминающего Ауровиль10, что был основан во второй половине двадцатого века около Пондичерри в Индии как ашрам Шри Ауробиндо.

Филадельфийский период имел решающее значение для внутреннего развития Радьяра, явившись подлинной «темной ночью души». Его отречение от своего наследственного имени в 1917 году отражало процесс смерти и возрождения на глубинных уровнях психики. Смена имени явилась необходимостью и проявлением решимости того же типа, что и обещание монаха или индийского свами служить впредь религиозному идеалу. Радьяр не только физически оставил свою родину и язык своей исконной французской культуры, но и отвернулся от последствий и стереотипов всей западной традиции, стремясь искоренить в своей психике негативные, дуалистические и духовно застывшие аспекты. Данное ему при рождении имя являлось символом всего этого прошлого, и он посвятил себя как «человек-семя» будущему, которое пока лишь смутно мог представить. Имя «Радьяр» близко к старым санскритским терминам, подразумевающим динамическое действие, красный цвет (Дэйн родился с Солнцем в Овне, знаке Зодиака, связанном с красной планетой Марс) и электрическую энергию, высвобождаемую во время штормов — «бога» Рудру11. Свое первое имя, Дэйн, ему необходимо было оставить ради юридических формальностей, возникших в 1926 году, когда он стал американским гражданином; однако все его настоящие друзья называли его Радьяром.

Продолжение читайте здесь.

Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел II (1920-1924 годы)
Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел III (1925-1936 годы)
Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел IV (1937-1954 годы)
Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел V (1955-1971 годы)
Дэйн Радьяр: биографический очерк. Раздел VI (1972-1985 годы)


1 Валентина де Сен-Пуант (1875-1953) — французская поэтесса, художница, журналистка, художественный критик, хореограф и драматург. Одна из первых представительниц футуризма во Франции. Известна также как создательница концепции «сверхженщины» (sur-femme).

2 Перформанс — форма современного искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.

3 Эрик Сати (1866-1925) — эксцентричный французский композитор и пианист, один из реформаторов европейской музыки первой четверти XX столетия. Его фортепианные пьесы оказали влияние на многих композиторов стиля модерн, начиная от Клода Дебюсси, французской «Шестёрки» и кончая Джоном Кейджем. Эрик Сати — предтеча и родоначальник таких музыкальных течений, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм.

4 Пьер Монтё (1875-1964) — французский и американский дирижёр. В 1916 году Монтё уехал в США, где в 1917-1919 годах дирижировал в Метрополитен-опера, в основном, французским репертуаром, но также и другими произведениями, в частности, американской премьерой «Золотого петушка» Римского-Корсакова.

5 Соединённые Штаты Америки вступили в Первую мировую войну 6 апреля 1917 года. До этого они сохраняли нейтралитет. Американские войска воевали с октября 1917 года на Западном фронте и с июля 1918 года на Итальянском фронте. За время войны в армию было призвано более 4 млн. человек. США потеряли в Первой мировой войне 117 465 человек.

6 Карлос Сальзедо (1885-1961) — французский арфист, пианист, композитор и дирижер, повлиявший на многих композиторов своими новыми идеями для арфы.

7 Эдгар Варез (1883-1965) — французский и американский композитор, один из пионеров электронной и конкретной музыки.

8 Альфред Лалиберте (1882-1952) — канадский пианист и композитор. Близкий друг А.Н. Скрябина и пропагандист его фортепианного творчества. Автор оперы «Сестра Беатриче». Не путать с полным тезкой (1877-1953), также проживавшим в Канаде, но являвшимся скульптором и художником.

9 Леопольд Стоковский (1882-1977) — британский и американский дирижёр польско-ирландского происхождения. Образ Стоковского в истории музыки очень противоречив и, как правило, связывается с «популяризацией» искусства и излишним «шоуменством» на выступлениях, но это было продиктовано его желанием привлечь в концертные залы более широкую публику.

10 Ауровиль («город рассвета») — международный город на юге Индии, основанный в 1968 году и развивающийся под эгидой ЮНЕСКО. Город расположен в штате Тамилнад рядом с городом Пондичерри. Город был основан Миррой Альфассой (1878-1973), последовательницей Шри Ауробиндо (1872—1950). Церемония инаугурации города состоялась 28 февраля 1968 года. На этой церемонии присутствовали представители 124 стран. Предполагается, что город должен стать экспериментом по созданию интернационального общества людей, живущих вне политики и религиозных предпочтений.

11 Рудра (в перев. с санскр. — яростный, ревущий, красный) — ведийское божество и одна из форм индуистского бога Шивы, связанная со смертью, охотой, грозой, ветром, бурей, исцелением. В ведической мифологии Рудра персонифицирует гнев, ярость.

Источники:

http://khaldea.com/rudhyar/bio1.shtml
http://khaldea.com/rudhyar/bio2.shtml

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.