Ноэль Жакуин: знаки человеческой руки. Как сделать отпечатки. Часть II

Мы продолжаем перевод работы одного из ведущих хирологов двадцатого столетия Ноэля Жакуина (1893-1974), подлинного новатора в деле изучения руки и отпечатков пальцев. Вниманию читателей предлагается перевод второй части 3 главы из книги английского хиролога 1933 года «Рука человека». Перевод выполнен Алексем Шлыковым. Ознакомиться с текстом перевода первой части можно по соответствующей ссылке.

В 1924 году мне довелось впервые встретиться с ныне покойным сэром Эдвардом Маршаллом-Холлом*, который любезно позволил мне снять отпечатки его рук. В свое время я отправил ему свой отчет о них и получил благодарственное письмо, в котором было сказано: «Я очень впечатлен вашим прочтением моей руки. Думаю, это убедительное подтверждение моей веры в ценность хиромантии, если она применяется с научной точки зрения».

Позже у меня была возможность обсудить возможности чтения по рукам с сэром Эдвардом, и он согласился со мной, что это исследование, при правильном применении, может иметь большую ценность как для медицины, так и для юриспруденции. Я хорошо помню его добрую улыбку, когда он сказал: «Вы очень амбициозный молодой человек и, судя по тому, что вы мне сказали, вы работаете в правильном направлении, но наша профессия очень консервативна, и вы обнаружите врачей столь же упрямыми».

Прежде чем исследование по ладоням могло когда-либо в будущем претендовать на звание настоящей науки и восприниматься всерьез, необходимо было устранить все те многочисленные суеверия, которые так долго были связаны с этой практикой. Даже после того, как это будет сделано, потребуется довольно много времени, чтобы победить широко распространенную идею о некой таинственной и оккультной силе, являющейся основной причиной появления знаков на человеческой руке. Большинство людей очень впечатляются тем, чего не понимают.

Существует только один точный способ чтения руки — это снятие отпечатка. Метод снятия отпечатков рук является единственным способом, с помощью которого может быть поставлен конкретный диагноз состояния здоровья; большое число признаков плохого состояния здоровья настолько малы по размеру, что невооруженным глазом не видны на реальной руке. Кроме того, отпечатки обеспечивают постоянную фиксацию изменений, ценную для справочного и неспешного изучения; на протяжении нескольких лет можно делать целую серию отпечатков одних и тех же рук через регулярные промежутки времени, и тщательное сравнение этой серии покажет мельчайшие изменения, что жизненно важно. В своей собственной практике я очень редко «читаю» реальную руку, а чаще работаю с отпечатками, которые тщательно хранятся вместе с записями кейса. Эти файлы с отпечатками оказались бесценными в моих исследованиях.

Существует два способа изготовления отпечатков. Первый — это использование копченой бумаги. Лист обычной белой бумаги коптят над обычным пламенем свечи; бумага должна просто касаться пламени и находиться в постоянном движении; вскоре она соберет осадок частиц углерода. Вы должны перемещать бумагу так, чтобы получить ровный слой углерода, и не стоит делать его слишком толстым и черным. Когда рука плотно прижата к такой углеродной поверхности, она оставляет очень хороший и четкий отпечаток. Такие «закопченые» отпечатки необходимо «закреплять», поскольку они, конечно, смазываются при малейшем прикосновении. Эта «фиксация» может быть проделана с помощью приготовления смеси метилового спирта и театрального клея (клея, используемого для фиксации на волосах в театральном макияже); используйте одну унцию клея на четыре унции метилового спирта. Вылейте небольшое количество этой смеси на угол бумаги с отпечатком и дайте ей растечься по всей поверхности. После высыхания отпечаток зафиксируется и может быть подшит обычным способом.

Самый лучший метод снятия отпечатков — это использование «Finger Print Ink», специальных чернил, выпускаемых соответствующей компанией. В компании «Artists’ Colourmen» цена одного тюбика составляет шесть пенсов, и этот тюбик прослужит вам очень долго. Инструмент, необходимый для изготовления отпечатков, представляет собой небольшой фотографический валик; его можно раздобыть у любого химика — это тип резинового ролика, используемого для того, чтобы раскатывать фотографические отпечатки на стекле с целью их лессировки** (glazing them); используйте небольшой квадрат из стекла и, если это возможно, листовое стекло.

На стекло выдавливается небольшое количество чернил «Finger Print», которое затем раскатывается очень тонким слоем. Возьмите отпечатываемую руку и убедитесь, что на ней нет влаги или пыли, при этом сначала надавите рукой на чистый лист промокательной бумаги или протрите ее бензолином или каким-либо другим спиртом, дабы удалить все следы пота. Затем проведите чернильным валиком от запястья до кончиков пальцев, и снова проведите ролик по руке, чтобы включить большой палец. Когда ладонная поверхность, большой и указательный пальцы будут равномерно покрыты чернилами, плотно прижмите руку к белой бумаге; можно немного надавить на тыльную сторону ладони, там, где костяшки пальцев, особенно в случае, если внутренняя ладонная поверхность сильно опущена. Полученный оттиск должен представлять собой фотографическое воспроизведение линий, гребневой кожи, потовых желез и контуров кисти, полное во всех деталях. Если рука очень уж опущена в центре ладони, то положите бумагу на руку и прижмите бумагу к ладони; второй отпечаток можно сделать обычным способом, чтобы получить оттиск пальцев и общих контуров руки.

Очень важным фактором в получении четких оттисков является бумага. Если вы используете шероховатую текстурированную бумагу, мельчайшие детали отпечатка становятся размытыми. Стоит использовать бумагу с идеально ровной поверхностью.

Я экспериментировал со многими видами бумаги, и лучшее, что я нашел, это мелованная бумага. Самой лучшей бумагой, что я использую в своей практике, является бумага, производимая компанией «Samuel Jones & Co., Ltd.» из Брайдуэлл-Плейс, Лондон. Она называется «Bridewell Matt Art» и имеет белую поверхность без каких-либо водяных знаков — очень важный момент, ведь если вы захотите сделать микроснимки какого-либо отпечатка, водяные знаки могут проявиться и испортить изображение.

При подготовке статьи о ладони для «Pearson’s Magazine» я счел необходимым подготовить микро-фотоснимки. Важно, чтобы эти фотографии, предназначенные для иллюстрации, были предельно четкими. Чтобы получить наилучшие результаты, освещение должно находиться за бумагой, поэтому я должен был сделать бумагу с отпечатками полупрозрачной, тщательно смазав ее маслом. Мой фотограф сообщил мне, что если бы на бумаге имелся водяной знак, освещение могло бы оказаться неравномерным.

В любом случае я советую серьезным студентам смазывать все отпечатки маслом после того, как они высохнут, а после этого их следует поместить между промокательной бумагой, чтобы впитать лишние частицы масла перед подшиванием. При постановке подробного диагноза наличие этого полупрозрачного состояния отпечатка будет обоснованно; поместив отпечаток напротив сильного освещения, можно будет легко разглядеть незначительные изменения в формировании гребневой кожи и установить точное состояние потовых желез — два очень важных момента при некоторых болезненных состояниях.

Ученик должен иметь в виду, что существует разница между отпечатками, полученными методом «копченой» бумаги, и отпечатками, полученными с помощью чернил для отпечатков пальцев. На «закопченых» отпечатках бумаги белые линии — это вершины гребневой кожи, в то время как на чернильных отпечатках вершины гребневой кожи выходят черными, а борозды и потовые железы остаются белыми. Я советую всем студентам по данному предмету создать коллекцию отпечатков: начните с ладоней своих друзей, делайте заметки об их жизни, нравах и здоровье, насколько вы о них знаете. Постепенно расширяйте свою деятельность и берите отпечатки всех видов рук и состояний людей, когда только представляется такая возможность. Тщательно ведите запись возраста и т.д.; пусть ваша архивная система будет максимально простой, но эффективной.

Перевод третьей части III главы читайте здесь.


* Сэр Эдвард Маршалл Холл (1858-1927) — английский королевский адвокат, получивший внушительную репутацию как оратор. Успешно защитил многих людей, обвиненных в печально известных убийств, и ставший оттого известным как «великий защитник».

** Лессировка (от англ. Glaze — глазурь, глянец) — техника получения глубоких переливчатых цветов за счет нанесения полупрозрачных красок поверх основного цвета.

Источник: Jaquin N. The hand of man. — London, 1933. — P. 48-51.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.