Взгляд Александра Айча на цепочки диспозиций

aych-1

Работ, в которых рассматривалась бы тематика цепочек диспозиций, как уже упоминалось в блоге, довольно мало. К счастью, время от времени все же появляются новые работы, авторы которых размышляют на интересующую нас тему. Не исключением стала и книга Александра Айча «Астропсихология», изданная в 2014 году, где мы с радостью находим раздел с названием «Цепочки диспозиций». Судя по всему, данная работа является переизданием книги от 2006 года.

Автор отмечает, что мотивы своего поведения зачастую человеком не осознаются. И для того чтобы раскрыть мотивы, которые управляют поведением человека в той или иной ситуации, астрологи как раз и пользуются методом цепочек диспозиций.

Здесь я позволю себе сделать отступление и дать-таки определение термину «мотивация», поскольку сами астрологи не удосуживаются это сделать. Как пишет Мортон Хант в фундаментальном исследовании «История психологии» (1993), мотивация — это психологический стимул, приводящий к определенному виду поведения. Можно провести параллель, поставить знак равенства между понятиями мотивированности и целенаправленности.

Как пишет Александр Айч, астрологи чаще все используют в своей практике четыре вида цепочек (из семи):

  • цепочки по управлению;
  • цепочки по экзальтации;
  • цепочки по изгнанию;
  • цепочки по падению.

Действие этих четырех цепочек, как заметил автор «Астропсихологии», аналогично четырем видам поведения человека в обществе в соответствии с классификацией социального действия М. Вебера. Айч приводит на страницах своей книги небольшую табличку, которую имеет смысл воспроизвести.

Поведение Цепочка
Ценностно-ориентированное По управлению
Целерациональное По экзальтации
Аффективное, иррациональное
По падению
Традиционное По изгнанию

Астролог справедливо отмечает, что при анализе цепочек, прежде всего, обращают внимание на их центры. Ведь именно вокруг центров формируются как способности, так и комплексы человека. В этой связи центры цепочек диспозиций могут быть ключом ко всем остальным планетам гороскопа.

По мысли Айча, цепочка по управлению (по владению) описывает ценностно-ориентированное поведение человека, отличающееся бескорыстием и ориентированностью не на успех, выгоду, а на соответствие своим убеждениям, нравственным ценностям, религиозным принципам, чувству долга. Айч этого прямо не говорит, но, по логике, цепочка по владению сообщает нам, как человек хотел бы действовать в идеале.

Айч далее пишет, что центр цепочки по управлению показывает:

  • наиболее естественное проявление человека, его внутренней мотивации;
  • как естественным для данного человека образом распределяется энергия в организме;
  • чем человек отличается от других, в чем его выделенность и особенность;
  • систему ценностей человека;
  • источник внутренней уверенности.

Центр цепочки по управлению Александр Айч символически называет Атлантом. Если не ошибаюсь, это терминология, принятая у астрологов авестийской школы Павла Глобы. Истинным Атлантом при этом является только планета в обители. Если же планета, попавшая в центр цепочки по владению, пребывает не в своей обители, то, как пишет Айч, это говорти о том, что внутренний стержень человека не столь силен, и его можно «переформировать». Что здесь имелось в виду, не совсем ясно. Возможно, речь идет о возможности изменить убеждения человека, повлиять на него?

Находясь в знаках нейтрали (когда планета имеет 3 балла по системе формула души или по таблице В. Вайсберга), дружбы (4 балла) или экзальтации (5 баллов), планета в центре цепочки по управлению делает человека не столь уверенным в себе по сферам соответствующей планеты. Если же Атлант располагается в знаках вражды (2 балла), падения (1 балл) или изгнания (0 баллов), то будет способствовать ложному самоутверждению. При этом Айч, увы, не объясняет, что же такое ложное самоутверждение.

Интересно рассмотреть те описания мотиваций, которые автор приписывает различным планетам в центре цепочки по владению (пребывающим в роли Атланта):

Солнце Ведущая мотивация — быть лидером, своеобразным центром, вокруг которого группируются люди; желание быть на виду. Это может быть реализовано в актерской профессии, политике или общественной жизни, на руководящей должности. Или же просто путем неформального лидерства в любой избранной сфере.
Луна Ведущая мотивация — доброта, заботливость, сочувствие. Чем бы человек не занимался, он будет стремиться заботиться об окружающих людях, животных и растениях, поддерживать их эмоционально. Стремление к созданию уютной, домашней атмосферы. Такому человеку некомфортно там, где требуются жесткие формальные логические решения или проявление волевого напора. Человек может реализоваться в таких отраслях, как пищевой и сельский сектора народного хозяйства, воспитание детей, психология, медицина. Хорошим решением также станут фермерство и домашнее хозяйство.
Меркурий Ведущая мотивация — любознательность, поиск интересной информации. Человек может найти себя в литературе, отраслях транспорта и связи, библиотечном и компьютерном деле, рекламе и сервисе, научной работе, медицине, бухгалтерии. Везде и всюду в жизни такой человек проявляет любопытство, собирает и передает информацию, новые знания. В его жизни много людей, общения, поездок.
Венера Ведущая мотивация — красота и гармония. Такой человек умеет сглаживать конфликты, создавать красоту и уют. Он не терпит резкости, негармоничных отношений, ему трудно работать в спартанских условиях. Может найти свое призвание в области моды, дизайна, косметики, растениеводства, психологии, дипломатии, искусства. Обладатель Венеры в центре способен быть модельером и дизайнером самому себе и членам своей семьи. Для него очень важна удовлетворенность своей работой.
Марс Ведущая мотивация — победить, быть первым, обойти других. Такому человеку нравится иметь дело с железом, огнем и техникой, особенно автомобильной. Ему предпочтительно выбирать работу, где можно общаться с техникой, бороться и побеждать, заниматься спортом. Обладатель Марса в центре может хорошо себя проявить как организатор активных мероприятий во дворе или с друзьями, участник походов и массовых стартов. Спорт является для такого человека важной частью жизни. Важно научиться контролировать свою агрессивность, направлять энергию по безопасному и полезному руслу.
Юпитер Ведущая мотивация — расширение сферы своих действий. Расширение жизненного пространства, успеха, знаний. Обладатель Юпитера в центре может успешно работать преподавателем и наставником, путешествовать и общаться с иностранцами. Ему полезно и интересно изучать языки и культуру различных народов, природу и весь окружающий мир. Желание помогать другим и учить их. Здесь стоит знать меру и не поучать тех, кто этого не желает.
Сатурн Ведущая мотивация — закон, порядок, справедливость. Такому человеку хорошо подойдут научная, административная или юридическая карьера. Он способен навести порядок, организовав работу в любом месте, заставив соблюдать закон. Однако ему важно научиться не впадать в формализм и бюрократизм.
Уран Ведущая мотивация — новизна и оригинальность в любом деле. Такому человеку подойдут общественная работа, наука, компьютеры, авиация. Для него свойственно во всем находить свой оригинальный независимый путь. Правда, ему актуально научиться не ломать, а именно созидать. Человека с Ураном в центре подзаряжают природа и небо, общение с современной техникой.
Нептун Ведущая мотивация — познать скрытую сторону вещей и привести ко всеобщей гармонии. Он может успешно заняться духовной сферой, религией, психологией, медициной, в том числе нетрадиционной. Его энергию гармонизируют вода и природа, музыка.
Плутон Ведущая мотивация — узнать тайны, достичь предела и превзойти его, управлять энергией. Все это возможно реализовать на переднем крае науки, в бизнесе, политике, финансовой сфере, оккультных науках. Обладателю Плутона в центре следует остерегаться злоупотреблений манипуляциями людьми, при том, что он имеет потенциал управлять людьми и деньгами.

Александр Айч вкратце разбирает формулу Зигмунда Фрейда, отмечая, вслед за Михаилом Левиным, что взаимная рецепция работает так же, как и соединение планет. На психологическом уровне взаимная рецепция порождает устойчивые мотивы и реакции, связанные с взаимодействием пары планет.

Планеты, стоящие в центре, но не имеющие цепочек (аналог зоны отдыха у Астрогора), Айч называет выключенными. По мысли автора, это тот резерв, с которым человек почти не сталкивается в данном воплощении. Как пишет астролог, когда цепочка состоит лишь из одной планеты, то она всегда сильна по своему положению, поскольку находится в своем знаке. Однако отсутствие диспозиций с другими планетами означает, что мотивы и побуждения, определяемые этой планетой, не затрагивают других планет. Диспозиции — это связь мотивов. Поэтому выключенная планета «идет своей дорогой», образуя отдельную сферу, изолированную от прочих.

aych-02

Наличие нескольких цепочек говорит о многогранной личности. Несколько центров — это несколько ведущих мотивов в жизни. причем каждый из них связан с планетами, входящими в цепочку. В толковании нескольких центров Айч придерживается той же позиции, что и Астрогор. По его логике, несколько центров — это несколько независимых друг от друга дела в жизни. Но они не обязательно все должны быть реализованными в работе. Так, один из центров вполне может дать человеку хобби или увлечение чем-то. Обладателю нескольких центров для чувства реализованности обязательно нужно будет задействовать в чем-либо все центры.

Если же цепочка не имеет конечного диспозитора, а завершается циклом (центром, в котором три и более планет), то ведущая мотивация такого человека слаба, неоднозначна и имеет силу только в сфере взаимодействия планет, входящих в цикл. Такой человек склонен переходить от одной сферы деятельности к другой, продолжая свой поиск. Чем длиннее такой цикл, т.е. чем больше планет он включает в себя, тем меньше определенности и однозначности во внутренних побуждениях. Человек не знает, чего хочет: его активность больше зависит от ситуации.

Айч вкратце рассматривает в своей книге еще три вида цепочек. Мы им также уделим внимание.

Цепочка по экзальтации описывает поведение, в котором присутствует осознанная цель и логика действия. Интеллектуальные ресурсы направлены на поиск максимально эффективных средств достижения цели. В некоторых случаях экзальтация может быть более важным понятием при анализе гороскопа, нежели понятие обители. Цепочка по экзальтации позволяет определить энергетический ресурс человека, самые сильные стороны организма и психики, на которые можно при желании и осознании опереться в жизни. Она раскрывает перед человеком возможность перехода на качественно новый уровень, где возможны достижение успеха и раскрытие творческого потенциала. Конечный диспозитор такой цепочки (Антей) — это источник силы и эволюции человека. Астролог, выявив его, может помочь человеку найти его эволюционный путь и, таким образом, скорректировать карму.

Цепочка по падению, по мысли Айча, описывает аффективное, иррациональное поведение, совершаемое вопреки здравому смыслу и собственным интересам. Оно может проявляться при сильном гневе, стрессе, агрессии. Эта цепочка указывает не просто на слабое место в организме и психике человека, а на его «ахиллесову пяту», то, с чем трудно бороться. конечный диспозитор такой цепочки (Икар) — это источник слабости, внешних, видимых комплексов, о которых сам человек и окружающие знают. Икар склонен оттягивать на себя силу других планет, которые вместе с ним вовлекаются в заранее обреченную на провал деятельность. Здесь Айч приводит в пример Зигмунда Фрейда с Ураном в центре цепочки по падению, повествуя, что жажда реформаторства в психологии отнимала у венского психоаналитика массу энергии и рассорила почти со всеми талантливыми учениками. Однако, позволю себе заметить, разве Фрейд не преуспел в своей «икаровской деятельности»? Разве он в самом деле не стал революционером на ниве психологии и психотерапии? Ответ — еще как преуспел. Таким образом, примерам Александра Айча явно не хватает глубины интерпретации.

И в завершение рассмотрим цепочку по изгнанию. Как пишет автор «Астропсихологии», она описывает «традиционное действие», совершаемое автоматически, в силу привычки или в соответствии с традициями и воспитанием. В таком поведении обычно нет цели и результативности. На психологическом уровне данная цепочка указывает на то, что «загнано внутрь». Она показывает глубоко вытесненные внутренние комплексы, заболевания, перешедшие в хроническую форму, а также осложнения. Это то, что пока существует в скрытой форме, что гложет изнутри и формирует комплекс неполноценности. Центр цепочки по изгнанию — это подсознательный мотив, формирующий поведение, который может стать «точкой роста», когда осознается человеком.

Конечный диспозитор цепочки по изгнанию (Сизиф) является источником внутреннего беспокойства, неуверенности, пассивности, инерции, неумения защитить свою точку зрения. Это та планета, которая больше всего нуждается в проработке. Но основная проблема здесь в том, что человек и хотел бы, может быть, работать над своими слабыми местами, да не знает над чем же, собственно, главная проблема. Информация о Сизифе, как пишет Айч, сокровенна и скрыта, она зачастую вызывает лишь смутное и непонятное внутреннее раздражение.


Источники:

Айч А. Астропсихология. — М., 2014. — 416 с.
Хант М. История психологии. — М., 2009. — 863 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.