Генрих Корнелиус Агриппа не имел отношения к хиромантии

Продолжаем наш цикл переводов работ Кристофера Джонса по истории хирологии. В сегодняшней статье мы поговорим о Генрихе Корнелиусе Агриппе — известном средневековом оккультисте, чьи работы оказали большое влияние на французского автора девятнадцатого столетия Элифаса Леви.

Генрих Корнелиус Агриппа (1486-1535)* — это еще один средневековый автор, о котором, благодаря тем, кто не очень сведущ в науке чтения по руке, сложилось мнение, будто он владел знаниями хиромантии. Агриппа действительно был знаменитым эзотериком, однако утверждения многих о том, что он был представителем искусства хиромантии, кажутся весьма сомнительными.

Это верно, что оккультные искусства и науки оставались основным интересом Агриппы на протяжении всей его жизни; со времен студенчества в Париже он стал активным энтузиастом алхимии и Каббалы и даже оставил нам несколько трактатов по геомантии, нумерологии и юдициарной астрологии**. Однако нам кажется, что по большому счету он был скорее дилетантом-любителем. Кардано*** рассматривал его сочинения как ерунду, полную лжи, с легкостью демонстрируя, что Агриппа зачастую ничего не знал о тех вещах, о которых писал. Торндайк («История магии и экспериментальной науки», том 5) описывал Агриппу как человека, который имел «мутный и пестрый карьерный путь, который не был отмечен ничем, кроме нужды и раздоров». Похоже, что Агриппа был кем-то вроде бродяги-странника, блуждающего по всей Европе через Германию, Францию, Италию и Швейцарию; и Торндайк высказывает предположение, что это было, хотя бы отчасти, связано с тем, что он не смог удержаться ни на одном университетском или лекторском посту на постоянной основе. И хотя Агриппа был одно время муниципальным врачом во Фрайбурге, Торндайк сомневается в том, что он имел настоящую медицинскую квалификацию.

Интересно, что две основные работы Агриппы прямо противоположны друг другу. Первая из этих двух книг, «Оккультная философия» 1531 года, фактически не публиковалась вплоть до появления второй работы средневекового автора под названием «О неопределенности и тщете всех наук и искусств» — работы, в которой Агриппа полностью отрекается от тех взглядов, что выражал в «Оккультной философии»! Сама по себе «Оккультная философия», однако, не является ни практическим пособием по оккультным практикам, ни даже общей теорией предмета. Скорее уж это литературный обзор оккультизма, разделенный на три части, дабы соответствовать каббалистическому делению на три мира — миры элементальный, небесный и интеллектуальный. Обе эти работы рассматривают нумерологию и астрологию, однако ни в одной из них совсем не обсуждается хиромантия. Отметим, что книги Агриппы впоследствии попали в Индекс запрещенных книг Папы Павла IV в 1559 году.

В работе «О неопределенности и тщете» Агриппа, среди прочего, перечисляет Антиоха, Коклеса, Корвуса, Трикассо и Индажина как авторов по хиромантии, но в том же отрывке говорит о хиромантии следующее: «Тем не менее, для нас не является необходимым бороться против ошибочности этого искусства по любой иной причине, нежели та, что к разумности оно не имеет никакого отношения». Он отрицает, что широко цитируемый пассаж из Иова 37:7**** имеет какое-либо отношение к хиромантии и, кроме того, говорит о хиромантах следующее: «…многие, конечно, обезумели и погрязли в заблуждении, что, взявшись предсказывать по таким приметам, как телосложение и природная натура… можно что-то узнать, это не только невероятно, но и невозможно». Для него хироманты — это «праздный сорт людей, обожающих и создающих химеры, побуждаемых дьяволом, который тем самым ведет их от заблуждения к суеверию и от суеверия к безверию».

Мало того, что Агриппа, по-видимому, не создал ни одного сочинения по хиромантии, он к тому же еще и не благоволил данному искусству в целом! Торндайк подводит итог своей оценки Агриппы, описывая его как своенравного гения, интеллектуального скитальца и полу-шарлатана. Кем бы он ни был, не похоже, что он, на самом деле, практиковал чтение по рукам.


* Настоящее имя — Генрих Корнелиус Неттесгеймский. Свой псевдоним «Агриппа» он взял в честь основателя своего родного города Кёльна Марка Випсания Агриппы (63 до н.э. — 12 до н.э. гг.).

** Юдициарная астрология — предсказательная астрология; астрология как искусство предсказания судьбы (от латинского judicium — «приговор»).

*** Джероламо Кардано (1501-1576) — итальянский математик, инженер, философ, медик и астролог. В его честь названы открытые Сципионом дель Ферро формулы решения кубического уравнения (Кардано был их первым публикатором), карданов подвес и карданный вал.

**** «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его». 

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/agrippa.htm