К. Джонс: психологическое значение пальцевой дерматоглифики. Ч.1: дуги

Алексей Шлыков / Мар.7.2018. / комментария 4

Дерматоглифические узоры ладони (лит. «кожные бороздки») являются сокровенными и индивидуальными идентификаторами личности. И хотя это справедливо для всех узоров, сформированных на ладони гребневой кожей, в первую очередь это относится к пальцевой дерматоглифике, то есть отпечаткам пальцев. Каждому из нас известно, что любой человек обладает уникальным набором отпечатков пальцев, знание о которых широко используется полицейскими по всему миру; кроме того, как известно, эти узоры не меняются в течение жизни. Использование отпечатков пальцев в целях идентификации показывает, сколь они значимы как индикатор личности; о значимости отпечатков как маркеров индивидуальности свидетельствует сама их уникальность. Действительно, научные исследования подтверждают, что данные узоры не только имеют генетическое значение, но также отражают и вполне определенные психологические характеристики.

Поскольку отпечатки пальцев — это неизменные и унаследованные от предков структуры, становится ясным, что они отражают набор характерных черт сознания человека. В некотором смысле, они сообщают нам о «фоновых чертах» руки, потому что описывают те шаблоны индивидуального сознания, что были заданы заранее. Тип рисунка отпечатка пальца показывает то качество сознания, что было присуще человеку от рождения, и, таким образом, описывает его некие фундаментальные характеристики. Как унаследованные паттерны, узоры на пальцах раскрывают некоторые неотъемлемые способности, дарования и ориентированность человека. В частности, они много рассказывают о вашей личности и психологических склонностях.

Само размещение дерматоглифических узоров на верхних фалангах пальцев также может считаться очень значимым. Ведь пальцы рассматриваются как проявления определенных паттернов мышления, к примеру, они раскрывают психологические установки и ориентированность сознания. Сами же верхние фаланги пальцев связаны, главным образом, с интеллектуальной и рассудочной характеристиками ума человека. Таким образом, мы видим, что отпечатки пальцев являются не только показателями унаследованных факторов, но также раскрывают те фиксированные параметры, в рамках которых каждый из нас склонен размышлять и концептуализировать. Они показывают, как мы думаем, а если точнее — раскрывают концептуальные и поведенческие границы, в рамках которых функционирует наше мышление. Это похоже на то, что некоторые психологи называют нашим «гештальтом»*.

Здесь важно запомнить, что папиллярные узоры на пальцах, отражая наше «закулисье», столь в сильной степени являются частью того, как мы воспринимаем и переживаем мир, что нам трудно поверить, будто другие люди смотрят на мир иначе. Это, конечно же, не так, и те различия между людьми, что мы обнаруживаем, изучая отпечатки пальцев, демонстрируют это. Однако, хотя мы можем обладать тем же типом папиллярного узора, что и множество других людей, и, следовательно, иметь тот же тип психологических рамок, что и у других, в конечном итоге, наши психологические модели все же уникальны. Даже у двух одинаковых близнецов нет в точности одинаковых отпечатков пальцев! Следовательно, наши отпечатки пальцев повествуют о нашей уникальной индивидуальности. Они составляют важнейшую часть нашей индивидуальной идентичности и тем самым раскрывают как стиль нашей индивидуальности, так и манеру ее выражения.

Существует семь основных типов папиллярного узора: ульнарная петля, завиток, простая дуга, двойная петля, радиальная петля, павлиний глаз и шатровая арка. Эти типы узора могут без труда быть классифицированы в соответствии с каждым из четырех универсальных элементов Земли, Воды, Огня и Воздуха. Использование идеи элементов также позволит нам с большей ясностью обрисовать психологическое значение папиллярных узоров.

Стихия Земли: простая дуга

Основные мотивы простой дуги (арки) — обеспечить защиту и безопасность для себя и окружающих, особенно для своей семьи. Данный тип папиллярного узора характеризуется преданностью, верностью, обязательностью и чувством ответственности, что, в свою очередь, делает таких людей уравновешенными, последовательными и полезными работниками. Их стремление к безопасности может выражаться как стремление быть верными с окружающими, будь то семья, племя, группа или нация. Для них характерно выраженное чувство поддержки и общности. Однако это стремление к безопасности может также приводить к некоторой осторожности и скрытности.

С точки зрения самовыражения, простая дуга часто дает такие черты, как самокритика (self-repressive) и самопринижение (self-abnegating). Отчасти это самозащита, однако такие люди, как правило, имеют скорее замкнутый, нежели экспрессивный характер. У них могут возникать трудности в произношении, что может приводить к замедлению речи, колеблющейся, заикающейся манере разговаривать. Им куда больше нравится делать, чем думать или говорить. Более всего они могут быть невнятными в отношении своих чувств, которые им трудно выразить даже для самих себя, и поэтому они могут быть несколько эмоционально заторможены и сдержанны в проявлении своих привязанностей.

Прежде всего, простая дуга дает человеку практичность. Таким людям нравится приобретать практические и/или рыночные навыки, благодаря которым они могут сделать себя полезными для общества и в итоге получить работу, необходимую для приобретения материальной безопасности. Люди с простыми дугами на пальцах зачастую обладают искусными руками и врожденной способностью создавать или ремонтировать вещи. Поэтому они часто стремятся к ремеслу или профессии, включающей в себя квалифицированную ручную работу. Преобладание арочного узора на руке может быть индикатором квалифицированного специалиста — того, кому нравится наличие у себя практических навыков, но кто развивается именно как узкий специалист (например, традиционный ремесленник, управляющий лесным хозяйством).

Доминирование дуг на руке можно встретить сравнительно редко. Вопреки ожиданиям, люди с преобладанием дуг на пальцах зачастую в своих действиях активно бунтуют, скорее проявляя возмущение в отношении имеющихся соглашений, нежели соблюдая их. Они могут быть откровенно упрямыми и дерзкими — в целом, доминирование арок на руках является редким и необычным явлением**.

Продолжение статьи К. Джонса читайте здесь.


* В дословном переводе с нем. «gestalt» — это личность, образ, форма, структура. В современной психологии термин гештальт имеет массу значений и применений. Говоря простым языком, гештальты — это некие целостные структуры, которые в принципе не выводимы из их компонентов. Другими словами, гештальт — это целостное восприятие объекта. Пример: когда мы смотрим на картину Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим единое целое и именно это общее сочетание цветов и форм нас впечатляет. Также гештальтом порой называют любой процесс — увлечение кем-либо, ссору или начатое дело.

** Здесь актуально сделать отступление о существовании некой «нормы» для каждого этноса или страны. Для Великобритании, где проживает Кристофер Джонс, преобладание дуг на руках в самом деле является редкостью. Однако, если мы окажемся на русском Крайнем Севере, то увидим, что у местного населения преобладание дуг является нормой. Поэтому в хиромантии всегда важно учитывать как культурный (для интерпретации линий), так и географический контекст (для понимания, что есть «норма», а что необычно для данной территории). В странах Европы в целом нормой является преобладание петель на пальцах, однако в странах Азии доминировать будут завитки. Поэтому наличие 10 петель на пальцах китайца будет явно сообщать нечто необычное, для европейца же необычными скорее будут 10 завитков и уж тем более 10 дуг на пальцах.

Источник:

http://www.johnnyfincham.com/earth_dermatoglyphics.php
http://www.johnnyfincham.com/dermatoglyphics.php

комментария 4 Добавить комментарий

  • Концовка этой статьи как-то неожиданно перечёркивает её содержание. Допустим, я уже имею представление о стихии Земля из астрологии (это ведь прямая аналогия?), где это понятие подаётся через темперамент флегматика. Более того, это ведущая стихия в моём гороскопе и я её хорошо ощущаю. Вот только… у меня нет дуг…

    • Вы подняли ряд важных вопросов, которые в литературе по хиромантии вообще не рассматриваются. Поэтому разобью ответ на ряд блоков.

      1. Стихии в астрологии и стихии в хиромантии, как показывает, практика — не одно и то же, как бы не хотелось обратного. Как будто бы эти дисциплины смотрят на человека под разными углами. В хиромантии стихии (и типизация ладоней по стихиям) как будто приписывают человека к определенным соц. стратам, классам (утрируя: Воздух-интеллектуал, Вода-художник, Огонь-спортсмен и Земля-заводской рабочий), а также сообщают о физической выносливости и типе нервной системы (уровне чувствительности, восприимчивости к внешним влияниям, событиям). В астрологии же такого разграничения нет. Мы можем иметь доминирование стихии Земли в карте, но при этом быть интеллектуалом (например, сильно выражен знак Девы) или управленцем (сильно выражен Козерог). Недавний пример из практики: с точки зрения астрологии, девушка — чистая Земля с мощной доминантой Сатурна, отсюда важность карьеры, соц. целей, стабильности, надежности, финансовой независимости. Но с точки зрения хиромантии ее руки никакого отношения к Земле не имели — это была Вода, т.е. чувствительность, ранимость, творческий потенциал, важность отношений. На практике сработало и то, и другое толкование — подход в жизни и соц. цели имели непосредственное отношение к астрологическим темам Земли, но по факту она была очень переживающим человеком (тема Воды из хиромантии).

      2. Папиллярные узоры тем более имеют лишь условное отношение к астрологическим стихиям. Статистически дуги встречаются реже всего, но говорит ли это нам, что тех, кто в натальных картах имеет доминирование Земли, очень мало? Конечно, нет. Опять же, повторю идею: полагаю, хиромантия и астрология смотрят на человека под разными углами.

      3. Про парадоксальное завершение статьи: да, автор не очень удачно сформулировал свои мысли и наблюдения. Но то, о чем он пишет, подтверждается и отечественными специалистами по дерматоглифике, например, к.м.н. Н. Богдановым и д.м.н. М. Якушевой. Они пишут о том, что для людей с доминированием дуг на пальцах характерны «заземленность» — физическая крепкость, рациональность, категоричность, предпочтение действию, а не размышлениям. В то же время для них характерны быстрота реакций на раздражители, вызовы жизни, чрезмерная прямота и порой грубоватость.

  • Тут и правда не получается «пересечения» с астрологией. Я бы даже сказал, что само определение стихий в хиромантии идёт в разрез с астрологией. Ну правда, вот эта характеристика «заземленности» от научных медиков очень похожа на астрологическую стихию огня:
    Физическая крепкость, категоричность, предпочтение действию, а не размышлениям, быстрота реакций на раздражители, вызовы жизни, чрезмерная прямота и порой грубоватость.
    Вспоминаю слова Бодрова: «В чём сила, брат?» – «В правде!»
    С такой терминологией правду будем долго искать.

    • Да, тут масса своих проблем. Важно наличие корректных, современных определений, а их пока нет. А есть традиция с ее стихиями. Отмечу, правда, что для хироманта это распределение по стихиям привычно. И вполне применимо на практике. Просто, если мы знаем и астрологию, и хиромантию, возникает путаница, потому что мы обнаруживаем нетождественность (местами) признаков и проявлений этих «стихий». Большая работа еще предстоит впереди, дабы как-то провести параллели между астрологией и хиромантией.

Оставить комментарий