Хиромантия в Европе эпохи Возрождения

Продолжаем наш цикл переводов работ Кристофера Джонса по истории хирологии. В сегодняшней статье мы поговорим об эпохе Возрождения — пике популярности и признанности хиромантии в Европе. Тем не менее, уже в середине XVII века популярность астрологии и хиромантии резко пойдет на спад, что будет обусловлено изменением научной парадигмы.

Наступление эпохи Возрождения возвестило рождение нового духа интеллектуальных устремлений и исследований в Европе. История хиромантии с конца пятнадцатого века стала куда лучше освещаться в различных европейских странах, чем прежде, благодаря множеству хиромантов и написанным ими текстам. В то время как период с двенадцатого по пятнадцатое столетие принес нам лишь анонимные рукописи, о происхождении и подоплеке создания которых известно крайне мало, шестнадцатый и семнадцатый века иллюстрируются работами по хиромантии различных представителей медицины и науки, о которых мы имеем гораздо больше сведений. Время с конца пятнадцатого до середины семнадцатого столетия — это период, когда хиромантия достигла своей наибольшей популярности и известности*. В сочетании с физиогномикой и астрологией хиромантия стала важной частью того духа интеллектуального поиска, что пронизывал Европу на протяжении Ренессанса**.

Важно помнить, что в то время не существует реального различия между наукой и тем, что мы ныне именуем оккультными науками. Науки в то время были пропитаны оккультной философией, в особенности, философией астрологии. Степень, до которой астрология пронизывала европейское мировоззрение вплоть до середины XVII века, можно легко увидеть, просто взглянув на пьесы Шекспира или медицинские тексты врача-травника Николаса Калпепера (1616-1654)***. В произведениях же Шекспира содержится много мимолетных замечаний и прямых отсылок к звездам и планетам, что свидетельствует о широком понимании астрологического языка. В травнике Калпепера все перечисленные растения находятся под управлением той или иной планеты, и он даже дает некоторые астрологические правила для лечения болезни. Дошедшие до нас пояснительные тексты (casenotes) врачей, подобных д-ру Ричарду Нейпиру (1607-1676) (см., например, Bodleian Ms Ashmole 177.198), демонстрируют, насколько жизненно важными в практике медицины являлись в то время знания как хиромантии, так и астрологии.

Мы также должны помнить, что даже изучение химии, астрономии и физики осуществлялось в то время через призму астрологических воззрений. И Кеплер (1571-1630), и Коперник (1473-1543) принимали такие основные принципы астрологии, как важность аспектов и Великих Конъюнкций, а астрологическая метафизика пронизывала значительную часть их науки. Исаака Ньютона (1642-1727) обычно вспоминают только за его вклад в астрономию, однако он также является примером уважаемой в науке фигуры, которая была известна в качестве высококвалифицированного астролога****. Поскольку астрологические идеи давали свою концепцию реальности и философии истории, они пронизывали все сферы жизни минувшей эпохи, включая религию, политику и науку.

Если мы посмотрим на личности тех, кто изучал хиромантию в XV-середине XVII вв., то станет очевидным, что хиромантия и астрология получали значительную поддержку как со стороны церковной иерархии, так и королевских дворов своего времени. По крайней мере, некоторые короли и императоры имели в своем придворном окружении личных астрологов и хиромантов, и многие из величайших представителей обеих дисциплин были, фактически, представителями Церкви. В добавок к этому, они зачастую являлись также практикующими врачами или первопроходцами в сфере медицинской науки. Изучая фигуры тех, кто практиковал астрологию и хиромантию в то время, мы видим общепринятость этих предметов.

Важность хиромантии и астрологии на протяжении всего этого периода отражена в том факте, что обе дисциплины оставались в официальной учебной программе университетов Европы, включая Болонью, Лейпциг и Виттенберг, вплоть до семнадцатого века! Проще говоря, если бы вы были образованным человеком или ученым в XVI веке, то обязательно изучили бы хиромантию и астрологию.


* Этот тезис применим, конечно же, только к истории Европы.

** Возрождение или Ренессанс — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. В различных странах началась в разное время. Так, в Италии эпоха Ренессанса приходится на начало XIV века — последнюю четверть XVI веков. Повсеместно в Европе Возрождение началось в XV, а завершилось в XVI веке. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). В это время расцвел интерес к античной культуре и произошло её «возрождение» — так и появился термин. Эпохи Возрождения и Просвещения являются частью периода Нового времени (допустимо также считать Раннее Возрождение переходным этапом между Средневековьем и Новым временем).

*** Николас Калпепер (1616-1654) — английский фармацевт, ботаник и врач, автор и переводчик ряда работ по астрологии и медицине, изучавший лечебные свойства трав. Наиболее известным и до сих пор цитируемым его трудом является «Полный травник» (1653), содержащий список лекарственных трав и описание их использования. Также в этом труде Калпепер связывал траволечение и астрологию, обозначал влияние и взаимодействие планет и трав.

**** В этом предложении, к сожалению, содержится сразу два сомнительных тезиса. Во-первых, в XX и XXI столетиях И. Ньютона помнят не только за открытие закона всемирного тяготения, который является скорее часть физики, нежели астрономии, но и за изложение трех законов механики. Во-вторых, тезис о том, что Ньютон практиковал астрологию, так и не нашел своего документального подтверждения. Хотя не вызывает сомнений, что Ньютон увлекался богословием и алхимией — дисциплиной, в чем-то близкой к астрологии.

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/chiromancy.htm