Критический взгляд на теорию орбит в формуле души

Тезисы моего доклада на конференции «Международные астрологические образовательные чтения» (1-й день, 25.02.2016 г.).

00

Введение. Постановка проблемы

Наиболее слабо в рамках системы формула души проработана теория орбит. Если вы занимаетесь астрологией и формулой души, то наверняка в своей практике заметили, что те тезисы, что вы сообщаете клиентам, исходя из стандартных интерпретаций по орбитам, взятым из учебника Астрогора, в подавляющем большинстве случаев либо слишком размыты, либо спорны, либо откровенно неверны. Я не проводил статистическое исследование по этому вопросу, но навскидку могу сказать, что теория орбит работает менее чем в 50 процентах случаев, т.е., проще говоря, не работает. Зачем нам нужна система, которая работает с такой низкой эффективностью? Ведь это дискредитирует саму астрологию, создавая видимость, что она неэффективна.

А что, если все не так, как нас учили? Что, если планеты на орбитах сильны только в том случае, если стоят на лунных узлах, находятся в сильном положении (кульминации, экзальтации) или же в соединении со светилами? Об этом не принято говорить, но в одном месте учебника Астрогор сам говорит, что 5 или 6-балльная планета за центром все равно сильна, активна и влияет на выбор человеком своей профессии (независимо от орбиты, на которой стоит). Так, на 47-й странице учебника «Формула души» (изд. 2009 г.) говорится буквально следующее: «Если экзальтирующая планета находится не в центре формулы, а на какой-то орбите, то она все равно остается сильной и действующей. А уж во благо это или во зло — зависит от самого человека. Часто на такой экзальтирующей планете человек находит любимое дело, увлечение, профессию или работу». Изучив свыше 1000 формул, я увидел, что, похоже, в этом есть смысл. И во многих случаях (но не во всех) объяснить выбор человеком определенных направлений реализации нельзя, кроме как через сильные планеты на орбитах (и далеко не всегда на соц. орбитах). Похоже, что теория орбит работает вовсе нет так, как констатируется. Да, сама планетарная цепочка диспозиторов работает, энергия в самом деле перетекает от планеты к планете, как нас и учили. Но нет никаких причин, по которым первую орбиту стоило называть орбитой Меркурия и приписывать планете на этой орбите (т.е. ближайшей к центру орбите) свойства Меркурия. Общаясь однажды с Сан Санычем по «Скайпу», когда я только начал сомневаться в теории орбит, я задал ему вопрос: как вы вообще пришли к этой системе орбит, она эмпирическая или родилась сугубо в воображении? Он тогда мне ответил, что эта система родилась изначально в воображении. Ведь это так красиво – центр как бы выполняет роль Солнца, а планеты в цепочке диспозиторов тогда занимают орбиты, по аналогии с Солнечной системой. Красиво-то на бумаге красиво, но по факту у меня это не работало. Сан Саныч уверял меня, что у него все работает. А у меня – нет. Спорить было бессмысленно, и я продолжал дальше свои исследования и проверки. И чем дальше я проверял теорию орбит, тем более убеждался, что что-то здесь не так. Слишком большая погрешность. Я пришел к выводу, что Сан Саныч, как автор самой системы, при всем уважении, слишком близорук по отношению к отдельным элементам своей системы.

Мой доклад будет состоять из двух частей. В первой мы предпримем попытки перепроверки одного тезиса из учебника «Формула души» касательно второй орбиты. Во второй части мы вкратце рассмотрим некоторые мои идеи по поводу теории орбит на примерах. Отмечу, что я не ставлю своей целью переубедить слушателей, заставить их поверить в мою точку зрения. Я не хочу, чтобы ваши взгляды основывались на вере. Так как это – не научный подход. Можно поверить во все угодно – и очень сильно ошибиться. Напротив, я хотел бы разбудить исследовательскую мысль и дать импульс остальным сотням астрологов и астропсихологов к исследованию и проверке всего, чего только можно: как постулатов формулы души, так и классической западной или же ведической астрологии. Ведь именно это и есть научный метод – постоянные проверки и перепроверки как можно большим числом людей. Применяя при этом проверяемые методы и набирая большую статистику.

Часть I. Верны ли выводы А.Астрогора о значении Нептуна на второй орбите? Критический разбор

Итак, однажды я поставил перед собой задачу проверить, верны ли некоторые тезисы, о которых Сан Саныч сообщает на страницах своих книг. Сегодня мы проанализируем только один абзац из его учебника, посвященный Нептуну на второй орбите. Приведу цитату с большим количеством имен-примеров: «Нептун на второй орбите (Венеры). Это очень удачная для Нептуна орбита. Она дает музыкальность, глубину чувственного восприятия, любовь к концертам, серьезной музыке; это художники со своими фантазиями. Здесь мы находим много композиторов: Андрей Эшпай, Александра Пахмутова, Фредерик Шопен, Людмила Лядова, Тихон Хренников, Франц Шуберт, Елена Гнесина и другие. Писатель Александр Грин с его лиризмом и гуманистической верой в человека» (Астрогор А., Юманов Н. Формула души. Новейшая космическая психология. Учеб.пос. — М., 2009. — С.374). Вроде бы все ясно и понятно, имена знатные, принадлежат талантам и гениям. Однако давайте-ка сами внимательно посмотрим на все эти формулы. Проверим, дает ли музыкальные таланты этим персоналиям именно Нептун на второй орбите или что-то иное?

01-Эшпай

Андрей Яковлевич Эшпай (род. 15 мая 1925 г.) — советский и российский композитор, пианист, педагог. У Андрея Эшпая мы видим один-единственный центр, состоящий из сильной директной Венеры, видим Солнце на первой орбите. Северный узел у него находится во Льве, там же мы видим и наш музыкальный Нептун. Можно сделать вывод, что своими музыкальными талантами Эшпай в самом деле обязан Нептуну и Венере, но отнюдь не потому, что Нептун стоит на второй орбите, а потому, что Нептун находится на Северном узле. Кроме того, обращает на себя внимание немаловажное соединение Венеры и Солнца в Тельце.

02-Пахмутова

Александра Николаевна Пахмутова (род. 9 ноября 1929 г.) — крупный советский и российский композитор, автор более 400 песен. У Пахмутовой мы видим два центра, но обращает на себя внимание тот факт, что сильная 6-балльная Венера у нее тоже в центре, к тому же стимулируемая Северным узлом. Нептун слабый, нулевой. Но Северный узел стоит в Тельце, стимулируя темы по Венере. К тому же на Южном узле стоит, среди прочего, творческое Солнце.

03-Шопен

Фредерик Франсуа Шопен (род. 1 марта 1810 г.) — польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. У Шопена центр состоит из одного только Марса. И объяснения, почему он так талантлив в музыке, мы бы не нашли, если бы не Северный узел в Весах (управитель — Венера) и не мощное соединение Венеры, Солнца и Плутона в Рыбах (если, конечно, не принимать тезис о роли Нептуна на второй орбите). Стоит, конечно, учесть, что сам по себе Нептун у Шопена сильный, 6-балльный. Думается, скоростные качества Марса вместе с энергиями Венеры дали нам пианиста-виртуоза.

04-Лядова

Людмила Алексеевна Лядова (род. 29 марта 1925 г.) — советский и российский композитор, пианистка, певица. Центр у Людмилы Лядовой состоит из двух планет – Марса и Меркурия во взаимной рецепции. Казалось бы, ничего музыкального, однако Северный узел у нее находится во Льве, и там же находится R Нептун. К тому же Венера усилена, так как находится в соединении с Солнцем.

05-Хренников

Тихон Николаевич Хренников (род. 10 июня 1913 г.) — крупный советский и российский композитор, музыкально-общественный деятель, педагог, профессор. У Тихона Хренникова мы видим аж четыре отдельных центра по одной планете в каждом. Три зоны отдыха. Один из центров – это, конечно же, Венера. Но не менее существенно то, что Северный узел у него находится в Рыбах (управитель – Нептун).

06-Шуберт

Франц Петер Шуберт (род. 31 января 1797 г.) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки. У Шуберта два центра, причем в них нет ни Венеры, ни Нептуна. Однако мы видим Венеру на Южном узле. Думается, что Северный узел в Раке способствовал романтически-лирическим настроениям.

07-Гнесина

Елена Фабиановна Гнесина (род. 30 мая 1874 г.) — советская пианистка-педагог. Одна из сестёр Гнесиных, основавших музыкальное училище (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). У Елены Гнесиной Венера находится в центре, да еще и стимулируется Северным узлом. Нептун находится в соединении с Северным узлом, т.к. между ним и узлом орбис 5 градусов.

08-Грин

Александр Грин (род. 23 августа 1880 г.) — русский писатель-прозаик, поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений. Александр Грин, присутствующий в этом списке, конечно же, не музыкант. И мы видим, что у него нет в центре ни Венеры, ни Нептуна. Нет их и на узловой оси. В центре у него Солнце и Меркурий (яркий, светлый, известный писатель), а Северный узел находится в Козероге. Можно предположить, что лиризм и поэтичность, любовь к сказке ему дал вовсе не Нептун на второй орбите, а Южный узел в Раке, а также соединение Солнца, Урана и Венеры в Деве. К тому же это соединение объясняет некоторые элементы фантастики в его творчестве.

Таким образом, анализ формул упомянутых Астрогором персоналий, на мой взгляд, увы, не доказывает музыкальной значимости Нептуна на второй орбите самого по себе. Приведенные персоналии обязаны, как думается, своими талантами более сильным положениям в космограмме, в частности, Венере в центре или положениям узловой оси и планетам на ней, соединениям Венеры с Солнцем в космограмме. Однако данный вопрос нуждается в дальнейшем прояснении и наблюдениях.

Часть II. Новые идеи по поводу теории орбит

Мои взгляды на сегодняшний момент, на то, что работает и что не работает в формуле души, можно резюмировать так. Для толкования имеют значения следующие моменты:

1) что стоит в центре (это традиционно); (в то же время, у меня есть предположение, что когда мы имеем взаимную рецепцию планет в центре, то далеко не каждая имеет силу; т.е. взаимодействие каких-то планет усиливает их роль, а каких-то — взаимно их ослабляет; и тогда такой центр особо не даст профессию, но это еще нужно перепроверять);
2) какая из планет в центре имеет наибольшую поддержку с орбит (об этом тоже писал Сан Саныч);
3) положение узловой оси в знаках Зодиака и планеты на узловой оси, при этом учитывается не только Северный узел, но и обязательно Южный, показывающий те сильные качества и энергии, в которых мы уже мастера;
4) обращаем внимание на планеты, стоящие в своих обителях или экзальтирующие, независимо от того, где они стоят – в центре или на орбитах (т.е. на 6 и 5-тибалльные планеты);
5) имеют большое значение и соединения планет в космограмме, особенно со светилами.

Таким образом, специалист по формуле души должен учесть все эти моменты. И мы даже сейчас не затронули темы Селены и Лилит. При этом я выдвигаю тезис, что:
1) нет никакой связи между орбитами в формуле души и Меркурием, Венерой, Марсом и т.д., как они нынче именуются (орбита Меркурия, орбита Венеры и т.д.);
2) соответственно, не существует так называемых «мини-центров», когда, допустим, Марс на орбите Марс вроде бы обретает полную силу; в подавляющем числе случаев мы найдем иные объяснения активности Марса, если он в самом деле сильно проявлен у человека.

09-Фуллер

Для иллюстрации актуальности моего подхода приведу всего пять небольших примеров. Пример первый – американский архитектор, дизайнер, инженер и изобретатель Бакминстер Фуллер (12 июля 1895 — 1 июля 1983), который получил 25 американских патентов и множество почётных докторских научных степеней, был лауреатом 47 международных и американских почётных премий в области архитектуры, дизайна, инженерии, изящных искусств и литературы. Бакминстер Фуллер подарил миру широкий круг идей, разработок и изобретений, в частности в областях практичного недорогого жилья и перевозок. Можно назвать проект автомобиля «Димаксион» 1933 г. — трёхколёсного средства передвижения аэродинамической формы и с перископом. Другим известным проектом Фуллера был его «дом Димаксион» — проект сборного дома из алюминиевых деталей фабричного производства, оригинальной конструкции на одной опоре. Был построен всего один такой дом — в 1927 году в Чикаго. В 1942 году Фуллер разработал новую картографическую проекцию мира, составленную из шести прямоугольников и восьми треугольников, которая имела ряд преимуществ по сравнению с глобусом. С 1947 года Фуллер разрабатывал пространственную конструкцию «геодезического купола» представляющего собой полусферу, собранную из тетраэдров.

10-Фуллер

Уран, который считают ответственным за энергию изобретательства, у него не находится ни в центре, ни на узловой оси, ни на соц. орбитах. Так в чем же дело? По видимому, ретро-Уран Фуллера очень активен, хоть и стоит на второй орбите. Ведь он находится в экзальтации, кстати, как и Юпитер (а Фуллер был сильно озабочен будущим человечества и думал о судьбах общества). Мы также видим, что Юпитер у него в соед. с Солнцем, что стимулировано к постоянному самообразованию и соц. тематикам.

11-Кунц

Следующий интересный пример – американский писатель-фантаст Дин Кунц (род. 9 июля 1945), известный как писатель, работающий в жанрах научная фантастика, ужасы, саспенс, детектив. (Словом «саспенс» обозначают художественный эффект, особое продолжительное тревожное состояние зрителя при просмотре кинофильма; а также набор художественных приёмов, используемых для погружения зрителя в это состояние. Саспенс в основном применяется в триллерах и в фильмах ужасов, а также в хоррор-играх.) В центре у него мягкая Луна. Откуда здесь любовь к ужасам? А вот откуда: на орбитах наибольшую силу имеет Плутон (пять баллов). Именно Меркурий у Дина Кунца находится в соединении с Плутоном.

12-Ровнер

Еще одна персоналия – Аркадий Ровнер (род. 28.01.1940) — русский писатель, поэт, переводчик, издатель, культуролог, известный своим интересом к мистицизму. Сочетая элементы разнообразных традиций, он создал традицию работы с состоянием, основанным на развитии вертикальной памяти и осознанном присутствии в условиях повседневной жизни — Институт культуры состояний. Отчасти мы можем объяснить его интерес слабыми Ураном и ретро-Нептуном в центре. Однако обращает на себя внимание ретро-Плутон силой пять баллов на второй орбите, который очень любит измененные состояния сознания и глубинные трансформации человека. А также соединение ретро-Нептуна с Луной в Деве. Имело значение и соединение Меркурия с Солнцем в Водолее.

13-Ганди

Махатма Ганди (2 октября 1869 — 30 января 1948) — один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании, известен, прежде всего, своей философией ненасилия (сатьяграха), которая оказала влияние на движения сторонников мирных перемен. Духовный лидер индийской нации, как известно, всю свою жизнь боролся против раздирающих его страну религиозных распрей, против насилия, но на склоне лет пал его жертвой. Сама идея мужественной борьбы, пусть и ненасильственной, — это Марс. Однако его нет ни в центре, ни на узловой оси. Шестибалльный Марс мы обнаруживаем на первой орбите, к тому одновременно и пораженный Лилит, и поддержанный Селеной. Интересный момент заключается и в том, что Марс в космограмме находится в соединении с Венерой, смягчая его.

14-Вайдман

Еще одна персоналия – российско-израильский физик и профессор Тель-Авивского университета Лев Вайдман (род. 4 сентября 1955), хорошо известный за работы в области квантовой телепортации и квантовой механики. Казалось бы, а при чем здесь физика, если мы смотрим на его формулу. На орбитах только одна планета имеет силу пять баллов – и это Плутон. Кроме того, вы видим, соединение Солнца, Венеры и Марса в Деве. Физика – это не по Венере, а усиленный Солнцем Марс – это то самое.

Я допускаю, что все мною сказанное может оказаться ошибочным. Возможно, что мысль про важность силы планет на орбитах верна, но мы, астрологи, к примеру, не верно подобрали соответствия (так, Плутон во Льве, допустим, вовсе не экзальтирует и т.п.). Будущие исследования покажут, где правда.

Тезисы доклада, озвученного на II конференции МАОЧ, можно прочитать здесь.