Кэтрин Сент-Хилл, Инна Оксенфорд и Лондонское хирологическое общество

Дорогие друзья, мы продолжаем цикл переводов статей английского автора Кристофера Джонса, посвященных истории хирологии. В предлагаемом вашему вниманию переводе речь идет об истории возникновения и развития самого первого хирологического сообщества в мире. На русском языке публикуется впервые.

Британское Хирологическое общество было основано в Лондоне в 1889 году Кэтрин Сент-Хилл, к которой вскоре присоединились Инна Оксенфорд и издатель Чарльз Ридил. Это было первое подобное сообщество в мире, и его заявленными целями стали исследование всех аспектов хирологического анализа и повышение уровня анализа по руке до стандартов научного исследования.

Общество организовало свою систему курсов и экзаменов, а также функционировало как профессиональный орган, защищающий общественность от шарлатанов и самозванцев. К 1892 году, имея в своем составе уже более 50 участников, при содействии Чарльза Ридила, владельца «Roxburghe Press», общество дозрело до идеи публикации своего собственного журнала «The Palmist» (позднее переименованного в «The Palmist’s Review»). Данный журнал был широкодоступен для публики, его можно было приобрести даже в книжных магазинах «WH Smiths» и увидеть на новостных стендах железнодорожных вокзалов. Публичный образ Общества поддерживался благодаря проведению рекламных акций и выступлений на ярмарках и местных торжествах, но одновременно с этим организовывались учебные посещения больниц, школ и психиатрических учреждений, для того чтобы изучить как можно больше различных рук. Учрежденная Обществом система экзаменов дала возможность повысить стандарты хирологической работы, а также поднять имидж искусства в пределах страны. Теперь появились некоторые критерии, с помощью которых можно было проверить шарлатанов и самозванцев! Почти нет сомнений в том, что большинство людей, интересовавшихся в то время чтением по руке, так или иначе были затронуты работой Общества.

Кэтрин Сент-Хилл

Кэтрин Сэнт-Хилл написала не менее трех книг по хирологии, первая из которых, «Грамматика хиромантии» 1889 года, была написана в качестве вводного учебника и использовалась Обществом в качестве основного пособия для занятий и обучения. Эта работа включала в себя основные идеи д’Арпентиньи и Дебарроля, а также описания различных психологических качеств, добродетелей и пороков с указаниями того, как они проявляются на руке. Не располагая легким методом получения хороших отпечатков в то время, — хотя она и предлагала снимать с консультируемых гипсовые слепки, — Сент-Хилл настоятельно призывала развивать у себя привычку делать подробные эскизы рук, дабы сохранить коллекцию точных репродукций.

Ее вторая книга, «Руки знаменитостей» 1896 года, является антологией зарисовок рук и интерпретаций к ним, первоначально напечатанных в более ранних изданиях журнала общества. Она включает в себя руки артистов, полицейских, судей, врачей и даже убийц. Кроме того, в этой работе содержатся зарисовки рук из исследований, которые она инициировала в Дартфордском приюте и Детской больнице Виктории, приводятся примеры ладоней людей, страдающих безумием и идиотией, а также случаи паралича и дифтерии. Третья работа Кэтрин Сент-Хилл, «Книга руки» 1927 года, представляла собой уже сочинение в трех томах, в котором делается еще больший акцент на медицинском анализе руки. В первом томе автор обрисовывает весь предмет хирологии и предлагает различные способы, с помощью которых исследование руки может быть с пользой применено в обществе, особенно в сферах образования и профессиональной ориентации. Во втором томе рассматриваются медицинские показания по руке, в то время как третий посвящен изложению астрологической физиогномики.

Эта итоговая книга, безусловно, является самой всеобъемлющей из всех ее работ, но нужно все же отметить, что, несмотря на непоколебимые упорство и энтузиазм Сент-Хилл в деле развития хирологии, очень многим из того, что она говорит, она обязана д’Арпентиньи и Дебарролю. То, что она в долгу перед д’Арпентиньи, видно из ее обсуждений больших/маленьких рук, типов кожи, пальцев и суставов. Вместе с этим примечательно, что она никогда не придерживалась семичастной классификации типов ладоней д’Арпентиньи. Только из одного этого факта становится понятным, что Кэтрин Сент-Хилл не была рабски предана взглядам французского хирогномиста.

С Дебарролем же немного иная история. Время от времени Сент-Хилл, похоже, слишком уж благоговейно относится к этому человеку, в других же случаях дискутируем с ним. Хотя она отзывается о Дебарроле как о «великом мастере хиромантии», все же она ощущает себя в праве не соглашаться со многими его идеями и интерпретациями. Например, она не согласна с дебарролевской интерпретацией пояса Венеры, а также опровергает его утверждение о том, что линия Сатурна якобы не встречается у представителей неевропейских рас. Более того, Сент-Хилл оспаривает саму идею деления руки на три мира — краеугольный камень подхода Дебарроля к изучению руки. Она была хорошо знакома с сочинениями всех основных авторов того времени — Бенхама, Кейро, Фрита, Дебарроля, д’Арпентиньи, Э.Х. Аллена, — и «Книга руки» ясно показывает нам, что Кэтрин Сент-Хилл была заинтересована в сопоставлении, сравнении и обсуждении всех имеющихся идей по интерпретации признаков руки. И хотя все эти замечания указывают на то, что она не довольствовалась слепым следованием за ведущими французскими авторами, все же на всех этапах своей работы она признает важность их влияния на свою деятельность, а также называет их важными фигурами в развитии хирологии девятнадцатого столетия.

Она также изучила работы авторов эпохи Возрождения Сондерса и Кюро де ла Шамбра, и по ее более поздним работам мы видим, что ее подход стал куда ближе к хиромантии, нежели к хирологии. Она стала совершенно одержима идеей того, что «один знак имеет одно значение», и в одном месте своей медицинской хиромантии с уверенностью называет определенный тип несчастного случая, который непременно произойдет, учитывая расположение конкретных звезд и крестов в ладони! Итак, она была знакома с работами Бенхама, которым восхищалась, а также с сочинениями Кейро, к которому, возможно, испытывала некоторое недоверие.

Из изучения правил и протоколов общества, приведенных в ранних журналах, становится очевидным, что его члены не уважали тех, кто использовал псевдонимы; фактически правила Хирологического сообщества запрещали практикующим специалистам так поступать. Невольно ощущаешь, будто эти правила были направлены непосредственно против Кейро. Хотя Кейро некоторое время переписывался с Сент-Хилл, он никогда не был участником Хирологического общества. Кэтрин Сент-Хилл оставалась президентом общества примерно до конца 1920-х годов; вероятно, она ушла из жизни вскоре после публикации своей последней работы. К сожалению, несмотря на усилия ее ассистентки Инны Оксенфорд, основной импульс к развитию Хирологического общества иссяк задолго до этой даты, поскольку журнал сообщества перестал публиковаться после 1901 года.

Инна Оксенфорд

Инна Оксенфорд была в разное время казначеем и секретарем Хирологического общества, а также внесла большой вклад в работу его журнала. Она написала четыре книги, которые, что любопытно, придерживались той же самой схемы, что и сочинения Сент-Хилл. Одна из ее книг, «Исследование жизни в хиромантии» 1889 года, является антологией интерпретаций различных подходов к чтению руки, и стоит отметить, что зарисовки рук в этом сочинении были выполнены куда качественнее и детализированнее, нежели в книгах самой Сент-Хилл; также Оксенфорд издала работу «Характерные руки» в 1912 году, которая была посвящена рассмотрению рук известных персон, взятых из портретов или фотографий. Ее «Современная хиромантия» 1900 года по сути является переизданием ее более ранней работы 1895 года «Новая хирология». Обе эти работы по факту являются не чем иным, как повторением высказываний д’Арпентиньи, Дебарроля, Кейро и Аллена, в связи с чем обе книги кажятся довольно разочаровывающими. Лишь очень малая часть их содержания имеет какое-либо отношение к «новой» хирологии!

Тем не менее, Инна Оксенфорд была, без сомнения, самым важным членом Лондонского хирологического общества после Кэтрин Сент-Хилл, а ее энергия и самоотверженность внесли значительный вклад в успешное продвижение хирологических исследований то время. И несмотря на то, что Хирологическое общество в то время вряд ли имело возможность достичь своей цели «поднятия тематики изучения руки до уровня научных исследований», все же не вызывает сомнений, что оно оказало значительное влияние на развитие и практику анализа по рукам в это время. Хирологическое общество является одним из самых благородных начинаний в анналах истории хирологии.

Note Bene: Следует четко отметить, что Хирологическое общество прекратило свое существование задолго до Второй мировой войны и что любые заявления отдельных лиц о том, что они являют собой некое «продолжение» этого первоначального общества, являются, без сомнения, мошенническими.


Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/ksthill.htm