Вниманию поклонников искусства хиромантии и ее истории предлагается перевод двух статей Кристофера Джонса, размещенных на персональном сайте его ученика Джонни Финчема. В первой из них дается краткая характеристика развития искусства чтения по руке в Англии в шестнадцатом и семнадцатом веках. Во второй же статье повествуется о личности и работах Ричарда Сандерса, друга легендарного хорарного астролога Уильяма Лилли.
Развитие хиромантии в Англии в XVI-XVII веках
Несмотря на раннее появление в Англии текстов по хиромантии, в частности «Псалтыря Эдвина» в конце двенадцатого века, рукописей Метама и трактата «Digby Roll IV» в начале пятнадцатого столетия, усердное изучение астрологии и хиромантии среди класса интеллектуалов началось здесь гораздо позже по времени, нежели на континенте. И хотя некоторые работы по хиромантии и физиогномике были опубликованы в Англии во второй половине XVI века, хиромантия все же получила свое широкое распространение только в середине семнадцатого столетия. К этому времени Англия стала центром изучения всего герметического, особенно в период с 1640 по 1700 годы, как мы это увидим далее.
Нет никаких сомнений в том, что хиромантия была широко известна в Англии, поскольку многочисленные упоминания в литературе шестнадцатого века ясно показывают, сколь привычной стала данная практика. Бен Джонсон приводит стих о хиромантии в своем «Алхимике», мы также можем найти одного из шекспировских персонажей, который хвастается линиями на своих руках в «Венецианском купце». Собрание подобных литературных упоминаний можно найти в статье Кэролла Камдена о елизаветинской хиромантии. Тем не менее, некоторые из этих упоминаний демонстрируют скорее пренебрежительное отношение к данному искусству, в связи с чем мы можем сделать вывод, что в Англии в постренессансный период, по крайней мере, частично, хиромантия ассоциировалось с необразованными массами в целом и цыганами в частности.
Ричард Сандерс и «Раскрытые секреты хиромантии»
Если Уильям Лилли являлся центральной фигурой в астрологическом мире XVII века, то Ричард Сандерс (1613-1692) был центральной фигурой в мире хиромантии. Сандерс опубликовал свою первую работу под заглавием «Физиогномия, хиромантия, метоскопия» в 1653 году, причем введение к ней написал сам Лилли, восхвалявший в тексте своего товарища до такой степени, что назвал его величайшим хиромантом своего времени. А поскольку высокая репутация Ричарда Сандерса говорит сама за себя, искренний хиролог-исследователь с нетерпением переворачивает страницы его книги и… Не долго читает эту работу, поскольку быстро начинает понимать, что значительная часть предполагаемого величия автора почти целиком связана с работой Жана Бело. И хотя Бело никак не упоминается Уильямом Лилли в его хвалебных речах, адресованных Сандерсу и не признается последним в его предисловии, для нас совершенно ясно, что данная работа является почти точной переводной копией сочинения Бело «Les Oeuvres».
Первая часть книги по хиромантии Сандерса включает в себя 136 страниц, причем первая 81 из них бесстыдно скопирована из сочинения Жана Бело. Сандерс даже воспроизводит точную копию (в переводе) знаменитой диаграммы Бело, изображающей зодиакальные знаки на пальцевых фалангах! Единственный раздел, который Сандерс решил исключить, рассказывал о том, как узнать своего духа или ангела-хранителя по руке. Кроме того, мы обнаруживаем, что Сандерс скопировал у Бело его физиогномику… и раздел о толковании снов… и раздел об искусстве памяти Луллия. Фактически вся книга Сандерса — это копия сочинения Жана Бело с добавлением нескольких авторских идей и диаграмм. По-настоящему уникальным разделом в данной книге является тот, что касается даже не рук, а рассказывает о гадании по расположению на теле родинок.
Если же говорить только о хиромантии, то единственная часть книги, касающаяся данного предмета и имеющая авторство самого Сандерса — это раздел иллюстраций и афоризмов, который следует за теоретической частью текста. Здесь он приводит 47 диаграмм ладоней, содержащих описание различных линий и 700 тщательно пронумерованных афоризмов, дающих интерпретации иллюстрациям. Эти афоризмы содержат традиционный подход поиска «знака и символа» и включают в себя все привычные темы и суеверия, что сильно контрастирует с относительной сложностью астрологической теории, изложенной в предыдущих разделах. Стоит ли говорить, что многие из этих интерпретаций — это всего лишь те старые традиции хиромантии, что использовались столетия назад! Хочется спросить: и где же все то новое, инновационное и вдохновляющее, что мог бы дать нам один из «величайших» чтецов по ладони в истории?..
Сандерс и планеты
Одно из нововведений, предпринятых Сандерсом, заключается в идее отдать под планетарное управление основные линии руки. По мысли английского хироманта, линия Жизни управляется Солнцем, линия Головы — Меркурием, линия Сердца/Столовая — Юпитером, пояс Венеры, соответственно, — Венерой, а линия Смерти — Сатурном; таким образом, мы имеем здесь одну из первых попыток провести отчетливые астрологические связи в отношении линий ладони. Но нам не до конца ясно, в самом ли деле Сандерс использовал эти соответствия в своей практике. Как и Бело, его подход к хиромантии очень астрологичен: в самом деле, Сандерс выступал скорее, как астролог, и потому включил трактат об элективной астрологии* в одну из своих более поздних работ.
Однако в других отношениях Сандерс попросту следует за Бело в своих астрологических утверждениях. Как и Бело, он ищет «священные буквы» в линиях руки, и каждая найденная буква подробно рассматривается в зависимости от того, где именно была найдена. Например, обнаружение буквы T на задней части большого пальца указывает на содомию и скотоложество, в то время как буква S на равнине Марса обозначает победы и славу на войне. Сандерс также включает в свою книгу раздел о том, как можно узнать день рождения человека по линиям руки; так, если линия Головы завершается на холме Луны с крестом, это указывает на тот факт, что вы родились в десятый день июня в понедельник.., но если она заканчивается двумя крестами, то вы, очевидно, родились также в понедельник, но в двадцатый день июня! (Поработайте-ка над этим… и увидимся с вами ниже в тексте, если данный метод по какой-то причине ускользнул от вас.)**
Секреты хиромантии
Более позднее и популярное сочинение Сандерса было издано в 1663 году под заглавием «Хиромантия, секреты которой раскрыты». Эта книга была задумана, как карманная книга, на страницах которой автор признается в своем намерении написать труд о хиромантии для всех простым языком. Первое издание этой работы состояло лишь из двух разделов: один из них касался хиромантии, а второй содержал трактат об элективной астрологии; однако во втором издании 1664 года появился третий раздел, посвященный физиогномике и родинкам. Раздел о хиромантии включает в себя 131 страницу и имеет довольно-таки бессвязное начало, в котором Сандерс бранит цыган, различных шарлатанов и невежд, причем текст периодически перемежается фрагментами, рассказывающими о (неточной) истории хиромантии и дающими описания различных частей руки.
Основная часть книги включает в себя значительное число диаграмм и сопроводительных надписей, сгруппированных вместе под различными заголовками, как если бы текст специально был создан, как удобное пособие для быстрого поиска ссылок. Разделы сочинения Сандерса включают в себя все известные ему ладонные знаки насильственной смерти, богатства и удачи, нищеты и лишений, несчастья и тюремного заключения, продолжительности/краткости жизни, а также указания, рассказывающие о сексуальности, похоти, распутстве, легких и трудных родах.
В какой-то момент своего повествования Сандерс останавливается на перечне тех качеств, что, по его мнению, необходимы для человека, дабы он мог стать хорошим хиромантом. Помимо обладания хорошей памятью и наблюдательностью, он предполагает, что хироманту необходимо быть также хорошим философом, астрологом, математиком и лингвистом, хорошо знать такие предметы, как история, география и религиозные обычаи. Он также считает, что хиромант должен быть «благоразумным, сдержанным, честным и всюду уважать правду». Мы увидели ранее, что Сандерс был, в самом деле, хорошим и довольно благоразумным языковедом; правда, весьма досадно, что он своим примером продемонстрировал нехватку честности и уважения к истине. Мы можем лишь слезно умолять: врач, исцели себя сам!
Английский предсказатель
Еще один трактат по хиромантии, который, как считается, был написан именно Сандерсом, являет собой небольшую главу, включенную в произведение под названием «Английский предсказатель», изданное примерно в 1680 году. Это наиболее популистское из всех его сочинений, что неудивительно, учитывая, что эта книга в целом является работой, посвященной искусству любезности и ухаживания. Среди включенных в книгу заголовков мы можем встретить такие: «Верный советник девы, или Быстрый способ заполучить хорошего мужа», «Поверенные купидоны любви» и «Новый способ ухаживания»! Шестнадцать страниц о предсказаниях включают в себя, помимо строк о руке, также гадания по родинкам, снам и написаны специально для жен, вдов, горничных и холостяков. И хотя данный текст относительно короток, Сандерс специально отобрал ряд афоризмов из своих более крупных работ, зная, что они будут представлять интерес именно для этой конкретной аудитории. Например:
«Линии, идущие на холме большого пальца вдоль линии Жизни, показывают количество жен или мужей, и если речь идет о мужчине, то у него, безусловно, будет так много жен, как то позволят городские манеры».
«Две глубокие и прямые линии, пересекающие первый сустав безымянного пальца, ясно показывают богатство жен».
«Сестринская линия Жизни, длинная и красноватая на ладони женщины, намекает, что она будет склонна целоваться в переулках и несколько развратна».
«Линии, пролегающие в шахматном порядке вблизи запястья руки, обозначают чрезмерно распутную женщину, которая не может сладить со своим темпераментом и предается разнообразным наслаждениям».
Как бы то ни было, Сандерс не останавливается лишь на признаках удачи, богатства и славы, знаках жен, мужей и детей, поскольку его сочинение включает в себя также и основные линейные показатели нищеты и лишений, продолжительности жизни и безвременной кончины. В целом, мы имеем здесь дело со своего рода халтурой, созданной, чтобы пощекотать любопытство влюбленных и сексуально озабоченных людей.
Текст о хиромантии мы также можем найти в книге, озаглавленной «Демонстрация хиромантии», где дается еще восемь афоризмов по хиромантии среди некоторых замечаний по толкованию родинок и сновидений. И хотя автор этого небольшого трактата остался анонимным, он был первоначально включен в брошюру под заглавием «Кунсткамера и Кабинет Диковинок», изданной около 1680 года.
Хиромантия, представленная анонимом, ок. 1680 г.
Или некоторые правила выбора и указания, чтобы узнать о хорошей или плохой удаче по линиям и знакам ладони«Субъект, имеющий длинную и полную линию Жизни, обладает обещанными здоровьем и долгой жизнью. Обладание поясом Венеры отчетливо указывает на стремление к женитьбе, да чтобы выбранная партия была обеспеченной. Обладание подушкой у большого пальца или холмом Венеры точно указывает на богатство и любовь. Наличие звезды между двумя средними суставами указательного пальца или фигуры Сатурна означает богатство и мудрость. Изображение буквы G на мизинце или пальце Меркурия указывает на непостоянство. Кроваво-красная линия в середине ладони или на равнине Марса обозначает того, кому повезет на войне. Фигура Луны на мышечном холме ладони указывает, что человеку повезет в навигации и торговле. Три креста у основания большого пальца предвещают разнообразные браки».
Из «Кунсткамеры и Кабинета Диковинок», брошюры, опубликованной около 1680 года П. Бруксби (Bodleian Reference: Wood 69(3))
Сандерс также создавал работы по юдициарной астрологии и даже написал текст о практике физики, ведь несмотря на то, что считался главным английским хиромантом данного периода, он также являлся опытным и уважаемым астрологом. Из-за того, что Лилли, Сандерс и Уортон в то или иное время проживали в Оксфорде, а также из-за того факта, что Эшмол поддерживал тесные связи с Оксфордским университетом, большая часть оригинальных материалов, созданных этим кругом, нашла свое место в хранилищах Бодлианской библиотеки, включая оригиналы текстов, принадлежащих Лилли и Эшмолу. Однако падение интереса к оккультным наукам привело к тому, что значительная часть этих работ оставалась нетронутой и неисследованной на протяжении более трех сотен лет. Конец семнадцатого века, таким образом, стал последним «золотым веком» в изучении мистических наук, финальной кульминацией того мировоззрения, что преобладало на протяжении более четырехсот лет.
* Элективная астрология — (от лат. electio — «выбор»), астрология выбора, раздел астрологии, использующий методы определения подходящего времени для начала любого задуманного проекта или для приложения усилий в деле, требующем решения, будь то свадьба, путешествие, судебный процесс, начало строительства, смена профессии, значительная покупка, переезд и т.д.
** Примечание К. Джонса: О дате рождения. Почему линия Головы, завершающаяся крестом на холме Луны, указывает, что вы родились в понедельник 10 июня? Подумайте: римские цифры… лунный день… и линия Меркурия (Головы). Меркурий управляет знаком Близнецов, а знак Близнецов охватывает начало июня. Легко! Примечание А. Шлыкова: Логику объяснений Кристофера Джонса человек, знакомый и с астрологией, и с хиромантией, легко может понять, но согласится ли он с ней так просто? Да, крест из линий похож на римскую цифру десять (X). Допустим, что Сандерс прав, и линия Головы управляется Меркурием. Но ведь всем астрологам известно, что Меркурий управляет не одним, а двумя знаками — и Близнецами, и Девой. Следовательно, мы можем, следуя логике Сандерса и Джонса, предположить минимум две даты — и 10 июня, и 10 сентября.
Источники:
http://www.johnnyfincham.com/history/england.htm
http://www.johnnyfincham.com/history/saunders.htm