Рене Генон о хиромантии в исламском эзотеризме

Биографическая справка: Рене Генон (15.11.1886-07.01.1951) — французский философ, известный своими трудами по метафизике, традиционализму, символизму и инициации. Преподавал философию в алжирском Сетифе в звании профессора, затем с 1924 по 1929 г. читал лекции по философии в коллеже Сен-Луи (Париж). Считается родоначальником интегрального традиционализма — направления мысли, фундамент которого составляет положение о существовании «Вечной мудрости», или Примордиальной традиции. В 1912 г. Генон был посвящен в суфизм и, соответственно, принял ислам.

Ниже мы рассмотрим цитаты и выдержки из статьи Рене Генона «Хиромантия* в исламском эзотеризме», впервые изданной в журнале «Le Voile d’Isis» в октябре 1932 г. (рус. публикация 2017 г.):

«У нас часто была возможность заметить, насколько концепция «традиционных наук» в наше время стала чуждой для западных людей и насколько им трудно понять их истинную природу. Еще недавно мы видели пример такого непонимания в исследовании, посвященном Мухйиддину Ибн Араби, автор которого удивлялся тому, что нашел у него наряду с чисто духовной доктриной многочисленные размышления об астрологии, науке о буквах и числах, символической геометрии и о многих других вещах того же порядка, которые он, кажется, рассматривает как не имеющие никакой связи с этой доктриной. <…>

Из этих традиционных наук большинство сегодня для западных людей полностью утрачены, и им известны из них только более или менее бесформенные отрывки, часто деградировавшие до того, что они приняли характер эмпирических рецептов или простых «гадательных искусств», очевидно, лишенных любой доктринальной ценности. Чтобы сделать понятным с помощью примера, насколько такой способ их рассмотрения далек от реальности, мы дадим здесь еще одно указание на то, чем является в исламском эзотеризме хиромантия (ilm el-kaff), которая, впрочем, образует одну из ветвей того, что мы можем назвать за неимением лучшего термина «физиогномией», хотя это слово не передает в точности весь объем арабского термина, который обозначает этот ансамбль познаний (ilm el-firasah)» (с. 51-52)

«Хиромантия, сколь странным это показалось бы тем, кто не имеет никакого понятия об этих вещах, прикрепляется непосредственно в своей исламской форме к науке о божественных именах: расположение главных линий прочерчивает на левой руке число 81 и на правой руке число 18, что в сумме будет 99, число атрибутивных имен…** Что касается имени самого Аллаха, то оно сформировано пальцами следующим образом: мизинец соответствует alif, безымянный первому lam, средний и указательный второму lam, который является двойным, и большой палец — he (который правильно должен быть изображен в своей «раскрытой» форме); и в этом главное основание использования руки как символа, столь распространенного во всех исламских странах (второе основание соотносится с числом 5, откуда имя khoms, данное этой символической руке). Можно через это понять значение этих слов… (Книга Иова, XXXVII, 7): «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дела Его»; добавим, что это находится не без связи с существенной ролью руки в ритуалах благословения и освящения.

С другой стороны, широко известно соответствие различных частей руки с планетами (kawakib), которое сама западная хиромантия сохранила, но таким способом, что она не могла в них видеть что-нибудь большее, чем нечто вроде конвенциональных обозначений, тогда как в реальности это устанавливает действительную связь между хиромантией и астрологией» (с. 52-53).

Далее Рене Генон пишет о том, что в каждом из семи планетных небес главенствовал один из главных мусульманских пророков, являясь его «Полюсом». Соответственно, устанавливалась связь между качествами и науками, которые ассоциировались с пророками, и соответствующими астральными влияниями. Список этих соответствий следующий:

  • Небо Луны: Адам — культуры Земли;
  • Небо Меркурия: Айша — чисто духовные знания;
  • Небо Венеры: Юсуф (Иосиф) — красота и искусство;
  • Небо Солнца: Идрис — «посредующие» науки, т.е. науки порядка космологии и физики;
  • Небо Марса: Давид — наука управления;
  • Небо Юпитера: Муса (Моисей), с которым тесно связан брат Гарун (Аарон) — религиозные вопросы в их двойном аспекте законодательства и поклонения;
  • Небо Сатурна: Ибрахим (Авраам) — вера.

«Добавим, что в районе запястья, собственно говоря, вне ладони локализуется соответствие двум высшим небесам — небо неподвижных звезд и небо эмпирея, которые вместе с семью планетными небесами составляют число 9.

Более того, в разных частях руки расположены двенадцать зодиакальных знаков… в соответствии с планетами, для которых они есть соответствующие дома (один для Солнца и Луны, по два для каждой из семи планет); а также шестнадцать фигур геомантии… так как все традиционные науки тесно связаны между собой.

Изучение левой руки указывает на «природу»… субъекта, то есть ансамбля тенденций, предрасположенностей или способностей, которые определенным образом конституируют его врожденные черты. Изучение правой руки позволяет понять приобретенные черты… однако они постоянно модифицируются, так что для их исследования этот экзамен должен обновляться каждые четыре месяца. Данный период в четыре месяца составляет законченный цикл, в смысле соответствия зодиакального знака снова тому же элементу, что и в начале отчета, где порядок соответствий, как известно, следующий: огонь (нар), земля (тураб), воздух (хава), вода (ма). Тем самым было бы ошибочно считать, как делают некоторые, что рассматриваемый период должен ограничиваться тремя месяцами, что соответствовало бы определенному времени года, т.е. части годичного цикла, которая сама по себе не является законченным циклом»***. (с. 54-55).

«Эти несколько замечаний, сколь бы они ни были обобщенными, показывают, каким образом традиционная наука, правильно конституированная, прикрепляется к принципам доктринального уровня и полностью от них зависит. Они позволяют понять в то же время то, что мы уже часто говорим: такая наука строго связана с определенной традиционной формой таким образом, что она совершенно бесполезна вне цивилизации, для которой она была установлена в соответствии с этой формой. В данном случае, например, представления, которые относятся к божественным именам и к пророкам, и на которых как раз основывается все остальное, будут неприменимы вне исламского мира, также как, беря другой пример, ономантический (числовой расчет имен) подсчет, используемый либо изолированно, либо как элемент создания гороскопов в некоторых астрологических методах, применим только для арабских имен, буквы которых обладают определенным числовым значением. В этом отношении всегда возникает, в порядке случайных применений, вопрос адаптации, который делает невозможным перенос этих наук такими, каковы они есть, из одной традиционной формы в другую; и в этом также, несомненно, одна из главных причин трудности для их понимания теми, кто, как западные люди, не имеют эквивалента в своей собственной цивилизации****» (с. 55-56).


* В переводе Т. Любимовой написано «хирология». Я позволил себе исправить на «хиромантия» (здесь — и далее в тексте), поскольку не вполне уверен, что Рене Генон в самом деле использовал в тексте именно это слово, ведь термин хирология является довольно-таки новым. Но у нас, увы, нет для проверки правильности перевода исходного текста статьи. Тем не менее, в современном употреблении слово хирология имеет вполне определенную коннотацию и связано с пониманием искусства чтения по руке именно как способа понять психологию человека с учетом эмпирической проверки значения того или иного знака, а не просто «погадать» ему на будущее.

** (Прим. Р. Генона или редактора книги) 99 — число божественных имен (сифат).

*** Текст последних двух предложений позаимствован не из того варианта перевода, что был выполнен доктором философских наук Татьяной Любимовой, поскольку он оставляет желать лучшего и лишь запутывает читателя, а из безымянного любительского перевода (хотя это и еще большой вопрос, кто здесь любитель), размещенного в 2006 г. в «Живом Журнале».

**** (Прим. Р. Генона) Данные, которые послужили основанием доля этих заметок, извлечены из неизданного трактата шейха Seyid Ali Nureddin El-Bayumi, основателя tariqah (путь, метод познания), который носит его имя (bayumiyah); этими манускриптами еще и сейчас пользуются его прямые потомки.

Источник: Генон Р. Заметки об исламском эзотеризме и даосизме. Эзотеризм Данте. — М., 2017. — 208 с.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.