Священники и хиромантия: Доминик Гундиссалин и Иоанн Солсберийский

Алексей Шлыков / Мар.20.2018. / Нет комментариев

Вниманию читателей блога предлагается перевод статьи Кристофера Джонса, размещенной на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В ней идет речь о первых упоминаниях о хиромантии в средневековых европейских письменных источниках и о взаимоотношениях средневековой католической Церкви и хиромантии. На русском языке публикуется впервые.

Все свидетельства указывают на середину двенадцатого века как на время, когда хиромантия впервые стала широко известна в Европе. Это дополнительно подтверждается тем фактом, что термины хиромантия и хиромант (chiromantia or chiromanticus) вовсе не встречаются в тестах ранее 1160 года. Факт отсутствия использования подобных терминов в латинских произведениях, явно написанных с целью дать перечень осуждаемых дивинационных практик, наводит на мысль, что хиромантия как таковая была неизвестна ранее середины XII столетия. Как уже отмечалось выше, первые латинские тексты, использующие термин «хиромантия», появились в 1160 году, — это лишний раз указывает на то, что хиромантия является относительно новым явлением в это время.

Доминик Гундиссалин* упоминает хиромантию в своей работе «De Divisione Philosophiae», написанной около 1160 г., в которой он обсуждает различные формы гадания, доступные в то время, включая новые искусства хиромантии и скапуламантии (предсказание по трещинам, образующимся на лопатках овец). Кажется, однако, что подобные способы не сильно впечатлили его, поскольку он отнес их к «низшим» методам дивинации. Свое предпочтение он явно отдает астрологии, поскольку разъясняет, что предсказание по небесным телам является самой благородной формой прорицания. Эти работы Гундиссалина, возможно, еще раз намекают нам на арабские связи; поскольку Гундиссалин жил и работал в испанском Толедо, городе, который, благодаря мавританскому влиянию, был одним из передовых центров изучения арабского наследия в то время. И хотя источник осведомленности Гундиссалина о хиромантии нам не известен, это краткое упоминание, по крайней мере, информирует нас о приблизительных датах, когда хиромантия впервые стала интересовать и привлекать внимание европейских интеллектуальных кругов.

Иоанн Солсберийский** (ок. 1115-1180 гг.) также делает беглое упоминание о хиромантии в своем сочинении 1159 года «Поликратик». В одном из разделов этой книги он вовлекается в довольно длительное обсуждение магических искусств и выражает несколько пренебрежительный взгляд как на астрологию (математику), так и на другие предсказательные искусства, подобные пиромантии, аэромантии, гидромантии и геомантии. Его размышления о хиромантии несколько более краткие, поскольку он объясняет, что: «хироманты — это те, кто предугадывает скрытые аспекты вещей, исходя из осмотра ладоней» и что «хиромантия учит усматривать истины, что сокрыты в морщинках рук, но поскольку нет явных оснований для этого убеждения, то нет и необходимости оспаривать его». Здесь подразумевается, что речь идет о новой форме гадания, что лишь недавно стала модной. Он также сообщает нам о том, что Томас Бекет, будущий архиепископ Кентерберийский***, имел привычку посещать предсказателей, и критиковал его за то, что тот консультировался с хиромантом по поводу Королевской экспедиции с Генрихом II в 1157 году****. Фактически же, как нам теперь известно, Томас Бекет продолжал консультироваться с предсказателями даже после того, как стал архиепископом Кентерберийским.

Данные свидетельства, вышедшие из-под пера Иоанна Солсберийского, показывают две важные вещи: во-первых, определенная форма традиции хиромантии уже достигла Англии к середине XII столетия, а во-вторых, что хиромантия не всегда в Средние века рассматривалась Церковью в неблагоприятном свете. По странному стечению обстоятельств, самая ранняя из дошедших до нас рукописей по хиромантии датируется примерно этим же временем. Она была написана в религиозной среде Кентербери и находится, по существу, внутри церковного текста.

О взаимоотношениях католической Церкви и хиромантии в XIII веке можно прочитать здесь.


* Доминик Гундиссалин или Доминго Гундисальво (ок. 1115 — после 1190 гг.) — испанский священник, переводчик и философ. Первый руководитель Толедской школы переводчиков.

** Иоанн Солсберийский (ок. 1120-1180 гг.) — англо-французский богослов, схоластик, писатель, педагог, епископ Шартра (1176-1180).

*** Томас Бекет (1118-1170 гг.) — одна из ключевых фигур в английской истории XII века, первоначально канцлер англ. короля Генриха II, затем архиепископ Кентерберийский с 1162 по 1170 годы. Вступил в конфликт с Генрихом II и был убит, возможно, по наущению короля на ступенях алтаря Кентерберийского собора. Канонизирован Католической церковью в 1173 году, с XIX века почитается и Церковью Англии.

**** В 1157 г. Генрих II проводил наступление на Уэльс, в результате которого ему удалось сделать правителей Уэльса своими вассалами. Но дальнейшие попытки Генриха напрямую включить Уэльс в своё королевство потерпели крах.

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/church.htm

Оставить комментарий