Вильям Бенхам и «Законы научного чтения руки»

В сегодняшней статье, являющейся переводом текста, написанного Кристофером Джонсом, повествуется об одном из самых известных хиромантов двадцатого века Вильяме Бенхаме. К сожалению, нам не известны годы его жизни. Однако материал ниже познакомит вас с его взглядами, достижениями и содержанием двух его книг.

Работы американского хироманта Вильяма Бенхама сильно контрастируют с интуитивным, экстрасенсорным подходом Кейро или плагиатом графа Сен-Жермена. Бенхам заинтересовался хиромантией в возрасте тринадцати лет, когда, как это ранее случилось и с д’Арпентиньи, он повстречал молодую цыганку, научившую его всему, что она знала о цыганской хиромантии. К 1900 году, после многих лет интенсивных исследований и изысканий, он издал собственную оригинальную работу под заглавием «Законы научного чтения руки». Бенхам посвятил свою жизнь исследованию руки, «занятию, достойному усилий лучших умов», с целью поднять хиромантию из области суеверий в разряд науки.

И хотя работа Бенхама является, безусловно, одним из наиболее всесторонних и детализированных трактатов о чтении по руке своего времени, весьма спорно, что хироманту в самом деле удалось обнаружить какие-либо «законы» или фактически превратить чтение по руке в «настоящую науку». Книга Бенхама столь часто перехваливались новичками в чтении по руке, что как такового критического анализа данного труда не проводилось. И все же, имеются некоторые очевидные аспекты подхода Бенхама, которые явно являются некорректными.

Взгляды Бенхама определенно демонстрируют некоторое влияние идей д’Арпентиньи и Дебарроля, хотя многие его идеи и методы являются оригинальными. К сожалению, именно ряд его собственных идей и содержит самые существенные ошибки. Например, он широко использует холмы и астрологический символизм, развивая собственную новую классификацию типов ладони, основанную на семи главных планетах. Самого этого факта будет, возможно, уже достаточно для некоторых читателей, дабы признать книгу Бенхама совершенно ненаучной. Тем не менее, его «теория холмов» по-прежнему продолжает играть важную роль в подходах к чтению руки многих хиромантов, несмотря на то, что современная аналитическая хирология полностью освободилась от этой идеи. Уже неоднократно было продемонстрировано, что ладонные холмы являются одним из самых ненадежных показателей личностных характеристик.

Тем не менее, подобные проблемы не остановили Вильяма Бенхама! Основываясь на собственных теориях личности, связанных с оценкой холмов ладони, он предложил комплексную систему профессионального анализа руки, которая фактически является единственным предметом, рассматриваемым в другой его книге под заглавием «Как подобрать профессию по руке» (1932). Очевидно, благодаря своему методу Бенхаму удалось добиться некоторых успехов, поскольку он основал в Нью-Йорке школу хиромантии параллельно с Институтом профессиональной ориентации, который просуществовал, по крайней мере, до 1950-х годов. Похоже, что Бенхам был бесхитростным и искренним человеком. Например, в приложении к своим «Законам научного чтения руки» он приводит текст «шедевра», который, как он верил, принадлежал авторству самого Аристотеля и был написано около 350 г. до н.э. Фактически же это не соответствовало действительности, поскольку цитируемый текст был опубликован в Лондоне впервые только в 1738 году. Однако на рубеже XIX и XX веков Вильям Бенхам был не единственным человеком, проявлявшим наивность в отношении истории хиромантии.

В своей основной работе Бенхам уделяет много внимания внешнему виду и строению руки; его книга также содержит несколько особенно полезных разделов, посвященных анализу пальцев. В некотором смысле наблюдения Бенхама являются развитием идей д’Арпентиньи, но он не перестает подкреплять свои замечания фотографиями таких нестандартных хирогномических формаций, что редко можно встретить на практике. Раздел о большом пальце является одним из наиболее полных и хорошо иллюстрированных не только в книге, но и в целом в литературе по хиромантии. Вильям Бенхам был одним из первых хиромантов, ставших собирать отпечатки рук и фотографии ладоней тюремных заключенных, и некоторых из наиболее любопытных демонстрируемых им в книге ладоней принадлежат обитателям Американских государственных исправительных заведений. Раздел же о строении руки является, несомненно, наиболее удачной частью книги.

Вторая часть «Законов» посвящена линиям ладони, которые также изучаются довольно детально. Бенхам опередил многих современных ему хиромантов в том отношении, что полагал: ни одна особенность руки не может рассматриваться изолированно, поскольку, изучая ладонь, мы должны рассматривать все ее характеристики в совокупности. Он подчеркивал, что это правило особенно актуально в отношении линий руки; фактически он стал первым автором, отказавшимся от пережитка средневекового подхода, концентрировавшегося на каком-то одном знаке, и разработал более органическую и синтетическую методологию. И хотя это правило справедливо и в некоторых иных отношениях, он, конечно же, не использовал его, когда интерпретировал «символы» и «знаки» на холмах!

Что касается раздела о линиях, как и многие хироманты до него, Вильям Бенхам представил читателям обширную коллекцию небольших зарисовок самых причудливых, маловероятных и никогда-ранее-не-наблюдавшихся линейных формаций. К сожалению, он не приводит ни одного отпечатка руки в качестве примера той или иной комбинации линий, что наводит на мысль, что вторая часть книги является в лучшем случае чисто теоретической. «Синтетический» подход Бенхама к ладони приводит к тому, что он уделяет много внимания описанию различных комбинаций линий (а не фиксированных знаков), но при этом придумывает очень специфические и в целом маловероятные «значения» этим конфигурациям! Неправдоподобность предлагаемых объяснений усугубляется тем фактом, что описываемые Бенхамом комбинации линий зачастую никто в своей практике не наблюдал. Новичка в чтении по руке все это сильно запутывает, поскольку совершенно невозможные комбинации линий перемежаются в книге иллюстрациями вполне правдоподобных конфигураций. И потребуется немало времени, чтобы понять, что Бенхам, судя по всему, не столь точен, как хотелось бы, учитывая его в целом серьезный и трезвый подход. И очевидным примером этого являются взгляды Вильяма Бенхама на линию Сердца.

Одной из наиболее ненаучных идей, излагаемых Бенхамом и лежащих в основе его «философии» интерпретации характеристик руки, является уверенность в том, что линии — это выражение «потока энергии» внутри ладони; предположительно, на создание данной концепции его вдохновила картина Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы в Риме, изображающая Бога, дающего жизнь Адаму. Бенхам полагал, что «энергия жизненной силы» поступает в руку через указательный палец, после чего она «перемещается» вниз по трем основным линиям руки к запястью, возвращаясь вверх по руке через второстепенные линии. Очевидно, что данная идея не имеет под собой никакого эмпирического основания, но все же она продолжает влиять на каждое новое поколение хиромантов. И именно эта точка зрения заставила Бенхама поверить, что ход линии Воды (или линии Сердца) начинается от указательного пальца и завершается на кромке ульнарной части ладони. И очень многие хироманты последовали за ним в этой ошибочной интерпретации. Между тем, сама форма и структура линии Сердца демонстрирует, что она «бежит» от края ладони по направлению к указательному пальцу, а не наоборот.

Одна из наиболее важных заслуг Бенхама перед хирологией заключается в том, что он пошел против многовековых традиций; в то же время он прочно закрепился в умах чтецов по ладони, прежде всего, из-за некритичного обожания, которое в целом получила его работа. Хотя это верно, что от книги Бенхама веет оригинальностью, ясностью письменного изложения, скрупулезностью и аккуратностью, она более не может восприниматься как «Библия хиромантии», в роли которой так долго выступала. Данная работа содержит слишком много фундаментальных ошибок суждения и полностью игнорирует любое обсуждение отпечатков пальцев или медицинской дерматоглифики. Многие идеи «Законов научного чтения руки» попросту устарели, что неудивительно для работы, написанной свыше ста лет назад.

В переиздании книги 1946 года (иными словами, уже после публикаций работ Жакуина и Вольф) Вильям Бенхам говорит во введении: «…я не нахожу оснований что-либо менять или править в том тексте, что изначально содержался в книге». Для человека, открытого всему новому и новаторскому в отношении чтения по руке это довольно удивительное заявление: как будто бы в мире хирологии ничего не произошло за прошедшие пять десятков лет! Как мы увидим далее, рассматривая историю современной хирологии XX века, ничто не может быть дальше от истины, нежели такая позиция.


Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/benham.htm