В предлагаемой сегодня вашему вниманию статье Кристофера Джонса речь пойдет об истории развития традиции хиромантии во Франции XVI-XVII веков, а также о наиболее известных именах авторов книг по чтению руки этого периода. На русском языке публикуется впервые.
Помимо сочинений Тэнье (Taisnier), известны работы о руке еще двух французских хиромантов шестнадцатого столетия — дю Мулана и Дж. Гебера, опубликованные в 1556 и 1557 годах соответственно. Обе эти работы являются трактатами, рассматривающими хиромантию в сочетании с физиогномикой. Геттингс выдвинул предположение, что работа Антуана дю Мулана на самом деле является переводом на французский текста Иоанна Индагине, поскольку это также было впервые сделано в 1556 году.
К семнадцатому столетию тексты по хиромантии становятся во Франции все более популярными, и мы можем обнаружить, что во всех регионах этой страны стало появляться много работ по данной тематике. Так, в 1614 году вышла в свет работа французского автора Таксиля по физиогномике, хиромантии и метоскопии, еще же одно французское сочинение, известное нам только в рукописной форме и хранящееся в Национальной библиотеке в Париже, встречается в работе, написанной неким Морисом Фрогером в 1622 году. Фрогер был врачом из Монпелье, а текст о хиромантии был включен в большую работу по физиогномике. Остальные же разделы включали в себя сочинения по метоскопии и интерпретации сновидений.
В подобных работах мы наблюдаем продолжающуюся тенденцию связывать хиромантию с физиогномикой. Помимо этого, в начале семнадцатого века текст некоего Дж. Рагузиус демонстрирует важность астрологии для изучения хиромантии. Его труд под заглавием «Epistolarum Mathematicarum sev de Diviniatiore» был опубликован в Париже в 1620 году. Она являла собой работу на латинском языке, охватывавшую столь разнообразные предметы, как геомантия, Каббала, магия, а также хиромантия, астрология и физиогномика. Собственно текст о хиромантии занимает небольшую главу в середине книги, основную же часть обсуждения Рагузиус посвящает расположению планет на руке: о чем спорили Тибертус и Кардано, с одной стороны, и Коклес, Трикассо, Тэнье и Индагине, с другой.
Рассуждения о хиромантии также оставил нам Филиппо Финелла. Хотя большую часть своей жизни он провел в Италии и его помнят преимущественно за работы по метоскопии и физиогномике, Филиппо Финелла также создал короткий текст по хиромантии в рамках своей работы на латинском языке «De Planetaria Naturali Phisionomia», опубликованной в 1649 году. Раздел о руке в его книге имеет объем в шестнадцать страниц и включает в себя обсуждение астрологических управителей холмов и пальцев, а также рассуждения о таких линейных образований, как треугольник и четырехугольник. А в своей книге «De Quartor Signis apparet in unguibus Manuum» Финелла также написал короткий трактат о гадании при помощи знаков, которые могут быть найдены на ногтях.
Стоит отметить, что работа по хиромантии была включена и в сочинения французского врача Жана Фреюса (Jean Freyus) (ум. 1631 г.), который однажды выступал как врач французской королевы-матери. Его работа «Omnis Homo item Physiognomia, Chiromantia, Oneiromantia ad Philosophorum et Medicorum Mentem» была издана в 1630 году в Париже. Ле Сьер де Перукье (Le Sieur de Peruchio) также написал трактат по хиромантии в работе под названием «La Chiromance, la Physiognomie et la Geomance», изданной в Париже в 1663 году. Все три заявленные в книге предмета рассматривались с точки зрения их связи с астрологией, особенно хиромантия, которая, в остальных отношениях, демонстрирует привычную озабоченность линейными знаками ранений, смерти, тюремного заключения, секса, проституции и богатства. Геттингс предполагает, что эта работа является переводом сочинения по хиромантии Патрицио Трикассо, однако книга не может являться первым переводом с итальянского языка, поскольку, по крайней мере, существует один сохранившийся французский экземпляр такого перевода от 1522 года. Впрочем, поскольку стиль и содержание трактата по хиромантии Перукье очень напоминают работу Жана Бело и проявляют равный интерес к отображению знаков Зодиака на руке и значению «священных букв», сформированных линиями, мы можем предположить более непосредственное влияние со стороны его соотечественника.
Среди других французских произведений этого периода можно назвать сочинение по астрологической хиромантии «La Chiromancie Naturelle» Ронфиля (или Рампая, так как Ронфиль указывает себя только как переводчика), изданное в Лионе в 1653 году; а д’Ланкре (De L’Ancre) включил короткий трактат по хиромантии в свою работу «L’Incredulite et Mescreances» 1662 года. «La Chiromancie Royale et Nouvelle» Адриена Сикле, опубликованная в Лионе в 1666 году, пыталась представить новый и более органичный подход к изучению руки, утверждая, что различные линии следует рассматривать в комплексе, чтобы понять их значение и важность. Впрочем, похоже на то, что он сам не следует собственным советам, так как вскоре возвращается к привычной методологии поиска определенных знаков и линейных формирований! Однако, судя по всему, Сикле имел некоторое влияние в свое время, поскольку его книга посвящена архиепископу Лиона и содержит в себе введение от доктора парижского факультета.
Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/desautres.htm