Вниманию читателей блога предлагается перевод статьи Кристофера Джонса, размещенной на сайте известного хироманта Джонни Финчема. В ней идет речь об истории европейской хиромантии в XV и XVI веках, а именно — о жизни и работе хироманта Тибертуса, столь же авторитетного в свое время, как и Коклес. На русском языке публикуется впервые.
Антиох Тибертус из Чезены являлся еще одним итальянским ученым, одинаково сведущим как в традиционных, так и в оккультных науках. Будучи знатоком в области математики, физики и медицины, он также высоко ценился, как астролог, хиромант и имел столь же солидную репутацию, как и Коклес. За консультацией к нему обращались многие видные деятели того времени; как и Коклесом, им восхищались за точность сделанных предсказаний.
Первую половину своей жизни Тибертус прожил в Париже, где, похоже, и развился его интерес к оккультным наукам, однако позже он вернулся в Италию, где написал, по крайней мере, одну работу по хиромантии на латыни, изданную в Болонье в 1494 году и перепечатанную в 1538 году в книге Дрюандера. Это более позднее издание также включало в себя некий анонимный трактат по хиромантии, который, как предполагает Крейг (1916), имеет значительную древность. Пак (1972) заметил сходство между данным текстом и одним из трактатов в сочинении Псевдо-Аристотеля «Cyromancia Aristotelis cum Figuris» и предположил, что, по крайней мере, часть его была позаимствована из этой работы или какого-то иного общего источника. Работа же самого Антиоха Тибертуса озаглавлена, как «De Chiromantia Libri III» и начинается с защиты хиромантии с помощью цитат таких авторитетов древности, как стоики, пифагорейцы и Аристотель с его замечаниями в «De Historia Animalium» и «Problemata» (книги 10 и 34).
Тибертус определяет хиромантию, как «науку, посредством которой возможно по знакам на руках познать природные склонности, добродетели, страсти и удачливость человека». Первая книга состоит из восьми глав и начинается с рассмотрения правой и левой ладоней; при этом сообщается, что предпочтение должно отдаваться именно правой руке. Далее обозначаются общие черты рук и, как ни странно, Тибуртус не обращается к предшествующей традиции хиромантии. Ибо он называет пальцы в соответствии с элементами, вместо того чтобы просто использовать их латинские названия. Он пишет, что указательный палец управляется Огнем, средний — Воздухом, безымянный — Водой, а мизинец — элементом Земли. Более того, он распределяет планеты по холмам ладони таким образом, с которым мы ранее не сталкивались, лишний раз подтверждая, что к концу пятнадцатого столетия единая система астрологических соответствий на ладони еще не была окончательно сформирована. И хотя есть все же некоторые сходства с тем планетарным распределением, что позднее стало стандартным, здесь мы видим, что Венере передается управление над холмом у мизинца, Марсу отдается холм у большого пальца, а Меркурию — центр руки в пределах Большого треугольника!
Тибертус также стал первым автором, давшим описание системы распределения знаков Зодиака по различным частям ладони. В связи со сказанным ранее, мы можем видеть, что его подход к чтению по руке был определенно астрологическим; и действительно, одна из его методик анализа ладони заключается в поиске удачных и неудачных сочетаний планет, что должно быть видно из линейных особенностей руки. В последних трех главах первой части книги разъясняется значение звезд, треугольников и других геометрических и алфавитных линейных образований. С точки зрения Тибертуса, каждая буква алфавита управляется либо планетой, либо астрологическим знаком, поэтому смысл появления буквы на ладони можно понять, обратившись к астрологическим соответствиям.
Вторая книга состоит из двенадцати глав и затрагивает смысл и значение основных, малых линий ладони, а также образованного линиями треугольника. Имеются две линии, упоминаний о которых мы ранее особо не встречали: это linea solis и linea marta. Каждая линия рассматривается Тибертусом индивидуально, кроме того, имеется глава о том, как распознавать характеристики каждой линии, связанные с эффектами семи планет. Наконец, в последней главе книги рассматривается физиогномическое значение ногтей и ладони в целом. Несмотря на название сочинения Тибертуса, в котором говорится, что книга состоит из трех частей, какой-то конкретной третьей части попросту нет. На заключительных страницах своей работы Тибертус предлагает некоторые общие замечания о характере хиромантии и ее практики; сам же текст завершается четырьмя иллюстрациями линий и холмов руки вместе с их астрологическими управителями.
Любопытно, что, как и Коклес, Антиох Тибертус также умер при достаточно странных обстоятельствах. Рассердив местного деспота некоторыми из своих предсказаний, сделанных с помощью хиромантии, он был заключен им в замок Римини по подозрению в заговоре. Тем не менее, несмотря на заключение в тюрьму, у Тибертуса каким-то образом имелся роман с дочерью коменданта замка, поэтому он предпринял попытку спастись и сбежать вместе с ней. К несчастью для Антиоха, его свобода оказалась непродолжительной: вскоре он был пойман, возвращен в замок, где ему отрубили голову. Создается впечатление, что история Антиоха Тибертуса словно была создана для отличной оперы!
Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/tibertus.htm