Понимание роли диспозиционных связей в гороскопе существует уже не первое столетие. На основе этих взглядов и стал развиваться однажды метод цепочек по управлению. Однако вашему покорному слуге пока что не встречались исследования астрологов, которые занимались бы изучением истории этого популярного в нашей стране метода. Постараемся же восполнить эту лакуну, уделив внимание известной работе Марка Джонса (1888-1980) «Ориентиры в интерпретации гороскопа» («The guide to goroscope interpretation»), посвященной методу анализа планетарных моделей, впоследствии более известных под названием «фигур Джонса». Данная книга была впервые издана в 1941 г., однако и поныне сохраняет свое значение в качестве учебника и первоисточника метода.
В контексте заявленной темы статьи нас не интересуют сами фигуры Джонса и общие размышления о гороскопах. Свое внимание мы пристально сосредоточим на другом. Читая эту замечательную работу, я заметил, что известный астролог время от времени делает замечания по поводу диспозиционных связей в гороскопах. Подобные цитаты нам очень интересны, поскольку являются маркерами того, как анализировались цепочки диспозиций в начале 1940-х годов в США. В понимании взглядов астролога нам сильно поможет информативное приложение в конце книги, составленное Джонсом. Начнем с того, что подробно цепочки по управления он, увы, не рассматривает, однако обязательно выделяет, как это называется сейчас, конечный диспозитор карты* (если он имеется), именуя его «синглтоном по диспозиции». Данный термин нуждается в пояснении. Синглтон, по Джонсу, — это «особый ключевой акцент, указывающий на какую-то способность, дар эффективно справляться с определенного рода ситуациями» (с.63). Поэтому синглтон по диспозиции — это то, что ныне именуется единственной планетой в центре цепочки по управлению. И такая выделенная планета, очевидно, будет сильно окрашивать характер человека.
В приложении к книге Марк Джонс вкратце рассказывает о понятии диспозиции, дает таблицы владений и экзальтаций планет и пишет важные для нашего понимания истории метода строки:
«Следующие подробности, касающиеся так называемых «эссенциальных достоинств», редко используются в современной астрологии. Если планета находится в знаке, противоположном тому, которым она правит, <то она> находится в «изгнании», а в знаке, противоположном ее возвышению — «в падении» (с.137).
В книге Джонса мы не встретим, в самом деле, внимания к изгнанным планетам. И уж тем более не найдем размышлений о цепочках по изгнанию или чего-то аналогичного. В настоящее время в отечественной астрологии такой анализ является важной частью рассмотрения натальной карты. Ниже приведено определение синглтона по диспозиции из того же приложения:
«Синглтон по диспозиции — случай, когда одна планета находится в знаке своего правления и управляет всеми остальными планетами — либо непосредственно, через господство над знаками, в которых все они находятся, либо опосредованно — благодаря тому, что она господствует над планетами, которые, в свою очередь, таким же образом господствуют над другими планетами. Такой особый функциональный акцент на одной планете указывает на постоянство субъективного характера, соответствующее духу этой планеты» (с.139).
Далее мы рассмотрим те строки в тексте книги, где Марк Джонс размышляет о таких выделенных по диспозиционным связям планетах. Первый раз мы встречаем нужный нам текст на странице 32, где астролог изучает карту Уильяма Джеймса (род. 11 января 1842 г.):
«Среди ключевых акцентов в карте на первом месте — стеллиум в Козероге. Он указывает на незаурядный дар продуктивно решать возникающие проблемы, то есть находить конструктивные возможности, скрытые в конкретной жизненной ситуации, видеть смысл этой ситуации. Еще один ключевой акцент: Сатурн является синглтоном по диспозиции. Вследствие чего типичный для Козерога стиль «найди-и-устрани неисправность» присущ философу в гораздо большей степени, нежели Луи Пастеру, чей стеллиум также расположен в Козероге. Выделенный Сатурн Джемса позволяет ему глубоко вникнуть в суть плюралистического мира, типично американской реальности, открытой будущему» (с.32).
Цепочки диспозиций по владению в картах Уильяма Джеймса (слева) и Елизаветы Нойвидской (справа).
Еще один пример персоналии со стеллиумом в Козероге и выделенным Сатурном (синглтоном по диспозиции, по ошибочному мнению М. Джонса) — это королева Румынии Елизавета, известная в литературе под псевдонимом Кармен Сильвы* (род. 29 декабря 1843 г.). Американский астролог пишет, что Елизавета Нойвидская была активным собирателем местного фольклора, будучи вдохновленной народными ремеслами и искусством. В результате она смогла добиться широкого признания румынской национальной культуры (с.32-33). От себя добавим, что Сатурн в центре цепочки по управлению в самом деле дает интерес к старине, традициям, истории. Но представляется также, что игнорирование второго центра, состоящего из Урана и Нептуна во взаимной рецепции, — это большая ошибка, ведь именно выделенные Нептун и Уран хорошо объясняют мотивацию королевы заниматься литературой, музыкой, поэзией, интеллектуально развиваться и вести себя неожиданно и оригинально. В частности, став королевой Румынии, Елизавета старалась чувствовать себя и выглядеть как румынка, выучилась тайнам румынского искусства вышивания, появлялась в свете как можно чаще в румынском национальном платье, способствовала открытию в стране новых больниц, общеобразовательных и ремесленных школ. Это и есть буквальное толкование связи Нептун-Уран: чем более человек хочет быть оригинальным, тем в большей степени проявляет себя в сферах Нептуна (искусство, музыка, медицина, психология и т.д.); креативность воплощается в жизнь в сфере искусства; в сферах творческих человек желает отстаивать идеалы самобытности, оригинальности, непохожести и т.д. Та же ситуация наблюдается и с гороскопом У. Джеймса, у которого мы также видим наличие в карте второго центра с Ураном и Нептуном во взаимной рецепции, дававших ему в течение жизни характерную мотивацию.
Далее по тексту Джонс правомерно отмечает, что в гороскопе Генри Форда (род. 30 июля 1863 г.) Солнце является синглтоном по диспозиции, что делает его «большим индивидуалистом, наделяет его чувством собственного достоинства, благодаря которому он добился своего положения, и умением ориентироваться на самого себя даже при самых неблагоприятных внешних обстоятельствах (как в случае со знаменитым кораблем мира в 1915 г.). Акцент на Солнце здесь говорит о продуктивной самодостаточности, выразительной целостности, которая только способствует целеустремленности локомотива» (с.44).
Цепочки диспозиций по владению в картах Генри Форда (слева) и Сесиля Родса (справа).
Показательны размышления астролога о карте Сесиля Родса (переведен как Сесиль Роде) (род. 5 июля 1853 г.):
«В то время как Луна является распорядителем всех прямых планета, наделяя Роде способностями и инстинктивными силами, помогающими ему строить свою империю, Юпитер — распорядитель ретроградной группы, состоящей из Нептуна и самого Юпитера; благодаря своему положению в субъективном двенадцатом доме и в собственном знаке, эта планета связана с почти сверхъестественной способностью использовать малейшую возможность для эксплуатации и экспансии» (с.44).
Здесь интересен тот факт, что Джонс подчеркнул значение сразу двух планет в своих обителях — Луны и Юпитера. Но отчего-то он проигнорировал наличие третьей такой планеты в своем доме — Нептуна в Рыбах. И при этом счел нужным этот выделенный Нептун подчинить диспозиционно Юпитеру. Когда Джонс находит более одной диспозиционной «доминанты» в карте, то уже говорит, как мы увидели, не о синглтоне по диспозиции, а о «распорядителях» других планет.
Цепочки диспозиций по владению в картах Эптона Синклера (слева) и Эдгара По (справа).
Проводя анализ карт, известный астролог не каждый раз обращает внимание на планеты в своих обителях. Так, в гороскопе писателя и журналиста Эптона Синклера (род. 20 сентября 1878 г.) американский астролог, справедливо отмечая важность стеллиума в Деве, отчего-то никак не комментирует факт пребывания Меркурия там же, т.е. в своей обители. А ведь это очень важный акцент. С другой стороны, синглтоном по диспозиции здесь Меркурий не будет, т.е. имеет место еще расположение Луны в Раке (с.46-47). Любопытен анализ карты Эдгара Аллана По (род. 19 января 1809 г.). С точки зрения современного подхода, в карте По нет планет в страших обителях. И мы в видим в его карте Юпитер и Нептун во взаимной рецепции. Однако Марк Джонс видел данную ситуацию по-своему:
«По выступал в роли критика важности, он же стал истинным отцом современного детектива, а также поэтом, который внес неоценимый вклад в понимание силы слова во всех его возможных оттенках. Он стал пророком новых открытий в литературе. Его собственное чутье вело его к идеалам искусства… Среди важнейших ключевых акцентов карты — стеллиум в Рыбах, а также роль Юпитера как синглтона по диспозиции. <…> Группировка планет в Рыбах раскрывает поэтический дар Эдгара По, глубину его чувств и гуманизм, а также его незаурядное умение последовательно рассуждать <здесь, возможно, имеются в виду качества Козерога? — А.Ш.>. Юпитер, будучи диспозитором всех остальных планет, говорит о неограниченной возможности роста, а также об отсутствии какого бы то ни было контроля над творческим процессом» (с.62-63).
Цепочки диспозиций по владению в картах Эванджелин Эдамс (слева) и Бернарда Шоу (справа).
Складывается впечатление, что Марк Джонс очень любил Юпитер, ведь в карте астролога Эванджелин Эдамс (род. 8 февраля 1868 г.) он вновь обнаруживает ключевой акцент в виде Юпитера как синглтона по диспозиции, что, конечно же, не так: эта планета в гороскопе Эдамс стоит в знаке Рыб. По факту мы имеем в центре ее цепочки по управлению сразу три планеты (с.69). В карте Бернарда Шоу (род. 26 июля 1856 г.) Марк Джонс справедливо подчеркивает роль Солнца в своей обители, но снова игнорирует положение Нептуна в Рыбах (своей обители). Оттого Солнце становится у него ошибочно синглтоном по диспозиции:
«Ключевая акцентировка опирается на Солнце — синглтон по диспозиции. Вот что наделяет Шоу такой уверенностью в себе, наряду со способностью аргументированно спорить на любую тему. Марс как синглтон <здесь Джонс учитывает именно его положение в конфигурации> способствует высочайшей самореализации. Одновременный акцент на двух упомянутых планетах дает незаурядную способность к лидерству и инициативе, наряду с ощущением самодостаточности, при этом каждая из планет стимулирует в другой ее качества. Такова драматическая иллюстрация уникального сочетания силы темперамента с мастерством» (с.72-73).
Подводя итог нашему небольшому исследованию, отметим, что изучение истории любой из астрологических методик очень полезно для понимания того, что астрология не является застывшим зданием «ретроградной мысли», как полагают скептики. Напротив, наука о звездах активно развивается и совершенствуется, стремясь удовлетворять современным открытиям и достижениям. И тем актуальнее осознанно и аргументированно удалять из астрологии те воззрения и положения, что устарели и не прошли проверку временем. Подход Марка Джонса в целом обоснован. С момента публикации его книги «Ориентиры в интерпретации гороскопа» прошло уже 75 лет. И мы увидели, что даже за этот сравнительно небольшой период внутри науки звезд накопились новые сведения и подходы, отменяющие и исправляющие часть взглядов и выводов талантливого астролога.
* Кармен Сильва — дословно «Лесная песня» (от латинских слов sylva — лес и carmen — песнь).
Источник: Джоунс М. Ориентиры в интерпретации гороскопа. — М., 2001. — 159 с.