Джеймс Хиллман (1926-2011) — американский психолог, основатель направления архетипической психологии, первоначально начинавший свою карьеру психолога как классический юнгианец. Широкому читателю он известен куда меньше Карла Юнга, однако фигура Хиллмана оказала сильное влияние на взгляды новых поколений юнгианских специалистов. Разделяя многие идеи и наблюдения аналитических психологов, Хиллман внес немало исправлений и уточнений, а с некоторыми ключевыми положениями Юнга и вовсе не согласился. В частности, он отказался от центральной для Юнга концепции индивидуации и ведущей роли Самости — шаг, который привел к принципиальной дифференции этих двух направлений (аналитической и архетипической психологий1), при всем их родстве. Вниманию читателей предлагается перевод некролога Хиллмана, позволяющий получить беглое представление о его неординарной фигуре.
Бенедикт Кэри
Джеймс Хиллман, психотерапевт из мужского движения, скончался в возрасте 85 лет
«The New York Times», 27 октября 2011 г.
Джеймс Хиллман, харизматичный психотерапевт и автор бестселлеров, чьи теории о психике помогли возродить интерес к идеям Карла Юнга, человек, который оживил так называемое мужское движение в 1990-х годах и всколыхнул атмосферу поп-культуры, скончался в четверг в своем доме в Томпсоне, штат Коннектикут. Ему было 85 лет.
По словам его жены Марго Маклин-Хиллман, причиной смерти стали осложнения, связанные с раком костей.
Отчасти ученый, отчасти мистик и мастер перформанса, Хиллман начал производить фурор с того дня, как стал директором учебных программ в Институте К.Г. Юнга в Цюрихе в 1959 году.
Хиллман последовал примеру своего наставника, нацелившись на предположения, лежащие в основе стандартной психотерапии, включая фрейдистский анализ, и утверждая, что наилучшие ключи к пониманию человеческого разума скрываются в мифах и воображении, а не в стандартных психологических или медицинских концепциях.
Его книга 1964 года «Самоубийство и душа» призвала психотерапевтов рассматривать мысли о смерти не как симптомы, которые необходимо вылечить, а скорее как философские устремления, которые важно исследовать и попытаться понять. В более поздней книге «Пересмотр психологии» он утверждал, что узкий фокус психологии на патологии лишь усиливает чувство тревоги и депрессии.
Появление таких чувств, по его словам, коренится не в том, как с человеком обращались в детстве, не в каком-то химическом дисбалансе, а связано с культурой, социальными взаимодействиями, природой человека и его бурлящим воображением. Для Хиллмана персональные демоны в самом деле являлись таковыми, и лучшим решением было принять и понять их. По его словам, пытаться изгнать демонов означает лишь накликать на себя еще больше неприятностей.
Он мог бы посоветовать родителям, пытающимся справиться, скажем, с психически неуравновешенным сыном, начать с того, чтобы «перестать пытаться изменить его».
К моменту своего возвращения в Соединенные Штаты в 1970-х годах Хиллман адаптировал идеи Юнга к модели, которую он назвал архетипической психологией, основанной на эстетическом воображении. Эта концепция оказалась особо притягательной для многих художников, поэтов и музыкантов. Актриса Хелен Хант, композитор и исполнитель Мередит Монк, актер Марк Райлэнс и Джон Денсмор, барабанщик «The Doors», оказались среди тех его приверженцев, которых привлекла сила его личности, одновременно игривой и властной, великодушной и изворотливой.
"Несмотря на всю его сатурнианскую мрачность и марсианскую воинственность при защите психики в нашем научно фиксированном космосе, - написал мистер Райлэнс в своем заявлении, - он самый жизнерадостный человек из всех, с кем можно провести вечер за беседой".
В конце 1980-х годов Хиллман и двое его друзей, поэт Роберт Блай и писатель-мифолог Майкл Дж. Мид, начали проводить конференции, посвященные мужским архетипам в мифах, сказках и поэмах.
Подобные собрания находили отклик, особенно у мужчин среднего возраста — книга Блая «Железный Джон» стала бестселлером, — и к началу 1990-х годов по всей стране проводились уже тысячи таких семинаров и ретритов для мужчин, многие из которых сопровождались игрой на барабанах, посещением парилок и обращением к древним традициям предков.
«Я не знаю, что сказать о Джеймсе», - написал Блай в электронном письме. «Можно сказать: «Джеймс устраивал грандиозные вечеринки для духов».
В 1997 году, в возрасте 70 лет, Хиллман стал автором бестселлера, когда его работа «Код души» попала в список «Нью-Йорк таймс». Его пригласили на шоу «Опра».
«Он придерживался традиций — или, возможно, нетрадиций — Алана Уотса: являлся психологом, мыслителем и непрофессиональным философом, который черпал концепции из различных источников и соединял их в своем собственном, особом, своеобразном подходе», — сказал Уэйд Э. Пикрен, заведующий кафедрой психологии в Университете Пейс в Нью-Йорке и редактор журнала «История психологии».
«Я думаю, что психология благоволит и нуждается в таких людях, как Хиллман, которые мыслят нестандартно», - сказал профессор Пикрен. "Порой он шел за своими собственными идиосинкразиями, но порой его наблюдения заставляли всех нас остановиться и задуматься».
Джеймс Хиллман, третий из четырех детей Джулиана Хиллмана, владельца гостиничного бизнеса, и его жены Мадлен, родился 12 апреля 1926 года в номере отеля «Breakers», принадлежащего его отцу в Атлантик-Сити. Его мать управляла магазином аксессуаров.
После окончания средней школы Джеймс два года учился на факультете дипломатической службы Джорджтаунского университета, а в 1944 году поступил на службу в госпитальный корпус Военно-морского флота. Он изучал английскую литературу в университете Париж-Сорбонна, а также с отличием окончил Тринити-колледж в Дублине, получив степень в области психологических и нравственных наук (mental and moral science).
Но когда в 1953 году он переехал в Цюрих и поступил в Институт К.Г. Юнга, его воображение словно взмыло вверх. Проработав там 10 лет научным руководителем, он метался между Европой и Соединенными Штатами, писал статьи, читал лекции, редактировал юнгианский журнал и в 1978 году поступил в Далласский университет в качестве декана аспирантуры. Там он помог основать Далласский институт гуманитарных наук и культуры.
Хиллман написал свыше 20 книг и был востребованным лектором, часто собирая полные залы, он читал лекции Терри в Йеле и другие в Гарварде и Принстоне, регулярно выступал в Швейцарии, Италии и Индии, а также на ежегодных симпозиумах в Институте Pacifica Graduate Institute в Карпинтерии (Калифорния), где хранится его архив.
Однажды, в начале его карьеры, редактор отклонил одну из рукописей Хиллмана, заявив, что она «отбросит психологию на 300 лет назад», по словам Дика Рассела, который пишет двухтомную биографию «Жизнь и идеи Джеймса Хиллмана» (должна выйти в следующем году). «Ему просто нравилось слышать такое», — сказал Рассел, «потому что это именно то, что он и хотел сделать».
Джеймс Хиллман был трижды женат. Помимо его жены, художницы мисс Маклин-Хиллман, у него осталось четверо детей от первого брака: Джулия Хиллман из Вудстока, штат Коннектикут; Карола Хиллман из Санкт-Галлена, Швейцария; Сюзанна Хиллман из Цюриха; и Лоуренс Хиллман из Сент-Луиса; а также две сестры, Сью Беккер и Сибил Пайк, и брат Джоэл.
"Во времена отчаяния некоторые люди обращаются к колдовству, магии и оккультизму, а также к наркотикам и безумию в попытке возродить свое воображение и обрести душевный мир", - писал Хиллман в 1976 году. "Однако этих реакций недостаточно. Что требуется, так это переосмысление, фундаментальный сдвиг перспективы, уход от бездушного состояния, которое мы называем современным сознанием".
Рекомендуемые статьи со схожей тематикой:
Исцеляющее начало внутри нас: подходы Юнга и Грофа
Аналитическая психология Юнга как универсальный растворитель
Архетипическая психология и трансовые техники работы с подсознанием: неожиданные параллели
«Код души» Джеймса Хиллмана: теория желудя, роль даймона и психология судьбы
Качества, необходимые психологу или консультанту, по Карлу Роджерсу
1 Фактически аналитическую (юнгианскую) психологию было бы куда корректнее именовать архетипической, а архетипическую (хиллмановскую) — имагинативной психологией. Так, во всяком случае, сразу становится понятен их глубинный смысл и центральный подход к вопросам души.
Источник: https://www.nytimes.com/2011/10/28/health/james-hillman-therapist-in-mens-movement-dies-at-85.html