Жан Батист Бело и его «Труды» по хиромантии

В предлагаемой сегодня вашему вниманию статье Кристофера Джонса речь пойдет об истории развития традиции хиромантии во Франции первой половины XVII веков, а также о личности и работе Жана Бело, выдающегося представителя искусства хиромантии своего времени. На русском языке публикуется впервые.

В конце шестнадцатого века, примерно в то же время, когда была впервые опубликована работа Иоганна Ротмана, на свет появился будущий французский хиромант Жан Бело. Бело был очарован астрологией и хиромантией еще в юном возрасте. Его первая работа по хиромантии была издана в Париже в 1619 году под заглавием «Простое и доступное руководство для изучения наук хиромантии и физиогномики». Подход Бело можно охарактеризовать, как астрологическую хиромантию: уже во вступительном слове к своему трактату он объясняет, что для понимания хиромантии мы должны сначала понять смысл и значение планет и астрологических знаков; в итоге текст книги во всем имеет явный астрологический привкус.

Данное сочинение было переиздано в Руане в 1640 году и включено в текст книги под названием «Труды Жана Бело» («Les Oeuvres de Jean Belot»). Работа также включала в себя трактат по физиогномике и метоскопии, а также разделы, посвященные искусству памяти Луллия, диалектике и даже умению совершать проповедь! Самой хиромантии посвящена первая половина этой книги, которая включает в себя 210 страниц. Наличие астрологического акцента сочинения Бело становится понятным сразу, поскольку уже на фронтисписе издания имеется гравюра, изображающая на руке различные астрологические корреляции, включая такое нововведение, как приписывание каждой фаланге пальцев определенной связи с одним из двенадцати знаков Зодиака.

Бело и Каббала

Бело начинает текст своего сочинения с рассмотрения значений планет и знаков Зодиака, различных оккультных ассоциаций и соответствий, давая, например, краткое описание типичных физиогномических признаков, связанных с каждой планетой. Далее следует описание «Трех Миров» и их проявлений в линиях и различных областях ладони. Следующая глава посвящена интерпретации различных священных букв, которые мы можем увидеть в линиях руки. Из этой главы нам становится очевидным факт соприкосновения Жана Бело с еврейской каббалистической хиромантией, поскольку он не только дает описание десяти сефирот и Древа Жизни, но даже цитирует «Талмуд» и упоминает о Рабби Аврааме ибн Эзре1. Однако на руке он ищет латинизированные символы, а не буквы иврита, что видно из приводимой автором таблицы, где указаны соответствия каждой из 26 букв различным планетам и знакам Зодиака. Таким образом, предсказательное значение буквы, которую хиромант Бело находил в линиях руки, обнаруживалось путем интерпретации астрологического символа, непосредственного с ней связанного.

Затем следует раздел, посвященный астрологическим соответствиям в физическом теле и несколько довольно странных глав о том, как мы можем установить свой день рождения, темперамент и наследственность благодаря линиям ладони. Благодаря таким соображениям мы можем узнать на кого мы более похожи — отца или мать, кроме того, Бело также демонстрирует нам, как мы можем определить своего Гения или ангела-хранителя, изучая линии! В подходе Бело содержится явный астрологический акцент, что, например, воплощается в упоминаниях о четырехугольнике, отчетливая конструкция которого является указателем точного положения Луны в доме или «стоянке», что в дальнейшем легко можно проинтерпретировать с помощью астрологических средств. Для удобства интерпретаций автор приводит в тексте книги удобную таблицу, соотнеся стоянки Луны с линиями ладони, астрологическими и зодиакальными соответствиями, ангелами и особыми буквами еврейского алфавита. В этом месте сочинения Бело открыто сообщает нам, что вывел эту таблицу соответствий благодаря учению Каббалы.

Интерпретации по хиромантии

Разумеется, нам следует отметить, что основная часть книги Бело посвящена объяснениям различных значений линий руки. Однако, мы видим, что, несмотря на его склонность обогащать хиромантию новыми идеями и перспективами, почерпнутыми из астрологических и каббалистических учений, многие интерпретации линий ладони у Бело являются повторением тех идей, что мы уже услышали столетиями ранее. И несмотря на все теоретические достижения, интерпретация конкретных линейных признаков осталась практически все той же! Например, круг на линии Жизни указывает на потерю глаза (два круга будут означать потерю двух глаз), Мензальная линия, заканчивающаяся между указательным и средним пальцами, показывает, что человек умрет от «flux de sang»2, при этом женщина с таким показателем умрет при родах или от чрезмерной потери (менструальной) крови. И конечно, хорошо сформированный треугольник указывает на человека, имеющего удачу, богатство, счастливую жизнь и довольную старость, в то время как четыре отчетливо сформированные расцетты указывают на продолжительность жизни от восьмидесяти до ста лет: каждая такая четко сформированная линия дает, по Бело, около двадцати лет.

Интересно заметить, что Бело отличается от большинства авторов по хиромантии той терминологией, что он применяет в отношении линий, в частности, называя линию Головы линией Epatique, а линию Урана линией Cephalique (Головной линией) — не наоборот. При это Бело, конечно, не мог не знать привычной терминологии, поскольку регулярно ссылается на труды Трикассо, Индагине, Корвуса, Тэнье и Гоклениуса, что сообщает нам, что он был знаком со многими из самых важных авторов по хиромантии эпохи Возрождения. В самом деле, он соглашается с преобладающим мнением в отношении некоторых интерпретаций линий, например, что Мензальная линия начинается именно под мизинцем и движется в сторону расположения большого пальца.

Интересны те толкования, что он дает звездам, которые можно обнаружить на этой линии и которые, по его мнению, являются показателями удачи: так, звезда под мизинцем является знаком удачи в науках, звезда под безымянным пальцем указывает на почести, звезда под средним пальцем указывает на хорошую фортуну в плане здоровья, а звезда под указательным пальцем сулит удачу в отношении денег и богатства. Это соотносится с некоторыми из тех интерпретаций, что он дает линиям, поскольку он находит хорошо сформированную ligne du soleil3 показателем достоинства, чести и высокой должности (такой знак можно найти у королей и принцев), а хорошо сформированную ligne de Saturne4 рассматривает, как свидетельство здоровья и спокойствия. Он также дает любопытную интерпретацию ceinture de Venus5, рассматривая его, как указание на того, кто участвовал в скотоложестве, содомии, инцесте, растлении или ином нечистоплотном действии! Возможно, именно благодаря Бело пояс Венеры на ладони был в девятнадцатом веке истолкован, как показатель сексуальной одержимости и девиации.

Ассоциации и соответствия

Трактат завершается разделом о холмах ладони и о том, как благодаря им делать прогнозы, главой о ногтях и мыслями о том, почему их анализ является частью хиромантии, а не физиогномики, а также главой, дающей конкретные правила и общие замечания по интерпретации таких хирогномических6 особенностей ладони, как, например, размер ладони и пальцы. Сочинение Бело наполнено астрологией: периодически автор трактата оставляет на время тему хиромантии, чтобы совершить отступление в сторону дальнейших астрологических ассоциаций и соответствий. Как и Иоганн Ротман, Бело действительно являлся одним из ведущих представителей астрологического подхода к хиромантии данного периода. Однако нам совершенно ясно, что применительно к его методу хиромантии его лояльность распространяется не только на астрологию, но и на многие иные концепции; предпоследняя глава трактата вновь раскрывает философию «Трех Миров», описывая всевозможные эзотерические ассоциации и соответствия между рукой и четырьмя ветрами, духами, гуморами и элементами, а также ангелами, буквами и цифрами. Для Бело ценность хиромантии заключается не только в ее предсказательном потенциале, но также и в том, что она помогает нам понять многие иные дивинационные системы.

Хотя система Бело, связывающая пальцевые фаланги с определенными астрологическими соответствиями не была широко принята и фактически мало используется сейчас, он является одним из немногих авторов первой половины семнадцатого века, который действительно попытался синтезировать астрологию и хиромантию в единую стройную дисциплину вместе с каббалистическими и другими эзотерическими идеями. Это отчетливо показывает связь Бело с тем потоком герметической мысли, что прослеживается в целом ряду сочинений важных авторов искусства хиромантии. Попытка аккуратно объединить вместе хиромантию и астрологию, а также связать их с каббалистическими и иными герметическими идеями отчетливо говорит о потребности эзотериков рассматривать все изучаемые ими искусства и науки, как части единого интеллектуального здания, отражающего всю ту сложность взаимоотражений макро- и микрокосма, что имеют место быть. И хотя мы можем сомневаться в эффективности столь теоретического подхода в хиромантии для реальной практики чтения по руке, это не должно мешать нам удивляться и восхищаться тому в высшей степени интеллектуально-утонченному способу, с помощью которого эти идеи оказались замысловато сплетены вместе в попытке выразить некое единое Целое. В наше время аналогичную серьезную попытку предпринял лишь Дилан Уоррен-Дэвис.


1 Авраам бен Меир ибн Эзра (1089-1164) — средневековый наваррский (испанский) и еврейский учёный раввин-философ, занимавшийся математикой, богословием, астрономией, астрологией, поэзией и лингвистикой. Один из основоположников грамматики ивритa.
2 В переводе с франц. — кровотечения.
3 С фр. — линия Солнца.
4 С фр. — линия Сатурна.
5 С фр. — пояса Венеры.
6 В оригинале — морфогномических, но такого слова нет в русском языке.

Источник: http://www.johnnyfincham.com/history/belot.htm

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.